Главная страница

«Предметно-средовая модель как средство развития представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с зпр старшего дошкольного возраста, составляющих необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения в условиях фгос»


Скачать 80.27 Kb.
Название «Предметно-средовая модель как средство развития представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с зпр старшего дошкольного возраста, составляющих необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения в условиях фгос»
Дата 11.02.2016
Размер 80.27 Kb.
Тип Решение

«Предметно-средовая модель как средство развития представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, составляющих необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения в условиях ФГОС».

К предлагаемому практическому опыту работы я пришла в результате изучения коррекционной педагогики и психологии, обобщения собственного опыта работы с детьми ЗПР, при создании предметно-средовой модели я учитывала требования федерального государственного образовательного стандарта к предметно – пространственной среде: насыщенность, трансформируемость пространства, полифункциональность материалов, доступность безопасность.

Решение о создании предметно-средовой модели было принято осенью в 2013 году, мной и родителями поступивших в группу детей старшего дошкольного возраста. Перед нами встала проблема: дети с трудом усваивали материал на занятии по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Объясняя причину возникшей проблемы, я рассказала родителям об особенностях детей с задержкой в развитии.

Главной составляющей предметно-средовой модели является дидактический материал, действия с которым автоматически развивает ребенка. Соответственно взрослому отводится роль второстепенная, опосредованная созданием дидактического материала.

Поэтому планируя предметно-средовую модель, я четко определила, что это будет стационарно закрепленная основа, изображающая пейзаж. Чтобы показать все четыре времени года, понадобилось создать трансформируемые съёмные части по сезонам. На голубом небе, белые и голубые тучи из специальных текстильных липучек, которые позволяют прилеплять педагогу разные элементы. Солнце, воздушный транспорт, стаю улетающих птиц, тучи с разными осадками. Солнцу сделали облик веселого и доброго лица, которое вызывает у ребенка положительные эмоции, ассоциации с теплом, ярко желтый велюр создает эффект искрящего света, что закрепляет у ребенка словарный запас.

У ребенка формируется целостное восприятие картины неба. На линии горизонта, разместились горы и лес. Размещенные образы намного светлее и бледнее стоящих на переднем плане ярких деревьев, холмов. Дома города, машины на дороге всё подбирается, в маленьких размерах, широкие дорожки и тропинки на переднем плане резко сужаются к линии горизонта, всё это создает перспективу.

Задевая тучи

Головой седою,

Дуб стоит могучий

С думой вековою.

Так и у нас на переднем плане с левой стороны дуб, который упирается кроной в небо, показывая свою мощь. Специально втачанные петли из тесьмы в толстые ветки дуба, дают возможность разместить в них настоящие веточки дерева, это расширяет и уточняет представление о строении дерева. На веточках в зимнее время года крепится кормушка с муляжами зимующих птиц. Размер и окраска точно повторяет внешний вид птиц, это помогает воспитанникам более точно составить рассказ – описание.

В дереве специально оборудовано дупло, с секретом, втачанная молния на дне дупла дает возможность спрятать запасы белки, (из природного материала те же желуди), что дает четкое представление у детей о плодах этого дерева, пище и жилище белки. Под дубом сделана специальная ниша, в которой удобно на липучку прикреплять муляжи мышей, различных грызунов, формирует представление о взаимосвязи растений и животных.
Чьи следы кружевным узором отпечатались на свежевыпавшем снегу? «Беличьи» - рассматривая узор следов, воспитанникам легко образовать притяжательное прилагательное. Расширяя знания об особенностях внешнего вида белки, я смастерила хвост игрушки из настоящего меха, похожего по цветовой гамме и фактуры беличьего меха. Белочка имеет карман, что дает возможность ребенку засунуть пальчик и проделывать разные манипуляции с игрушкой: прыжок белки с ветки на ветку - помогает понять употребление предлогов. Дети дольше удерживают внимание на предмете, сравнивают с другим животным, устанавливают простейшие причинно – следственные связи, делают обобщения об увиденном сюжете.

