|
Исследовательская работа «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной»
Республиканская конференция исследовательских работ обучающихся «Моё Я в большой науке» имени Р.И. Утямышева
Секция: «Русский язык и литература»
Исследовательская работа
«Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной»
Выполнена : ученицей 9 класса
МБОУ «Среднекирменская СОШ
Мамамадышского муниципального района РТ
Насибуллиной Назилей
Руководитель: учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
РТ, