Главная страница

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников


Скачать 88.66 Kb.
Название Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников
Дата 13.03.2016
Размер 88.66 Kb.
Тип Решение

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Зюзина Н.О.
В век информатизации, когда объем знаний удваивается каждые десять лет, обучение в школе строго ограничено рамками образовательных стандартов и программ. Определяя ограничения в образовании школьников, мы не сможем воспитать человека способного если не к исследовательской деятельности, то к творческому, нестандартному решению проблем в бытовой и профессиональной сферах жизни в будущем. Особенно актуальна поддержка в образовательном процессе школы способных и одаренных детей, которых отличает своеобразие умственной работы: оригинальность и самостоятельность суждений, неординарность точки зрения по разным вопросам. Следовательно, проблема поиска новых форм организации работы со способными и одаренными детьми, расширяющие рамки образовательного процесса и способствующие становлению личностных компетенций для самореализации в современном обществе, является актуальной проблемой практики обучения и воспитания школьников.

Решение данной проблемы мы видим в использовании при организации внеурочной деятельности младших школьников форм дополнительного образования: таких как кружок, секция, студия, клуб. Деятельность клуба интеллектуального развития детей «Эврика» была организована в 2007 году при методическом содействии ЦНТУ МОУ ДОД «Городской дворец детского (юношеского) творчества» на базе МОУ «СОШ № 113», а затем и МОУ «СОШ № 82».

Клуб как форма организации внеурочной деятельности младших школьников имеет большие педагогические возможности для становления личностных компетенции. Клуб – форма организации досуга младших школьников, в рамках которой формируется потребность в культурных формах организации отдыха, снимаются личностные напряжения, удовлетворяются эмоциональные и информационно-познавательные потребности.

Клуб – форма организации продуктивного общения. Общение в младшем школьном возрасте бывает проблематичным: ребенок испытывает затруднение в деятельности, но достичь желаемой цели в одиночку не в состоянии. Клуб интеллектуального развития имеет своей целью включать младших школьников в разнообразную деятельность, направленную на удовлетворение их потребностей в творчестве и общении. Основными направлениями деятельности клуба являются организация кружка, работающего по программе «Через игру – к творчеству», разработанную специалистами ЦНТУ МОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества», подготовка к участию и участие в интеллектуально-творческой игре по краеведению «Люди, изменившие мир», учебная исследовательская деятельность школьников, участие в творческих проектах различного уровня (школьных, городских). Таким образом, в условиях деятельности клуба предметами общения выступают знания, процессы и продукты творческой деятельности, коллективные занятия, отдых и развлечения. Общение со сверстниками разворачивается в процессе подготовки к играм, совместной игры, подготовке коллективного творческого проекта, обсуждение результатов творческих и исследовательских проектов. Из всех видов деятельности игра вызывает наибольший интерес, оказывая значительное влияние на познавательную активность. Кроме того, в совместных играх-тренингах в процессе подготовке к игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, подчинению своих действий действиям других участникам группы. Занятия помогают ребенку лучше узнать себя, найти новые пути группового взаимодействия, развить способности, которые учат лидирующей роли и роли рядового участника в ситуациях группового решения. Значит, общение становится формирующим фактором: его участники осознают свою значимость в общем деле, лично заинтересованы в достижении поставленных целей и имеют возможность для самоутверждения и реализации своих творческих способностей, коммуникативных потребностей.

Клуб интеллектуального развития является формой педагогического сопровождения интеллектуального развития и поддержки способных школьников. Целью деятельности клуба является стимулирование участия школьников в различных конкурсах и проектах. Групповая, индивидуальная, индивидуализированная, индивидуально-групповая формы организации работы клуба позволяют дифференцированно подойти к каждому ребенку, исходя из его образовательных потребностей, познавательных склонностей и интересов. Игры-тренинги, кружковая работа по программе дополнительного образования, консультирование по вопросам учебного исследования, организация группового обсуждения исследовательских творческих работ способствуют самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. В процессе педагогического сопровождения учебного исследования и творческих проектов, подготовки к интеллектуально-творческим играм был накоплен опыт руководства интеллектуально-творческой деятельностью младших школьников, сложилась система работы, которая обобщена и представлена в таблице, проанализированы педагогические возможности каждой формы деятельности на развитие личностных компетентностей.

Клуб интеллектуального развития объединяет в своей деятельности несколько форм дополнительного образования детей: кружковая работа, свободные занятия по интересам, игровой тренинг, – все это повышает продуктивность внеурочной работы в целом.

Таким образом, клуб интеллектуального развития влияет на развитие личностных компетентностей в бытовой, когнитивной и информационно-коммуникативной сфере деятельности. Психолого-педагогическая диагностика показала, что у воспитанников клуба «Эврика» произошли следующие изменения в личностном развитии. У воспитанников повысился уровень учебной мотивации на 12%, способности анализировать на 32%, способности планировать на 20%. В целом изменилось эмоциональное отношение к учебным и интеллектуальным занятиям от игрового интереса к познавательному у 56% учащихся. Данные результаты говорят о положительной динамике развития познавательных способностей. Значительно снизилась эмоциональная напряженность в классе, уровень агрессии снизился на 8%, свое эмоциональное отношение к общению в классе как «комфортное» высказали 72% школьников.

Анализ работы клуба «Эврика» позволяет увидеть и проблемы, среди которых, недостаточный охват деятельностью одних учащихся класса и излишняя загруженность других, когда один и тот же ребенок участвует в разных мероприятиях; повышенное внимание к развитию интеллектуальной сферы ребенка и недостаточное внимание к развитию других сфер личности ребенка; низкий интерес родителей к тому, чем ребенок занимается во внеурочной деятельности и необходимость эмоциональной, информационной, организационной помощи и поддержки при выполнении творческих проектов.

