|
Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе
Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе.
Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, при создании для них определённых условий.
В МОУ СОШ № 84 г. Северска, наряду с обычными и гимназическими классами, функционируют специальные (коррекционные) классы 4 вида для детей с ослабленным зрением. Дети, обучающиеся в данных классах, представляют собой полиморфную группу. Среди этих учащихся, есть ребята, обладающие высоким интеллектом, и те, у кого интеллект приближен к нижним границам нормы. Уровень речевого развития детей с патологией зрения тоже разнообразен. Он варьируется от речи, соответствующей возрастным нормам, до недоразвития всех её компонентов, а именно: 1. Звукопроизношения;
2. Фонематических процессов; 3. Лексического запаса; 4. Грамматического строя.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются следующие психологические особенности: 1. Неустойчивое внимание; 2. Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям (отсутствие языкового чутья); 3.Недостаточное развитие способности к переключению; 4. Слабое развитие словесно – логического мышления; 5. Недостаточная способность к запоминанию; 6. Недостаточный уровень развития самоконтроля.
При сочетанной патологии, когда у ребенка плохо работает зрительный анализатор и выявлено недоразвитие речи средней или сильной степени выраженности, обучение по обычной программе общеобразовательной школы возможно лишь при определённых условиях: 1. Постоянное медицинское сопровождение; 2. Соблюдение санитарно – гигиенических требований; 3. Логопедическая коррекция; 4. Психологическая коррекция; 5. Индивидуальное дополнительное объяснение того материала, который изучали остальные дети в дни, когда ученику закапывали глаза. Так как зрительный анализатор в связи с лечением не мог быть задействован, а восприятие информации на слух у детей с речевой патологией является крайне низким, следовательно, объём воспринятой на уроке информации очень близок к нулю.
Следует отметить, что основная работа по коррекции нарушений речи проводится на начальном этапе школьного обучения, т.е. в 1–4 классах. К моменту окончания логопедических занятий речевой дефект ребёнка в 90% случаев откорректирован полностью, либо минимизирован. Но, несмотря на проведенную коррекционную работу, некоторое количество учащихся 5-9 классов, в анамнезе которых было недоразвитие речи, являются слабоуспевающими по русскому языку. Причём ошибки, встречающиеся в работах таких детей, являются в большинстве случаев орфографическими, синтаксическими, значительно реже бывают выявлены дисграфические ошибки.
В настоящее время учёные всё чаще говорят о таком явлении, как дизорфография - нарушение навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи, встречающемся у большого количества школьников. Причиной такого положения вещей может быть неполное соблюдение требований, предъявляемых к обучению русскому языку, детей, имеющих в анамнезе общее, фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие речи, заикание. А именно: 1. Темп выполнения работ по русскому языку, должен быть более спокойным, чем для детей норма – классов. 2. При написании контрольных и проверочных работ следует увеличивать время их выполнения (либо давать задания меньшего объёма); 3. При письме под диктовку следует учитывать, что быстрый темп провоцирует не только возникновение орфографических, но и повторное проявление дисграфических (стойких, специфических) ошибок, которые уже были откорректированы на логопедических занятиях.
Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Отсутствие специально организованного коррекционного сопровождения для данной группы детей вызывает усложнение симптоматики дизорфографии. Следует помнить, что учащиеся с сочетанной патологией (нарушением зрения и речи в анамнезе) нуждаются в постоянной работе по восполнению пробелов в формировании пространственных, временных представлений, а так же в расширении и активизации словарного запаса. Своевременная и систематическая помощь позволяет детям преодолевать данные нарушения и улучшает их успеваемость по русскому языку.
Вот некоторые упражнения, рекомендуемые для детей с сочетанной патологией (нарушением зрения и речи). Так как зоны зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов находятся в непосредственной близости друг от друга в задних отделах больших полушарий головного мозга, следовательно, проводя различные виды массажей и гимнастик, можно активизировать их работу. Стимуляция перечисленных зон особенно важна для детей с нарушением зрения и речи.
Глазодвигательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие. Известно, что разнонаправленные движения глаз и языка активизируют процесс обучения. Медленное выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Отрабатываются движения глаз по 4 основным (вверх, вниз, направо, налево) и по вспомогательным направлениям (диагоналям).
Выполнение однонаправленных движений. Глаза и язык вправо – вдох, пауза, исходное положение – выдох, пауза и т.д.
-
Голова фиксирована. Выполнять движения по траектории лежащей восьмёрки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы. Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:
-глаза и язык вправо по траектории лежащей восьмерки, вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза и язык влево по траектории лежащей восьмерки, вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза направо, язык налево вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза;
- глаза налево, язык направо вдох-пауза, исходное положение, выдох – пауза.
Самомассаж лица и шеи.
Самомассаж лица и шеи активизирует мимические мышцы, а совместно с проговариванием стихотворного текста благотворно влияет на артикуляционную моторику.
Если солнце жарко греет (Поглаживание от середины лба, носа, верхней
Если лёгкий ветер веет, губы, подбородка к ушам)
Стало сухо и тепло-
Это лето к нам пришло.
Если дождь стучит по крыше (Постукивание подушечками пальцев
Листья падают неслышно, по лбу, щекам, подбородку)
Птица улетать пора-
Это осень к нам пришла.
Если вьюга кружит, злится (Круговые движения в области
Всюду белый снег кружится, лба, щек, подбородка)
В снежных шапках все дома-
Это к нам пришла зима.
Если тает снег и лёд, (Поглаживание обеими ладонями
Звонкий ручеёк течет сверху вниз по лицу и шее)
Распускается листва-
Это к нам пришла весна.
Массаж пальцев рук с использованием аппликатора Кузнецова.
Мышка мылом мыла лапку, каждый пальчик по порядку. (Массажной щеткой
Вот намылила большой, сполоснув затем водой. растираем каждый пальчик)
Не забыла и Указку, смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно (самый грязный был, наверно).
Безымянный тёрла пастой, кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла!
Пошли пальчики гулять, а вторые догонять, (Поочередно нажимаем каждым пальцем
Третьи пальчики бегом, а четвёртые пешком. на аппликатор)
Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал. (Прижимаем обе ладони к аппликатору)
Гимнастика для глаз.
Голова остается неподвижной. Дети следят глазами за ярким наглядным пособием «стрекозой».
Стрекоза летала браво, полетела она вправо,
Покружилась над цветком, подружила с мотыльком.
Полетела она влево, покружилась, как хотела.
И обратно возвратилась, на ромашку приземлилась.
***Движения «бабочки» по тексту.
Бабочка кружилась в поле над цветами, мы её пытались «удержать глазами»,
Поднималась высоко, опускалась низко, отлетала далеко, подлетала близко.
|
|
|