№ п\п
|
Наименование раздела темы урока
|
Содержание
|
Планируемые результаты
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Литература
|
знать
|
уметь
|
норм
|
факт
|
Тема I. На заре Средневековья.
|
1.
|
Урок 1. Великое переселение народов и «Варварские королевства».
|
1.Что изучает история средних веков.
2.Великое переселение народов.
3.«Варварские королевства».
|
Знать что изучает история средних веков, хронологи-ческие рамки и место средних веков в истории человечества; натуральное хозяйство, феодализм, духовенство.
|
Уметь работать с картой и текстом учебника, выделять средние века на ленте времени.
|
1
|
1
|
|
А.Говоров. Последние Каролинги. М., 1982.
Оливье Ж. Поход викингов. М., 1968.
|
2.
|
Урок 2. Рождение империи Карла Великого.
|
1.Франки завоевывают Галлию.
2.Карл Великий и его империя.
3.Распад империи Карла Великого.
|
Знать о формировании раннефеодального государства и его функциях; майордом, монах, монастырь, церковь, феод.
|
Уметь работать с картой и текстом учебника, характеризовать империю Карла Великого.
|
1
|
1
|
|
3.
|
Урок 3. «Каролингское возрождение» и распад империи.
|
1.Карл Великий как защитник церкви и христианского мира.
2.Расцвет культуры.
3.Академия.
4.Раздел империи.
|
Знать о «Каролингском возрождении» и расцвете культуры, причины раздела империи.
|
Уметь заполнять таблицу: «Причины распада империи Карла Великого», работать с текстом учебника и исторической картой.
|
1
|
1
|
|
4.
|
Урок 4. Феодальное общество.
|
1.Феодальная лестница.
2.Подати и повинности.
3.Три сословия: «работаю-щие», «воюющие», «молящиеся»
|
Знать основные сословия средневекового общества; феодальная лестница, повинности, подати, сословия, вассал, сеньор.
|
Уметь характеризовать феодальное общество средневековья.
|
1
|
1
|
|
5.
|
Урок 5. Крестьяне и феодалы.
|
1.Жизнь и быт крестьян.
2.Феодалы и их владения.
|
Знать жизнь и быт средневековых людей.
|
Уметь составлять конспект урока.
|
1
|
1
|
|
Тема II. Становление Средневековья.
|
6.
|
Урок 1. Англия в ранее средневековье.
|
1.Англия до норманнского завоевания.
2.Норманнское завоевание.
|
Знать о начальном периоде складывания государства в Англии; норманны, саги, набеги.
|
Уметь характеризовать Англию в ранее средневековье, работать с исторической картой.
|
1
|
1
|
|
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков (Х – XVв.в.). Хрестоматия. Ч.I,II. Пособие для учителей. М., 1980
Грин Р.
Приключения короля Артура и рыцари круглого стола. М., 1981.
|
7.
|
Урок 2. Византийская империя – наследница Рима.
|
1.Особенности развития Византии.
2.Юстиниан и его реформы.
3.Борьба с внешними врагами.
4.Культура Византии.
|
Знать о своеобразии Византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; ромеи, иконоборчество.
|
Уметь характеризовать особенности развития Византии, заполнять таблицу: «Византия в эпоху Юстиниана».
|
1
|
1
|
|
8.
|
Урок 3. Возникновение ислама и образование Арабского халифата.
|
1.Природа и занятия населения Аравии.
2.Мухаммед – основатель ислама.
3.Завоевание арабов.
|
Знать о возникновении, ценностях и отличитель-ных чертах исламской ци-вилизации; ислам, мусуль-мане, халиф, Коран.
|
Уметь работать с текстом учебника и исторической картой.
|
1
|
1
|
|
9.
|
Урок 4. Распад Халифата. Культура стран халифата.
|
1.Распад халифата.
2.Культура стран халифата.
|
Знать причины распада халифата и культуру стран халифата.
|
Уметь работать с текстом учебника, дополнительной литературой и исторической картой.
|
1
|
1
|
|
10.
|
Урок 5. Образование славянских государств.
|
1.Расселение славян.