Решение данного круга проблем мы видим в проведении интеллектуально-творческих игр на уроке и во внеурочное время, организации мини-конкурсов с учетом интересов и способностей школьников, расширении содержания и тематики занятий, разъяснении целей и задач клуба, необходимости оказания помощи детям в выполнении творческих проектов на родительском собрании, оказании консультативной помощи родителям по выполнению с детьми творческих заданий, проведении открытых занятий для родителей.
Опыт педагогического сопровождения и поддержки интеллектуального развития младших школьников в работе клуба интеллектуального развития «Эврика»


№ п./п.

Направления деятельности

Цель

Формы

Технология опыта

На развитие, каких компетентностей направлена работа

Результат

1.

Творческое проектирование

Выявлять склонности, интересы детей, развивать творческие способности.

Индивидуальная, индивидуально-групповая

1. Создание банка данных «талантов детей и их семей»: анкетирование родителей, наблюдение за детьми на уроке и во внеурочной деятельности;

2. Изучение возможностей включения детей в творческие мероприятия: изучение плана воспитательной работы школы, плана мероприятий ГДД(ю)Т, плана конкурсов и проектов для учащихся в сети Интернет на Омском образовательном портале;

3. Включение детей в творческие проекты школьного, городского уровня, в проекты связанные с исследовательской деятельностью детей в классе: организация работы в классе, индивидуальная помощь, консультирование;

4. Представление творческих работ в классе: выставки работ, публичное выступление для представления результата;

5. Отбор работ для участия в конкурсе.

Коммуникативные (умение работать в команде); оргдеятельностные качества (способность осознавать цель, умение организовывать ее достижение, самоанализ, самооценка); продуктивные качества (умение создавать продукт); фантазия.

Участие в конкурсе фотоальбомов «Таланты с хвостиком»;

создание экспонатов Музея Бабы-яги; выпуск книжек-малышек на патриотическую тему.

2.

Организация учебно-исследовательской деятельности

Помочь ребенку овладеть методологической культурой необходимой для получения знаний в учебной деятельности, учить оформлять и публично представлять результаты исследования.

Индивидуальная, индивидуально-групповая.

1. Поиск предмета исследования: просмотр телепередач, чтение книг, поиск интересных заметок в газетах;

2. Выбор темы. Выбор темы определяется найденной интересной информацией в газетах и книгах, увлечениями и занятиями детей, интересом к определенной теме, семейными увлечениями, интересами, вопросами учебной программы;

3. Составление плана исследования: определение предмета, объекта, цели, задач, методов исследования;

4. Организация исследования: составление списка литературы по теме, изучение литературы, разбиение крупных исследовательских задач на более мелкие, инструктирование о ходе решения задач, научная обработка информации (классификация, сравнение, анализ, формулировка выводов); анкетирование; учебное проектирование (создание экспонатов музея, коллекций, выставки работ, макетов);

5. Оформление работы;

6. Подготовка к выступлению: подготовка презентации и письменного доклада; подготовка устного доклада;

7. Выступление на конференции НОУ; определение перспектив работы по теме исследования.

Коммуникативные (умение работать в команде); оргдеятельностные качества (способность осознавать цель, умение организовывать ее достижение, способность к творчеству, самоанализ, самооценка);

когнитивные компетент. (самообучение, саморазвитие, продуктивные качества (умение создавать продукт, принимать решения), умение задавать вопросы, находить причины, обозначать свое понимание проблемы; креативность, фантазия; информационные (умение находить информацию, использовать коммуникационные технологии).

Участие в конференциях НОУ школьного, городского и регионального уровней (конференция НОУ «Поиск» ГДД(ю)Т в 2009, 2010; «Я-исследователь» в 2009; областная научно-практическая конференция «Поиск» в 2010 году).

В 2009 – лауреаты конференции «Я-исследователь»; в 2010 – участники.

3.

Участие в интеллектуально-творческих играх

Помочь освоить технологию получения и обработки информации и способы группового взаимодействия.

Индивидуально-групповая, групповая

1.Знакомство с темой игры и ее осознание.

2. Определение способов поиска информации и тематики поиска.

3. Подготовка к участию в игре:

Дети: знакомство с правилами игры, сбор информации по теме игры, участие в игровых тренингах, экскурсиях, посещение спектакля.

Учитель: поиск информации по теме, проведение экскурсий, разработка заданий игрового тренинга, проведение групповых игровых тренингов.

Содержание заданий игрового тренинга:

А) Знаньевые вопросы и задания: игра «Да-нетка», «установи соответствие», «выбери правильный ответ»;

Б) Интеллектуальные задания: числовые и словесные игры, головоломки, ребусы, загадки, игра «Волшебный мешочек»;

В) Творческие задания: «продолжи стихотворение», «имитация», «нарисуй, как представляешь», решение заданий на основе прослушанного музыкального произведения.

4. Уточнение правил, распределение обязанностей в группе во время игры, эмоциональный настрой.

5. Участие в игре.

6. Анализ результатов игры: что нового узнали, что получилось и не получилось, поиск ответов на вопросы, на которые не смогли ответить.

7. Проведение игры в классе.

Коммуникативные (умение работать в команде, выполнять различные роли в группе, решать проблемы); информационные (умение находить информацию, умение использовать коммуникационные технологии);

оргдеятельностные качества (способность осознавать цель, умение организовывать ее достижение, способность к творчеству, самоанализ, самооценка);

когнитивные компетент. (самообучение, саморазвитие), продуктивные качества (умение принимать решения), умение задавать вопросы, креативность, фантазия.

Участие в ИТИ «Люди, изменившие мир», победители (2008) и призеры (2009) отдельных туров игры.