Главная страница

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории


Скачать 42.62 Kb.
Название Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории
Дата 05.04.2016
Размер 42.62 Kb.
Тип Документы

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории.

На современном этапе развития человеку нужно быть практичным и самостоятельным в принятии решений, чему следует учиться со школьной скамьи. Роль организатора и руководителя учебного процесса заключается не только в том, чтобы для каждого коллектива и каждого конкретного случая найти оптимальное сочетание разных приёмов учебной деятельности, но и обеспечить неуклонное развитие у учащихся активности и самостоятельности, вооружить их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками. При любом уровне самостоятельности учитель руководит их учебной деятельностью, проверяет и при необходимости корректирует её. Чем самостоятельнее работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение учителя за учебным процессом.

Развитие самостоятельности в обучении истории идёт по следующим основным взаимосвязанным линиям:

а) способность к усвоению исторических знаний из различного круга источников;

б) умение воспроизвести усвоенный материал;

в) умение объяснить сущность исторических явлений.

Развитие у учащихся способности к самостоятельной работе с источниками информации связано с пониманием исторических событий, их причин и умения делать выводы, со знанием основных видов источников информации, овладением приёмами познавательной деятельности. Формирование исторических знаний и развитие у учащихся самостоятельности в учебной деятельности находятся в тесной взаимосвязи. Чем выше активность учащихся и их способность к самостоятельной учебной деятельности, тем выше объём и качество знаний, тем в большей степени создаются условия для активности и самостоятельности учебной деятельности на уроке. Когда у учащихся формируется система исторических знаний, развивается самостоятельность и способность усвоить исторический материал, тогда изменяется и роль учителя в обучении и воспитании учащихся. Например, историческая карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в конце XV – начале XVI в.в.» показывает, как расширилось знания европейцев, какие морские пути пролегали по морям и океанам. Владея приёмами чтения условных знаков, учащиеся самостоятельно могут дополнить свой рассказ о географических открытиях. Овладев условными знаками, можно четко и ясно описать местоположение государств Древнего мира и отсюда, например, какие климатические условия Египта позволили заниматься земледелием и скотоводством.

Одновременно с развитием самостоятельности у учащихся формируется способность к воспроизведению исторических знаний в устной и графической форме. Если учащийся может хорошо воспроизвести исторический материал, то можно сделать вывод, что у него прочные знания. Нам известны различные виды самостоятельной работы по истории. Это работа с учебником, с документами, историческими рисунками, контурной картой. Для школьников учебник – первая и основная книга по истории. Учебник нужен каждому ученику, так как с помощью него учитель может провести самостоятельную фронтальную работу с учебником. Учебник дает возможность ученику перечитывать несколько раз трудные непонятные места, внимательно изучать иллюстрации, документы. Но правильно ученик может использовать учебник в том случае, если учитель учит им пользоваться, постоянно привлекает его в процессе обучения, требует от учащегося самостоятельной работы с ним и проверяет выполнение своих требований. Важно, чтобы школьник самостоятельно усваивал авторский текст учебника, и здесь главное место занимает работа с терминами. Я, например, поручаю учащимся найти термин в учебнике, прочесть вслух, сделать запись в тетрадь. Затем объясняю значение этого термина. То есть, на каждом уроке проводится словарная работа вместе с учащимися. Например, что такое натуральное хозяйство, феод, крепостной крестьянин. К этому виду работы я приучаю учеников с пятого класса, последовательно усложняя задания. Такая работа приучает школьников обращать внимание на термины и при выполнении домашнего задания. Это должно войти в привычку.

Ученикам труднее даётся умение слушать и записывать в тетрадь элементы, которые требуют известных усилий для осмысления и запоминания, такие как определить понятия, причинно - следственные связи, делать выводы, но без особого усилия могут самостоятельно пересказывать текст, называть имена исторических деятелей, даже дать историко-географические описания. Но и трудность осмысления и запоминания при старании можно преодолеть. Для этого хорошими приёмами являются: членение материала на параграфы, пункты, абзацы, а также заголовки. В этой работе хорошо помогают вопросы и задания в учебнике. Наиболее распространённым заданием на уроке истории у меня является составление развёрнутых планов. В 5 – 6 классах на каждом уроке проводится объяснительное чтение. При объяснительном чтении текст расчленяется на смысловые единицы, где определяется главная мысль каждого абзаца. Это в дальнейшем помогает в составлении планов. Очень важно, чтобы школьник, самостоятельно читая текст на уроке, не пропускал непонятные слова и выражения, чтобы спрашивал значение слова у учителя или использовал словарь. Действенным приёмом привлечения учащихся к учебному материалу является составление тезисных выводов по определённой теме.

Самостоятельной деятельности можно добиться также путём использования на уроке исторических документов, помещённых в учебнике, в рабочих тетрадях по истории. Работа с историческими источниками проводится в целях поднятия значения исторического факта, привлечения к нему внимания учащихся, выработки самостоятельного научного подхода к источникам исторических знаний. Значение самостоятельной работы с документами заключается в том, что она помогает глубже усвоить узловые вопросы курса истории. Работа с документами проводится и на уроке, и во время выполнения домашнего задания. Другой вид работы с документами – это самостоятельное решение на их основе задач дедуктивного характера. Так, например, в пятом классе при изучении законов Хаммурапи учащиеся самостоятельно читают документ и отвечают на вопросы, записанные на доске: 1) к какой эпохе относятся законы? 2) чьи

интересы защищают? 3) кому сочувствует автор - угнетателям или угнетённым?

Иллюстрации учебника – один из основных видов наглядности в обучении истории. В 5-6 классах полезно предложить одному ученику вслух, а другим про себя прочесть текст с иллюстрациями. Это делается для того, чтобы выработать у школьников привычку внимательно читать подписи к иллюстрациям, определять время создания и характер изображения.

Следующей формой самостоятельной работы является использование на уроках типологических картин. Они играют роль «окна в историческую действительность». Чтение исторических картин требует от школьников не только внимания, но и ряда логических действий. Навыки самостоятельной деятельности развиваются в процессе работы с таблицами, решении и составлении кроссвордов.