|
От дошкольника к первокласснику. Рекомендации родителям будущих первоклассников
От дошкольника к первокласснику.
Рекомендации родителям будущих первоклассников.
Переход от дошкольника к первокласснику важное событие в жизни малыша и его родителей. С первого дня учёбы ребёнку придётся выполнять достаточно трудную и необычную для него работу в классе. Вся жизнь маленького школьника, даже дома, будет подчинена строгим требованиям школы. Интересы семьи, заботы родителей также концентрируются вокруг вопросов, касающихся учения ребёнка, его поведения в классе, его успехов и неудач. Родителей беспокоит и самочувствие их ребёнка в коллективе товарищей и отношение с учителями. И всё это, конечно, правильно ведь дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладывается именно в первый школьный год. И тут многое зависит от того насколько ребёнок был готов к школьному обучению.
Большую помощь в подготовке к школе оказывают детские сады, но участие родителей малыша в этом процессе необходимо. Для того чтобы ребёнок успешно учился, необходимо начать готовить его к школе заранее.
В чём же заключается данная подготовка к школе? Многие папы и мамы не достаточно правильно понимают её суть. Они прилагают большие усилия и учат детей с самого раннего возраста чтению, счёту, письму. Если ребёнок научился читать по слогам, писать печатными буквами несколько слов, в которых одни буквы могут быть заменены другими, а многие и совсем пропущены, либо написаны зеркально, если ребёнок заучил как поговорку или стишок числовой ряд и может сосчитать до тысячи, то в таком случае родители думают, что они неплохо подготовили своего сына или дочь к учению в школе. Такая подготовка чаще всего грешит серьёзными недостатками, которые тяжело скажутся на последующей работе маленького ученика. Прежде всего, обучение грамоте и счёту отнюдь не является первоочередной, да к тому же единственной заботой в подготовке будущего школьника. К тому же родители обычно не владеют теми специальными методическими приёмами, которые обычно использует учитель. Они могут вырабатывать у ребёнка некоторые ошибочные навыки: дети учатся считать на пальцах, ошибаются в написании слова, потому что неправильно представляют себе звуковой состав, неверно держат ручку. Таким ребятам приходится переучиваться, что вызывает лишние затруднения, как у учителя, так и самих детей.
Для ребёнка важна не только педагогическая готовность к школе, о которой мы упоминали выше, но и важно, чтобы ребёнок созрел к обучению физически и психологически.
По мнению психологов достаточного уровня готовности к школе («школьной зрелости») ребёнок достигает, обычно, в возрасте от 6,5 до 8 лет. Психика шестилетнего ребёнка в полной мере ещё не готова к школьному обучению даже, если он умеет читать и считать.
Рассмотрим подробнее критерии готовности к школе.
Педагогическая готовность к школе предполагает, что ребёнок должен уметь читать и пересказывать (у него должна быть развита речь); писать (у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, т.е. владение карандашом, ручкой, ножницами); считать (владеть навыками счёта).
Особое внимание родителей необходимо уделить звуковой культуре речи малыша (чистой речи) и по возможности устранить имеющиеся дефекты до начала школьного обучения.
Психофизиологическая готовность означает, что ребёнок должен быть готов к школе физически, т.е. состояние его здоровья должно позволять ему успешно проходить образовательную программу.
Здесь родителям стоит обратить внимание на такие параметры, как:
Общее развитие ребёнка (заболеваемость, физическое развитие, рост, вес и т.д.)
Развитие общих движений (ловкость, точность, координацию, скорость) и мелкую моторику руки.
Выносливость (утомляемость, работоспособность, произвольность действий и поведения, умение сосредотачивать внимание на малоинтересном задании, не отвлекаться на посторонние раздражители)
Психологическая готовность к школе включает в себя 3 таких важных составляющих, как личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность предполагает:
Умение и желание малыша общаться со сверстниками (умение прислушиваться к точке зрения другого, адекватно реагировать на неудачу других, взглянуть на себя со стороны)
Умение строить отношения с учителем (умение регулировать своё поведение, держать дистанцию, умение принимать учебную задачу)
Положительное отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, и даже отказ от учебной деятельности. Родителям таких детей необходимо чаще показывать свою любовь, поддерживать их во всех начинаниях, хвалить за удачи и маленькие успехи.
Все выше перечисленные качества обеспечат малышу безболезненную адаптацию к новой социальной среде.
Ребёнок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит.
