Главная страница

Организация научно-исследовательской работы учащихся на уроках литературы


Скачать 25.99 Kb.
Название Организация научно-исследовательской работы учащихся на уроках литературы
Дата 05.04.2016
Размер 25.99 Kb.
Тип Тесты

Организация научно-исследовательской работы учащихся на уроках литературы.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы-поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2 %, а корни столь низкого процента , безусловно, лежат в том, что еще в детстве и школьных годах не уделялось должного внимания развитию талантов детей.

Много лет назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности ребенка?

Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются и на уроках литературы. Я часто встречала таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересен стандартный ход урока , они читают словари и дополнительную литературу, ищут ответы на вопросы, возникающие после прочтения произведения. Поэтому так важно преподавателю литературы выявить их способности, помочь их развить, вывести обучающихся на дорогу поиска, который поможет претворить в жизнь их планы и мечты.

Для этой цели на уроках в колледже мы создали на базе каждой группы научные сообщества: хронисты, исследователи- историки, собиратели портретных галерей, организаторы заочных экскурсий, картографы. При изучении каждой новой темы сообщества собирали материал в соответствии со своим названием , а именно, хронисты составляли историко-биографический комментарий жизни писателя или поэта, исследователи-историки подыскивали материал , из истории развития явления, процесса , собиратели портретных галерей находили иллюстрации к произведениям и жизни авторов, создавали предметные коллекции эпох, картографы наносили на карту литературные адреса, связанные с жизнью и творчеством изучаемых писателей.

Нельзя сказать , что работа сразу пошла гладко. В начале был избран путь поэтапного следования от простого к сложному. На первом этапе преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения, на 2-ом этапе преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования, на 3 этапе и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником. Позже сообщества научились не только самостоятельности, но и умению контактировать в группе, выслушивать товарищей.

Таким образом была решена главная задача этих сообществ - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует правило участия в научно-исследовательской деятельности- никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность и возможность перейти в другое научное общество, попробовать свои силы в разных видах деятельности. При изучении каждой новой темы эти группы собирали материал в соответствии с видом .

Каково значение для учащихся имеет исследовательская деятельность? Она дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками.

Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» актуальна для каждого образовательного учреждения. Это необходимо делать потому, что поиск и воспитание юных талантов позволит школе действительно стать центром сохранения интеллекта нации.

Любивая Е.А. –преподаватель русского языка и литературы СПб Гб ПОУ Колледжа «ПетроСтройСервис»