|
Урок-анализ стихотворения с. Есенина «не бродить, не мять в кустах багряных ». Мкоу «Родниковская сош»
УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С. ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ, НЕ МЯТЬ В КУСТАХ БАГРЯНЫХ...».
МКОУ «Родниковская СОШ» Троицкого района
Челябинской области.
Учитель русского языка и литературы:
Безносова Надежда Александровна.
Цели урока:
-
Обучающая: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; формировать умения и навыки анализа лирического текста;
Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности); обучить анализу стихотворения;
показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина. (Связь с эпиграфом.)
Воспитывающая: формировать в учащихся глубокое уважение к родной природе и Родине.
Вид урока: урок формирования умений и навыков.
Тип урока: урок-творчество.
Технологии: метод самостоятельного познавательного действия, эвристическая беседа, практические методы учения
Подготовка учащихся к уроку:
1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...»
2. Найти в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства.
Эпиграф:
Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство - это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.
А.А. Кошечкин.
Ход урока.
I. Словарная работа.
На доске слова: бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овёс.
1. Распределите слова на две группы:
1) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном
2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.
2. Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»?
II. Чтение стихотворения.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась мне ты навсегда.
С алым соком ягоды на коже»
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но осталось в складках смятой шали
Запах мёда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
III. Беседа по вопросам:
1. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»? Почему?
(Поэт поэтизирует эти слова, придаёт им эмоциональную окрашенность.)
2. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)
-
Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? {«Имя тонкое», то есть имя неотделимо от юной красавицы,
стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)
4. О чём это произведение?
(О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов...»)
5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?
{Изобилие изобразительно-выразительных средств.)
6. Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?
(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т. д. Приведите примеры. Проверка домашнего задания.)
Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.
(Первое и последнее четверостишия.)
Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.
7. Найдите слова, обозначающие цвет.
(Багряный, алый, розовый - одна цветовая гамма.)
- Как меняются оттенки?
(Красноватые оттенки постепенно меняются от тёмного к светлому: сначала - багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:
На закат ты розовый похожа...
А потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк: «тихий час». А в «тихий час» заря - розовая.)
8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к «ней».
(Нежная, лучистая, светлая; её имя - тонкое, волосы - овсяные, руки - невинные.)
На всём, что связано с ней- нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит тёплый отсвет. И в то же время это свет его души.
Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли...
Цвет волос её - «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причём «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока).
Вывод. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.
9. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.
[с - с'][Н - н'] - аллитерация (повторение согласных).
Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой слова овсяный - это и определило зрительно-звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом [с]. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утончённого в своём лиризме женского образа.
[с] постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в [з]: зёрна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение [з] слова звук:
Имя тонкое растаяло, как звук.
- Как же упомянутый звук начинает «действовать»?
Слышу, говор, поющих.
То есть слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».
Вывод. Так свершилось звуковое воплощение основного образа произведения - образа юной красавицы.
10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?
(Стихотворение овеяно лёгкой грустью. Это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)
11. В каких строках выражается лирический мотив прощания?
Заканчивается ли стихотворение прощанием?
(Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает всё. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.
Поэт не перечёркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)
IV. Подведение итогов.
Это стихотворение - яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение – демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.
Наш урок мне хочется завершить стихотворением уральского поэта Н.И.Годины «Родина».
Взглянул, будто вынул занозу,
Серебряной рощи кольцо,
Где каждую с детства берёзу
Я знаю не только в лицо.
Колодец у бани; как буки,
Два пугала по-над межой…
Здесь родина с маленькой буквы,
Здесь Родина с буквы большой.
V. Домашнее задание.
Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных...». (Можно проанализировать другое стихотворение - по выбору учащегося.)
|
|
|