|
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории.
На современном этапе развития человеку нужно быть практичным и самостоятельным в принятии решений, чему следует учиться со школьной скамьи. Роль организатора и руководителя учебного процесса заключается не только в том, чтобы для каждого коллектива и каждого конкретного случая найти оптимальное сочетание разных приёмов учебной деятельности, но и обеспечить неуклонное развитие у учащихся активности и самостоятельности, вооружить их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками. При любом уровне самостоятельности учитель руководит их учебной деятельностью, проверяет и при необходимости корректирует её. Чем самостоятельнее работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение учителя за учебным процессом.
Развитие самостоятельности в обучении истории идёт по следующим основным взаимосвязанным линиям:
а) способность к усвоению исторических знаний из различного круга источников;
б) умение воспроизвести усвоенный материал;
в) умение объяснить сущность исторических явлений.
Развитие у учащихся способности к самостоятельной работе с источниками информации связано с пониманием исторических событий, их причин и умения делать выводы, со знанием основных видов источников информации, овладением приёмами познавательной деятельности. Формирование исторических знаний и развитие у учащихся самостоятельности в учебной деятельности находятся в тесной взаимосвязи. Чем выше активность учащихся и их способность к самостоятельной учебной деятельности, тем выше объём и качество знаний, тем в большей степени создаются условия для активности и самостоятельности учебной деятельности на уроке. Когда у учащихся формируется система исторических знаний, развивается самостоятельность и способность усвоить исторический материал, тогда изменяется и роль учителя в обучении и воспитании учащихся. Например, историческая карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в конце XV – начале XVI в.в.» показывает, как расширилось знания европейцев, какие морские пути пролегали по морям и океанам. Владея приёмами чтения условных знаков, учащиеся самостоятельно могут дополнить свой рассказ о географических открытиях. Овладев условными знаками, можно четко и ясно описать местоположение государств Древнего мира и отсюда, например, какие климатические условия Египта позволили заниматься земледелием и скотоводством.
Одновременно с развитием самостоятельности у учащихся формируется способность к воспроизведению исторических знаний в устной и графической форме. Если учащийся может хорошо воспроизвести исторический материал, то можно сделать вывод, что у него прочные знания. Нам известны различные виды самостоятельной работы по истории. Это работа с учебником, с документами, историческими рисунками, контурной картой. Для школьников учебник – первая и основная книга по истории. Учебник нужен каждому ученику, так как с помощью него учитель может провести самостоятельную фронтальную работу с учебником. Учебник дает возможность ученику перечитывать несколько раз трудные непонятные места, внимательно изучать иллюстрации, документы. Но правильно ученик может использовать учебник в том случае, если учитель учит им пользоваться, постоянно привлекает его в процессе обучения, требует от учащегося самостоятельной работы с ним и проверяет выполнение своих требований. Важно, чтобы школьник самостоятельно усваивал авторский текст учебника, и здесь главное место занимает работа с терминами. Я, например, поручаю учащимся найти термин в учебнике, прочесть вслух, сделать запись в тетрадь. Затем объясняю значение этого термина. То есть, на каждом уроке проводится словарная работа вместе с учащимися. Например, что такое натуральное хозяйство, феод, крепостной крестьянин. К этому виду работы я приучаю учеников с пятого класса, последовательно усложняя задания. Такая работа приучает школьников обращать внимание на термины и при выполнении домашнего задания. Это должно войти в привычку.
Ученикам труднее даётся умение слушать и записывать в тетрадь элементы, которые требуют известных усилий для осмысления и запоминания, такие как определить понятия, причинно - следственные связи, делать выводы, но без особого усилия могут самостоятельно пересказывать текст, называть имена исторических деятелей, даже дать историко-географические описания. Но и трудность осмысления и запоминания при старании можно преодолеть. Для этого хорошими приёмами являются: членение материала на параграфы, пункты, абзацы, а также заголовки. В этой работе хорошо помогают вопросы и задания в учебнике. Наиболее распространённым заданием на уроке истории у меня является составление развёрнутых планов. В 5 – 6 классах на каждом уроке проводится объяснительное чтение. При объяснительном чтении текст расчленяется на смысловые единицы, где определяется главная мысль каждого абзаца. Это в дальнейшем помогает в составлении планов. Очень важно, чтобы школьник, самостоятельно читая текст на уроке, не пропускал непонятные слова и выражения, чтобы спрашивал значение слова у учителя или использовал словарь. Действенным приёмом привлечения учащихся к учебному материалу является составление тезисных выводов по определённой теме.
Самостоятельной деятельности можно добиться также путём использования на уроке исторических документов, помещённых в учебнике, в рабочих тетрадях по истории. Работа с историческими источниками проводится в целях поднятия значения исторического факта, привлечения к нему внимания учащихся, выработки самостоятельного научного подхода к источникам исторических знаний. Значение самостоятельной работы с документами заключается в том, что она помогает глубже усвоить узловые вопросы курса истории. Работа с документами проводится и на уроке, и во время выполнения домашнего задания. Другой вид работы с документами – это самостоятельное решение на их основе задач дедуктивного характера. Так, например, в пятом классе при изучении законов Хаммурапи учащиеся самостоятельно читают документ и отвечают на вопросы, записанные на доске: 1) к какой эпохе относятся законы? 2) чьи
интересы защищают? 3) кому сочувствует автор - угнетателям или угнетённым?
Иллюстрации учебника – один из основных видов наглядности в обучении истории. В 5-6 классах полезно предложить одному ученику вслух, а другим про себя прочесть текст с иллюстрациями. Это делается для того, чтобы выработать у школьников привычку внимательно читать подписи к иллюстрациям, определять время создания и характер изображения.
Следующей формой самостоятельной работы является использование на уроках типологических картин. Они играют роль «окна в историческую действительность». Чтение исторических картин требует от школьников не только внимания, но и ряда логических действий. Навыки самостоятельной деятельности развиваются в процессе работы с таблицами, решении и составлении кроссвордов.
|
|
|