Продолжая показ, мы переходим к зимнему пейзажу. Съемная часть модели крепится на липучки к основе, белая мягкая ткань закрывает всю площадь земли, закрепляя в сознании детей образ зимнего пейзажа.

В самом центре зимнего поля пушистая елочка, елочка сшита из мягкой ткани, на лапах ели пристрочены крючки, с помощью которых ребята украшают елку. Вокруг елочки есть липучки, с помощью которых, дети крепят различных героев новогоднего праздника, совершают практические действия и обозначают их словом, отвечают на вопросы, развивая связную речь. С правой стороны домик. В окне мы видим елочку украшенную бисером, имитирующим елочные игрушки. На крыше дома лежит снег, сделанный из синтепона. Плетеный заборчик окружает палисадник. Тропинка ведет от двери дома до катка, возле катка кошачьи следы, ведущие в сторону дома, на катке пристрочены липучки, ниже голубая тесьма, имитирующая лыжню. С левой стороны ледяная горка на опушке леса, пристрочена из блестящей, прозрачной ткани с липучками. Ниже закрепили на липучки снежную крепость, коробочка из белого блестящего паралона, в неё положили искусственные снежные комочки, карманы из искусственного меха, имитируют сугробы, в которые дети прячут различные предметы. Выполняя практические действия с предметами, опираясь на наглядный материал, воспитанники легко составляли рассказ на тему: « Зимние забавы», воспитываются обычаи русского народа.

С левой стороны продолжается зимний лес. Расширяя у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных и приспособлении к среде обитания, были придуманы, макеты, берлоги с игрушкой медведя, норки с ежиком, логово с волком. Зайцы в белой шубке спрятаны в сугробе под елочкой. Игрушки диких животных подобраны так, чтобы вызвать интерес к особенностям их внешнего вида в это время года.

У волка сделаны острые зубы из кусочков зубочисток, так чтобы при тактильном обследовании у ребёнка сохраняется надолго образ этого хищника. При составлении рассказа - описания о медведе, дети легко запоминают внешние особенности настоящего зверя. Игрушка медведь с его маленькими подслеповатыми глазками и большими ушами, и носом сама подсказывает ребенку о его хорошем слухе и обонянии. Волчьи и медвежьи следы помогли мне рассказать и показать ребятам об особенностях походки этих животных.

Использование макета жилища с игрушками домашних животных, детям дает представление о среде обитании домашних животных, закрепляет названия животных, и их детенышей, а так же знания о назначении и пользе для человека, развивает умения детей сравнивать образ жизни домашних и диких животных, устанавливать причинно – следственные связи.

Различные искусственные сухостои растений закреплены в маленьких резиночках, пристроченные в разных местах леса, зеленые елочки, кустики, деревья все это развивает умение видеть красоту окружающего мира.

С приходом темы ранней весны съемную часть зимнего пейзажа снимаю, убираю ветки из дуба с зимующими птицами, кормушку. Для закрепления и обобщения примет ранней весны, было сшито изделие из кусочков ткани с изображением весеннего ледохода, оно крепится к основе на липучках. Изделия, изображающие островки снежного покрова, показывают, что снега стало меньше, снежный покров остается только на переднем плане модели. В них вшиты кармашки, куда воспитанники вкладывают веточки вербы, веточки с набухшими почками деревьев, искусственные первые весенние цветы, подснежники. Закрепляю умение узнавания и называния растений по форме листьев и окраске цветов, по запаху.

Прикрепляют вырезанные из фольги аппликации имитирующие лужи, первые ручейки, обращаю внимание воспитанников на то, что вода течет с более высоких мест в более низкие, а на ровных местах образуются лужи, на них накладывают аппликации кораблики. При показе первых проталин вокруг ствола дуба, использовали ткань с необычным рисунком, которая хорошо показывает естественный цвет земли. Оформляю крону дерева веточками с набухшими почками.

