Главная страница

Р. Гамзатов. Цель: Закрепить интерпретации различных образов; углубление знаний о композиторе Ф. Шуберте; понятий «лирика», «романтизм»


Скачать 95.39 Kb.
Название Р. Гамзатов. Цель: Закрепить интерпретации различных образов; углубление знаний о композиторе Ф. Шуберте; понятий «лирика», «романтизм»
Дата 16.02.2016
Размер 95.39 Kb.
Тип Документы

Лирические образы.
Эпиграф:

Ты думаешь, эти мелодии дело струны?

То звуки, рожденные в сердце слышны!

Р. Гамзатов.

Цель:

  • Закрепить интерпретации различных образов; углубление знаний о композиторе Ф. Шуберте; понятий « лирика», « романтизм», « серенада»;

  • развитие умений давать характеристику различным образам; развитие вок-хор. навыков;

  • воспитание чувства сопереживания,умения видеть красоту ночной природы, эстетического вкуса, интереса и любви к классической музыке.

Тип: закрепление и усвоение новых знаний.

Жанр урока: урок -путешествие.

Оборудование: аудиозапись «Серенада» ( инструментальный вариант), портрет Ф.Шуберта, репродукции с изображением исполнений серенад,стихотворение Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского.

Ход урока:

I. Орг.вопрос. Музыкальное приветствие.

II. Ознакомление с целью урока.

  • Сегодня мы попадем с вами на необычную планету - « Планету музыкальных образов».

(На магнитной доске планеты-образов: «Образ-картина народной жизни»,«Образ природы», «Образ мужественного человека», «Образ войны», «Образ любви», «Романтические образы», « Драматические образы»,«Героические образы».)

  • Какие композиторы помогли нам попасть на эту планету? (Учащиеся находят композиторов по словам — ассоциациям,их произведения, объясняя, как эти слова связаны с композиторами )

III. Основная часть.

  • Еще одна из страниц этой планет пока для нас остается неизвестной, но об этом композиторе вы уже знаете и сможете по этим биографическим данным узнать его:

  • "Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории...

  • Австрийский композитор, жил в одно время с Бетховеным, но это композиторы разных эпох и стилей;

  • Бетховен, познакомившись с его произведениями произнес следующее:

« Воистину,в этом человеке живет божья искра!Он еще заставит говорить о себе весь мир!»;

  • Автор более 600 песен, 9 симфоний, инструментальной и фортепианной музыки,хотя прожил всего 31 год;

  • Похоронили композитора всего через две могилы от Бетховена и написали на памятнике:


МУЗЫКА ПОХОРОНИЛА ЗДЕСЬ С БОГАТСТВО,

НО ЕЩЕ БОЛЕЕ ПРЕКРАСНЫЕ НАДЕЖДЫ.
( Учащиеся называют фамилию Ф. Шуберта и рассказывают дополнительные сведения о композиторе)

1


  • Судьба композитора глубоко трагична, после смерти были утеряны многие произведения и по крупицам собирались друзьями. Ни одна симфония не была исполнена при жизни композитора.

  • Во многих жанрах музыки сказал свое слово Ф. Шуберт, обладая удивительным лирическим даром. Он не замыкался в своем личном душевном мире, он чутко реагировал на радости, печали окружающих,создавая для нас свои прекрасные произведения.

  • Сегодня мы познакомимся с его произведением «Серенада». Что вы слышали о серенаде?

(Ответы учащихся)

-Правильно. Это лирическая песня, обращенная к возлюбленной,которая выражает чувства к ней. На уроках литературы вы уже говорили о понятии « лирика».Что значит это слово?од литературных произведений,преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания).

- Под аккомпанемент каких инструментов звучали серенады?

(репродукции с изображением пения серенады под окном возлюбленной)

- Какие из предложенных мною инструментов могли бы быть использованы в качестве аккомпанирующих?

( Предлагаемые инструменты – рояль, арфа, скрипка, гитара, мандолина).

-Интересна история создания этого произведения... Людвиг Рельштаб, немецкий поэт, показал слова сначала Бетховену, но из-за состояния здоровья Бетховен отказался и его секретарь передал слова Францу Шуберту.

( перед слушанием учитель зачитывает стихотворение Л.Рельштаба в переводе В.Жуковского)
Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной,
В рощу легкою стопою
Ты приди друг мой!
При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь в роще зазвучали
Песни соловьев?
Звуки их полны печали,
Молят за меня.
В них понятно все томленье,
Та тоска любви, та тоска любви,
И наводят умиленье
На меня они, на меня они.
Дай же доступ ты призванью
Ты к душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей,
Ты приди скорей!
Приди скорей...

-Прослушайте Серенаду Ф. Шуберта и обратите внимание на общий характер и выразительные средства музыки в ней, особенно на выразительность мелодии.
2

IV.Слушание музыки.Ф.Шуберт « Серенада».

Учащиеся работают в группах.

1.Задание для группы «Режиссеры».

-Покажите свой этюд к « Серенаде» Ф.Шуберта.

2. Задание для группы «Психологи».

-Проанализируйте,как знатоки человеческой души, эмоциональное состояние Ф.Шуберта в момент создания « Серенады».

3.Задание для группы «Музыкальные критики».

-Проанализируйте по схеме сенкан « Серенаду» Ф.Шуберта.

1Серенада.

2Светлая, чарующая

3Волнует, беспокоит,рассказывает

4 Образ влюбленного романтичного человека

5 Песня.

4.Задание для группы « Литераторы»

-вставьте пропущенные слова в текст.

Серенада в размеренном темпе со .......... характером,слегка ........... мелодией, красивой гармонией аккомпанемента изображает состояние влюбленности человека. Она является выражением ........, ......, ............чувства. Подвижными темповыми порывами композитор показал особое ............ волнение и страсть влюбленного. Смена лада- то........, то ........- смена настроения любящего человека.
( Разбор эпиграфа)


« Не слышна и зурна , коль сердце не вкладывать в дело»

Кумыкский поэт АКТАЙ.

-Ребята, а сейчас, давайте благодаря произведению Шуберта « Серенада», откроем новую планету и дадим ей свое название.(Дети предлагают дать название

планете «Лирические образы»).

V.Вок-хор. работа. Распевание

1 Можешь? Спой!! « Цветные сны» ( романтичный образ); « На безымянной высоте»( образ войны).

2 Собери песню « Украина» ( лирико- патриотический образ); « Пусть будет так»

( духовный образ).
VI.Заключительная часть.

Дети самостоятельно подбирают слова -ассоциации к творчеству Ф.Шуберта.

ЛИРИКА

СЕРЕНАДА

РОМАНТИЗМ

РЕЛЬШТАБ
А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос

(вопросы на карточках)
-сегодня я узнал...

-было интересно...

-я приобрел...

3

-меня удивило...

-урок дал мне для жизни...

-мне захотелось...

-было трудно...

VII.Подведение итогов урока.

« Есть музыка, которая сама к нам идет, а есть такая, к которой мы должны прийти»

Ф.Лист.

( анализ слов композитора)
Классическая музыка эта музыка к которой мы должны прийти сами, изучая историю создания, внимательно слушая, стремясь понять ее глубину...
Домашнее задание:

-Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Рельштаба- потренироваться в чтении « Серенады», а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства,возникшие после знакомства и с великолепной музыкой Франца Шуберта.

-Подберите репродукции художников к музыке Ф.Шуберта « Серенада».

Спасибо за урок! Оценивание.

4