|
Организация учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей обучающихся
Организация учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей обучающихся.
чёткими и немногословными; тон учителя - нейтральным, слова и фразы – понятными ребенку.
Снижение требований к аккуратности на
первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребёнком чуть аккуратнее, чем предыдущая.
Проверка знаний обучающихся с СДВГ в
начале урока.
Избегание категоричных ответов.
Объяснение учебного материала ребёнку
отдельно (при необходимости).
Соблюдение чётких временных
интервалов начала и окончания урока, недопустимость лишения активного отдыха на перемене в качестве наказания.
Организация чёткого контроля над
выполнением ребёнком заданий: регулярная проверка тетрадей, дневника.
Смена видов деятельности в зависимости
от степени утомляемости ребенка.
Выполнение упражнений на релаксацию и
снятие мышечных зажимов.
Реализация двигательной потребности
ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности ребёнка: раздать тетради, стереть с доски).
своей деятельности.
|
Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками
на уроке.
Отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме.
Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке.
Демонстрация учителем неагрессивного поведения, доброжелательного спокойного отношения.
Составитель: педагог-психолог С.А. Шурыкина
|
Государственное областное бюджетное образовательное
учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи,
центр психолого – педагогической
реабилитации и коррекции № 12
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
г. Великий Новгород
2013г.
|
Если Ваш ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, Ваш ребенок – гиперактивный.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе.
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
9. Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
11. Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
|
Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.
Низкая успеваемость - типичное явление для
гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.
Нарушения поведения гиперактивных детей во
многом определяют характер взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
Большинству таких детей свойственна низкая
самооценка. У них нередко отмечается деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
|
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.
В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых называются:
пренатальные факторы (токсикозы, гестозы,
угроза прерывания беременности, родовая травма, внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, курение матери и др.);
постнатальные факторы (недоношенность,
задержка внутриутробного развития, искусственное вскармливание и др . );
генетический фактор;
социальные факторы.
Психологи И.Лангмейер и З.Матейчик относят к социальным факторам: недостаточное образование родителей, неполную семью, депривацию или деформацию материнского ухода.
Наличие гиперактивности определяет специалист – врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.
|
|
|
|