2.Занятие и образ жизни.
3.Первые славянские государства.
|
Знать об образовании славянских государств; вече, князь.
|
Уметь характеризовать занятие и образ жизни.
|
1
|
1
|
|
11.
|
Урок 6. Повтори-тельно-обобщающий урок: «Раннее Средневековье».
|
Повторение материала и вопросов всей пройденной темы.
|
Знать все термины предыдущих уроков.
|
Уметь подводить итоги, выделять главные зада-чи, ориентироваться в событиях и историчес-ких фактах.
|
1
|
1
|
|
Тема III. Расцвет Средневековья.
|
12.
|
Урок 1. Город в Западной Европе.
|
1.Город и его жители.
2.Борьба горожан с сеньорами.
3.Городские ремесла.
|
Знать об образовании городов, мелкого городского ремесла; цехи, гильдии.
|
Уметь характеризовать жизнь средневекового города, работать с источниками.
|
1
|
1
|
|
Скотт В. Граф Роберт Парижский (разные издания )
Скотт В. Айвенго (разные издания)
|
13.
|
Урок 2. Католическая церковь и еретики.
|
1.Разделение церквей. 2.Католическая церковь и еретики.
|
Знать о борьбе светской и духовной власти за влияние на подданных; еретики, инквизиция.
|
Уметь характеризовать процесс превращения церкви в могуществен-ную политическую и экономическую организацию.
|
1
|
1
|
|
14.
|
Урок 3. Крестовые походы.
|
1.Причины и цели крестовых походов.
2.Первые походы.
2.Захват Константи-нополя.
4.Последние походы.
|
Знать цели и причины крестовых походов, суть религиозного фанатизма.
|
Уметь заполнять таблицу: «Хронология и результаты крестовых походов», работать с источниками.
|
1
|
1
|
|
Тема IV. Перемены на политической карте Европы.
|
15.
|
Урок 1. Англия и Франция на пути к Столетней войне.
|
1.Начало «собирания» Франции.
2.Англии на пути к войне.
|
Знать особенности образо-вания централизованного во Франции и Англии; домен, парламент, гене-ральные штаты.
|
Уметь анализировать и сравнивать сходные процессы и явления в разных странах.
|
1
|
1
|
|
Дюма А. Жанна д' Арк (любые издания).
С.П. Карпов. История средних веков. В 2т. М., 1997.
|
16.
|
Урок 2. Столетняя война. Народные волнения. Жанна д' Арк.
|
1.Начало Столетней войны.
2.Народное волнение.
3.Паражение англичан и итоги войны.
|
Знать о причинах и характере феодальных войн и их историческом значении; Орлеанская дева, жакерия.
|
Уметь заполнять таблицу: «Причины и поводы начала Столетней войны», готовить сообщения.
|
1
|
1
|
|
17.
|
Урок 3. Феодальная раздробленность в центральной Европы.
|
1.Общая характеристика Германии.
2.Общая характеристика Италии.
|
Знать о причинах феодальной раздробленности в Германии и Италии.
|
Уметь характеризовать развитие Германии и Италии в средние века.
|
1
|
1
|
|
18.
|
Урок 3. Гуситское движение в Чехии.
|
1.Начало гуситских войн.
2.Табориты и умеренные.
3.Крестовые походы против гуситов.
4.Значение гуситских войн.
|
Знать о причинах гуситского движения; гуситы, чашники, табориты.
|
Уметь характеризовать гуситское движение в Чехии.
|
1
|
1
|
|
19.
|
Урок 5. Средневековая наука.
|
1.Географические и естественно-научные представления.
2.Алхимия.
3.Схоластика.
|
Знать о становлении науки в средние века.
|
Уметь выявлять новые черты в культуре, рабо-тать с дополнительной литературой, готовить рефераты, доклады, сообщения.
|
1
|
1
|
|
20.
|
Урок 6. Школы и университеты. Искусство.
|
1.Школы и университеты.
2.Архитектура и ее стили.
