Главная страница

Педагогическое эссе


Скачать 31.09 Kb.
Название Педагогическое эссе
Дата 05.04.2016
Размер 31.09 Kb.
Тип Документы

Педагогическое эссе
Танкова Н.В. учитель начальных классов МАОУ СОШ №58

Способности ребёнка

Рождение ребёнка – это рождение надежд. Мы мечтаем, что он будет способным, ярким. Поиск одарённости в ребёнке естественен. Почему бы этим наблюдением не заниматься, если есть способности, их надо заметить, чтобы как-то развить. Упустить способности, упустить их формирование – это тяжкая вина родителей. Одна из наиболее тяжёлых, какие только могут быть. Но высматривать надо долго – некоторые дети раскрываются медленно. Поэтому не надо торопиться выносить вердикт «неспособен». Но с другой стороны, не надо и фанатично упорствовать в поисках одарённости.

Почему больше любят способных, чем неспособных? Способному от природы дано больше – зачем же дополнительно его вознаграждать нашим отношением. В то время как неспособный получил меньше – зачем же что-то ещё у него отнимать?

Но гораздо хуже, когда чёрствые родители и педагоги упрекают ребёнка тем, что он не умеет так, как другие, «не тянет» и т.п. А ведь малоспособный ребёнок нуждается как раз в противном – в большой и сочувственной помощи взрослых. Он видит сам, что слабее многих, он сопоставлениями занимается больше, чем мы. Соревновательность – одна из важнейших черта детского поведения и неудачи переживаются очень тяжело.

Не только по этой гуманной причине надо быть особо внимательными. Дело в том, что дети-середнячки – это часто совсем не малоспособные. Что-то приводит их к тому, что они таковыми выглядят.

Я не могу похвастаться тем, что встречалась в своей жизни со многими детьми, обладающими «ложной неспособностью». Мои наблюдения заметили несколько разновидностей:

Первая. Ребёнок слишком тушуется, особенно если к его действиям привлечено внимание окружающих. Он полон страха, что покажет себя плохо и , раз ошибившись, совсем падает духом. Вникнуть в ход дела, уловить, что неудачи связаны не с недостатком способностей, ребёнок, конечно, не всегда может. Он видит только, что конечный результат плох и начинает считать себя «слабаком». Там, где терпит неудачи, он уже участвует всё неохотнее. И перед нами по всей внешней видимости – неспособный.

Вторая. Ребёнок наделён очень ранимым самолюбием. Хочет быть первым, а не получается. Начинаются тяжёлые переживания. Пробуждается снова сила отталкивания от сфер деятельности, где приходится переносить всё это. И в итоге опять перед нами маленький человек, который «не тянет».

Третий. Наиболее загадочный. Инертность, безразличие без видимых причин. Эпизодами, вспышками такой ребёнок показывает нам, что, в общем-то, всё в порядке, справиться может не хуже других. Но в норму поведения это у него никак не превращается.

Четвёртая. Это быстроустающий ребёнок. Резво начинает и вскоре выдыхается. Не может выдерживать постоянно напряжение, мобилизованность, требующиеся для любых занятий.

Возникает вопрос – что же делать? Исходя из опыта моей работы,я считаю, если ребёнок из числа тушующихся – надо постоянно ободрять, вселять уверенность в себя простой, элементарной похвалой. Хвалить его каждый раз, когда что-то, даже мизерное, сделает хорошо. Это будет здорово вселять в него уверенность. «Значит могу» - именно в этом выводе он нуждается.

Совсем другое дело, если облик неспособности принимает чрезмерное самолюбие. Тут надо спокойно урезонивать ребёнка в том духе, что вовсе не обязательно быть неприменно первым, да ещё и во всех областях, что четвёрка тоже неплохая отметка. Надо избавить его от непосильного, сокрушающего максимализма. Можно даже успокаивать тем, что многие выдающиеся известные люди в детстве ничем не блистали.

Что касается малоспособных из-за инертности. Довольно сложная группа детей. Их ничем не удивишь,кажется ничем не увлечёшь. Но не надо отчаиваться, совместно с родителями надо неустанно искать его привязанность к тому или иному предмету. Возможно мы имеем дело с человеком, который наделён ценным даром – призванием к чему-то определённому. Может, вся эта несобранность, опоздания – это просто стихийный протест натуры, лишённой любимого дела.

Если же впечатление слабых способностей создаётся из-за быстрого утомления и выключения внимания, необходимо прежде всего проверить здоровье ребёнка, обратиться к специалистам. Терпеливо помогать изживать это качество: трудовая выносливость, способность длительно концентрировать внимание элементарно тренируется. Только не надо его заставлять работать дольше и больше резкими требованиями, упрёками, сравнениями с другими. Пусть тренируется медленно, постепенно, в таком ритме, в каком именно он может.

Хочу закончить свои рассуждения народным изречением: «Деньги потеряны – ничего не потеряно. Здоровье потеряно – кое-что потеряно. Характер потерян – всё потеряно.»

Так вот, мы не должны допустить, чтобы малоспособный ребёнок понёс эту потерю. Не допустим –и остальное приложится.