Дети не готовые к новой социальной роли учатся неровно, задания выполняют наспех. Успехи у таких ребят проявляются только там, где им интересно.
К 7 годам у дошкольников формируется ещё один важный фактор - мотивация. К сожалению, всё чаще встречаются дети с явным нежеланием идти в школу. Это может быть связано как с недостатками воспитания, запугивания в малышей школой, так и подготовкой детей к школьному обучению без учёта их возрастных особенностей. Родителям следует задуматься о причинах такого отношения к учению и помочь в преодолении данного психологического барьера.
Волевая готовность к школьному обучению.
Ребёнка ждёт тяжёлый труд. Ему нужно делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует от него учитель, школьный режим, программа. Для этого ребёнка необходимо научить навыкам саморегуляции.
Накачать «волевую мышцу» поможет игра. Родители могут играть с ребёнком в различные игры, превращая квартиру в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определённые задания. Например: взрослый капитан, а ребёнок матрос, чётко выполняющий игровые команды.
Хорошие игры на развитие волевой регуляции: «Молчу – шепчу – кричу», «Говори по сигналу», «Час тишины» и «Час можно», «Замри», «Царевна Несмеяна», «Прятки» (описание данных игр можно найти в интернете).
Ребёнок может намеренно заучивать стихотворения, не заплакать при ушибе, побороть боязнь темноты, отказаться от привлекательного занятия или игры ради выполнения поручения взрослого.
Родителям будущего первоклассника нужно стремиться к формированию у малыша небоязни трудностей, стремлению разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Это поможет ребёнку самостоятельно или при незначительной помощи учителя и родителей преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Интеллектуальная готовность
Для того чтобы быть успешным в учёбе ребёнку необходимо уметь сравнивать, обобщать, делать выводы. Родители не должны гасить вопросы любознательных почемучек, чтобы не возникла интеллектуальная пассивность, справиться с которой порой бывает крайне трудно.
Интеллектуально развитый дошколёнок, стоящий на пороге школы, имеет достаточно широкий кругозор. Он знает свой адрес, имена и отчества родителей, времена года, время суток, дни недели, основные виды цветов, деревьев, названия животных, а так же ориентируется в пространстве (право, лево, над, под и т.д.) У него не только хороший словарный запас, но и достаточный уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения).
Для развития интеллектуальной готовности родителям рекомендуется, как можно чаще общаться со своими детьми. Обсуждать увиденные кинофильмы, прочитанные книги, задавать больше вопросов.
Полезно с малышом сравнивать различные группы предметов, обобщать их в разные группы. Хорошо этому способствует игра «Четвёртый лишний».
Для подготовки к школе полезны сюжетно-ролевые игры: в больницу, в дочки-матери, в школу, в библиотеку. Пусть в эти игры играют сразу несколько детей. Это будет способствовать лучшей социализации ребёнка, развития у него необходимых социально-коммуникативных навыков.
Если вашему малышу с трудом даются различные знания - не отчаивайтесь! Переведите данное задание в практическую плоскость или игру и ребёнок с удовольствием в него включится.
В одной из своих работ выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Один неспособный мальчик, придумал себе такую игру. Когда я решаю задачу, цифры - это солдаты, а я – полководец. Ответ – это крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, это аэропланы. Каждое выученное слово - сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в три километра»[1]
На мой взгляд, это замечательный пример игры - учёбы для любого дошколёнка и первоклассника.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что подготовка к школе малыша задача многоплановая и требует участия в ней и родителей, и воспитателей и различных специалистов (в зависимости от индивидуальных проблем ребёнка). Поэтому для того, чтобы ребёнок хорошо учился в школе - рекомендуется начать его готовить к этому минимум за год.
Удачи вам и вашим детям!
Педагог-психолог ГБОУ школа № 1900 ДО по адресу: ул. Дубравная д.35 к.1 Мамбетова Е.В.
Литература:
[1, 372] Избранные педагогические произведения: [ Пер. с пол.] /Я. Корчак: Сост. И авт. Примеч. Е.С. Рубенчик: Предисл. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1966. – 470 с. – ISBN отсутствует
Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто – Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.-568, [1] с. Ил. – (Психологический практикум)-ISBN 978-5-222-18228-4
Готов ли ребёнок к обучению в первом классе? Определение психологической готовности ребёнка к школе. – М.: Издательство «Ювента», 2007. - 64 с.: ил. ISBN 978-5-85429-209-2 (2-й завод)
с. 372
Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с. – ISBN 5-89144-007-5
|
|
|