|
Педагогические технологии обучения иностранному языку в контексте фгос
" Педагогические технологии обучения иностранному языку в контексте ФГОС "
В педагогической литературе часто встречается понятие технология, пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы прошлого века в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) +
формы обучения
В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Выпускник школы должен обладать нужными знаниями, умениями, навыками, осуществлять различные виды деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к сотрудничеству, стремясь избегать и преодолевать конфликты. Сегодня мировая педагогическая наука рассматривает преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающихся. Эта роль значительно сложнее, чем в традиционном обучении, и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры, компетентности и мастерства.
На что сегодня может опереться учитель? Вероятно, на современные педагогические технологии.
Педагогика богата технологиями, которые успешно используются на протяжении последних 20 лет. Теоретический обзор технологий показывает, что наиболее распространенными в практике являются технологии личностно-ориентированного обучения, игровые, проблемные, информационные, дистанционного обучения и другие. Есть и более современные технологии: технология критического мышления, ИКТ .
Проведенное нами анкетирование учителей показывает, что в практике учителя используют более узкий перечень технологий, а именно: 70 % опрошенных учителей часто используют игровые и проектные технологии; 30 % учителей — технологии критического мышления, ИКТ. Среди перечисленных учителями технологий единично были названы: обучение в диалоге, технологии проблемного и дифференцированного обучения.
Анализ суждений педагогов позволил выявить причины эпизодического использования технологий, главные среди которых — длительная и энергоемкая подготовка для их использования в учебном процессе, ответственность за грамотное внедрение технологии в программу обучения. При этом педагоги отметили, что с введением ФГОС они просто затрудняются не только выбрать технологии, ориентированные на реализацию требований, обозначенных в новом стандарте, но и работать с их использованием.
Наблюдается противоречие: технология предполагает систематическое использование, чтобы обеспечить высокое качество образования, но у учителя нет методического инструмента для ее использования в ежедневной практике. Один учитель в силу разных причин (отсутствие времени и способностей к такой деятельности) не может создавать методическую разработку учебной темы с использованием выбранной технологии для предмета на весь учебный год. Такое под силу научным работникам и специалистам, либо творческим коллективам, подготовленным к данной деятельности. Поэтому многие учителя не используют технологии систематически.
Личностно-ориентированный подход учитывает личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. При этом подходе создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися.
Личностно-ориентированное обучение включает метод проектов, обучение в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве.
Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
При использовании обучения в сотрудничестве самое трудное - добиться, чтобы ученики в малых группах общались нa иностранном языке. Но практика показывает, что при достаточно настойчивом внимании со стороны учителя это требование выполняется сначала с трудом, а затем постепенно с явным удовольствием.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть в том, чтобы учащийся сам захотел приобрести знания.
Метод проектов
К методам и соответственно к технологиям личностно- ориентированного подхода в обучении иностранным языкам относится метод проектов. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути.
Известно, что изучение иностранного языка вносит существенную лепту в общее развитие. Метод проектов - суть развивающего, личностно ориентированного характера обучения. Викторина как метод исследовательского проекта дает учащимся возможность участия в исследовательском поиске. Викторина дает возможность преподавателю неформального контакта с учащимися, которые легче и доступнее идут на него, когда заняты чем-то интересным, помогает выстраивать доверительные взаимоотношения, строить общение на основе дружеского расположения.
Разноуровневое обучение
Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Новые информационные технологии в обучении английскому языку
В настоящее время стали интенсивно внедрятся в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ и, т.п.
Kомпьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку и является средством обучения детей.
Сейчас в распоряжении учителя много образовательных программ на CD-дисках с тестами, тренировочными упражнениями. К работе на компьютерах с подобными обучающими дисками ученики проявляют неподдельный и живой интерес, который целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе.
Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса, усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Использование ИКТ дает возможность:
1)излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
2)привлекать пассивных слушателей;
3)делать занятия более наглядными;
4)обеспечивать моментальную обратную связь;
5)экономить время для речевой практики;
6)организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом;
7)упростить контролирование учебной деятельности учеников;
8)обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности
Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования
Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает самостоятельную деятельность учеников. Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
интерактивные доски;
электронные энциклопедии и справочники;
тренажеры и программы тестирования;
образовательные ресурсы Интернета;и CD диски с картинами и иллюстрациями; видео и аудиотехника;
научно-исследовательские работы и проекты;
дистанционное обучение.
Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно-деятельностного подхода, в рамках которого выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля; где ИКТ может быть эффективно использованы в самых разнообразных коммуникативных ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.
Урок «открытия» нового знания
В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала .
Урок закрепления знаний
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. В практике работы использую программное обеспечение для интерактивной доски, которое наглядно представляет материал, обеспечивает быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию).
Урок систематизации и обобщения знаний
На данных уроках непосредственно обращаемся к различным источникам информации, которая интересна ученикам и способствует получению жизненного опыта.
Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет; работа с географическими картами; работа с англоязычными сайтами.
Урок развивающего контроля
Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. При создании теста с выбором ответа на компьютере, обозначаю вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора.
Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Учебники М.З. Биболетовой “Enjoy English”, как и многие другие современные учебники, направлены на развитие основных компетенций учащихся, в том числе и коммуникативной. А потому компьютерные технологии прекрасно вписываются в методическую структуру учебника. При этом эффективность уроков возрастает за счет использования различных видов заданий (дебаты, обсуждения, ролевые игры), компактного сочетания всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), актуальной информации содержания материалов, ориентации обучения на ученика. Причем использование интерактивных форм обучения способствует тому, что ученик сам становится главной действующей фигурой при формировании своего индивидуального маршрута развития, т.е. гуманитарной самоорганизации личности обучающегося.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постоянно развивающаяся система информационного обеспечения в сочетании с техническим сопровождением обеспечивает качество образовательного процесса.
Телекоммуникационные проекты представляют интерес, поскольку они создают условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке и, как следствие, потребность в изучении иностранного языка.
Педагогические и информационно-коммуникативные технологии обеспечивают высокую результативность урока.
МБОУ "Яшкульская многопрофильная гимназия"
Районный семинар учителей иностранного языка.
Тема: "Формирование и развитие познавательных интересов учащихся при дифференцированном обучении английскому языку"
Тема выступления: "Педагогические технологии обучения иностранному языку в контексте ФГОС"
Подготовила: Давыдова В.Г.
учитель английского языка
МБОУ "Яшкульская многопрофильная гимназия"
Яшкуль 2014
|
|
|