3.Живопись и культура.
|
Знать о средневековой системе образования и развитии искусства.
|
Уметь различать худо-жественные стили в средневековой культуре, готовить рефераты, доклады, сообщения.
|
1
|
1
|
|
21.
|
Урок 7. Повтори-тельно-обобщающий урок: «Ранее и классическое средневековье».
|
Повторение материала и вопросов всей пройденной темы.
|
Знать все термины предыдущих уроков.
|
Уметь подводить итоги, выделять главные зада-чи, ориентироваться в событиях и историчес-ких фактах.
|
1
|
1
|
|
Тема VI. Азия, Африка и Америка в средние века.
|
22.
|
Урок 1. Османская империя.
|
1.От тюркских султанов к турецкому государству.
2.Внешняя экспансия.
|
Знать о государстве, основанном на традициях и культуре мусульманской цивилизации; янычары, визири, султан.
|
Уметь работать с конспектом урока, картой, историческими источниками.
|
1
|
1
|
|
Макарова А. Путешествие в страну майя.
Свет Я. Последний инка .М., 1979.
Гуляев В.И. Древние майя: загадки погибшей цивилизации. М., 1983.
|
23.
|
Урок 2. Иран.
|
1.Общая характеристика Ирана.
2.Реформы европейского типа.
|
Знать о становлении и развитии в средние века государства в Иране.
|
Уметь конспектировать важнейшие моменты урока.
|
1
|
1
|
|
24.
|
Урок 2. Индия.
|
1.Особенности экономического и политического развития Индии.
2.Империя великих моголов.
3.Индийская культура.
|
Знать особенности экономического и политического развития Индии в средние века в сравнении с другими странами Востока и Европы; касты.
|
Уметь работать с конспектом урока, картой, историческими источниками.
|
1
|
1
|
|
25.
|
Урок 3. Китай.
|
1.Государственный строй.
2.Внутрення и внешняя политика.
|
Знать о государственном устройстве, быте, нравах и обычаях, культуре китайского народа в средние века; буддизм.
|
Уметь работать с текстом учебника, дополнительной литературой и исторической картой.
|
1
|
1
|
|
26.
|
Урок 4. Народы и страны Африки в средние века.
|
1.Особеннгости исторического развития Африки.
2.Местная культура, традиции и быт.
|
Знать о жизни, быте и нравов африканских наро-дов в средние века, древ-нейших государствах и контактах с европейцами.
|
Уметь работать с текстом учебника, дополнительной литературой и исторической картой.
|
1
|
1
|
|
27.
|
Урок 5. Доколумбова Америка.
|
1.Первые земледельческие культуры в Северной Америке.
2.Государство ацтеков.
3.Страны майя.
4.Империя инков.
|
Знать о нравах и быте, организации государства коренных жителей Америки до открытия континента европейцами; инки, майя.
|
Уметь работать с текстом учебника, дополнительной литературой и исторической картой.
|
1
|
1
|
|
28.
|
Урок 6. Повтори-тельно-обобщающий урок: «Азия, Африка и Америка в средние века».
|
Повторение материала и вопросов всей пройденной темы.
|
Знать все термины предыдущих уроков.
|
Уметь подводить итоги, выделять главные зада-чи, ориентироваться в событиях и историчес-ких фактах.
|
1
|
1
|
|
Тема VII. Легендарный период. История России с древнейших времен
|
29.
|
Урок 1. Древнейшие предки народов России.
|
1.Появление людей на территории современной России.
2.Прородина славян.
|
Знать об истоках русской цивилизации и древнейших предках народов России.
|
Уметь конспектировать важнейшие моменты урока.
|
1
|
1
|
|
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII–XVв.в.: эксперимент. Учебник для VII классов .М., 1993.
|
30.
|
Урок 2. Свидетельства древних авторов.
|
1.Свидетельства древних авторов.
2.Славяне и великое переселение народов.
|
Знать об источниках наших знаний, о жизни древних славян.
|
Уметь работать с текстом учебника и историческими источниками.
|
1
|
1
|
|