Расширяя представления о перелетных птицах, в веточки дуба я закрепляю муляжи перелетных птиц, двух трясогузок и маленькое гнездышко с птенцами. Размер и окраска точно повторяет внешний вид птиц, это помогает воспитанникам более точно составить рассказ – описание. У трясогузки в клюве закреплена искусственная муха, детям объясняю что, вредные насекомые являются, пищей для птиц, эта композиция оставляет у ребят яркое впечатление, детям даю достаточное время для восприятия, поэтому дети с легкостью запоминают, чем питаются и как живут птицы.

Продолжая тему весны, убираю изделия изображающие ледоход, снежный покров.

Перед нами раскрывается картина, в центре вдали речка, на переднем плане холмы с тропинками, уходящие вдаль. С правой стороны желтый большой дом, с крылечком. У дома сад с деревьями и огород.

С левой стороны у дуба, где изображена земля, из тесьмы притачаны петельки, в них воспитанники вставляют весенние искусственные цветы, ландыши, мимозу. В притачанный ствол яблони сверху, вставляю веточки искусственной цветущей яблони, в цветках закрепляю муляжи пчел.


Использование муляжей насекомых, которые четко передают их внешний вид, размер, окраску формируют реалистические представления о насекомых их жизненных проявлениях.

Русло речки плавно уходит за дом. На речке притачаны липучки, где дети прикрепляют птиц, кораблики. Дно речки сшили из прозрачной ткани, как карман, куда вложили маленьких паралоновых рыбок, ракушек, сухую морскую звезду, искусственные водоросли. Показано как живут рыбки в речке, их внешний вид, среду обитания. Берег реки обшит тканью в цвет речного песка. Над речкой большое рабочее поле, сшитое из липучек, к нему дети накладывают аппликации транспорта, который, работает весной на полях: трактор, грузовую машину.

Раскрывая представления о лете, первым делом на веточках дуба закрепляю ярко зеленые листочки, вырезанные точно по форме дубового листа из мягкой ткани. Закрепляю на притачанных белых стройных стволах берез, веточки с листвой. В петельку около макета норы ежика, вставляю веточку искусственного клена. На полянах липучки воспитанники используют для закрепления игрушек домашних животных, которые пасутся на лугу, аппликации ягод, цветов, бабочек. У фундамента дома на липучки закрепляю клумбу цветов, сделанную из маленькой коробочки, куда вставлены в основу маленькие красные, желтые, розочки. У речки дети вставляют густые заросли искусственных камышей.

С начало нового учебного года даю представление об осени. На небе закрепляю стаю улетающих птиц. Дождь появляется из серо - синей тучи падением нескольких нитей из бус, это движение «дождя» вызывает у ребенка яркий образ, который рождает глагол, «падает дождь» или «идет дождь». На кроне дуба закрепляю желтые и зеленые листья. К игрушкам белок в дупло кладу желуди, лесные орешки. Детям на занятии очень интересно заглядывать в секретный потайной карманчик дупла, обследовав найти там запасы белки. На липучки размещаю грибы, белые и мухоморы. На занятии по теме о съедобных и несъедобных грибах, детям полезно для закрепления материала самим собрать полезные грибы, запомнив их внешний вид.

На ткани изображающий землю, закрепляю упавшие желтые листья, около макета норки на липучки, прикрепляю ежика, в норку кладу искусственные яблочки, это его запасы. Воспитанники с интересом тактильно обследуют форму, глубину, длину норки, тем самым у них

создается полная картина об этом удивительном окружающем нас мире.

В саду и в огороде воспитанники на липучки закрепляют урожай, который потом сами собирают, при этом закрепляется не только названия, но и обобщающие понятия.

Знания и представления, накопленные детьми в процессе наблюдений и собственной практической деятельности, систематизировались на последующих занятиях, где обсуждались результаты наблюдений и делались выводы. Направляя деятельность детей с помощью вопросов, я учила детей вспоминать, анализировать и обобщать свои наблюдения. В целях подготовки детей к словесному описанию проводила сначала наглядное обобщение увиденного предмета. Эти занятия явились одним из эффективных средств не только умственного развития (навыков анализа, сравнения, обобщения) детей с ЗПР, но и активизации словарного запаса, формирования связной речи. В результате чего повысилось качество объема знаний, которые предусматривает ФГОС.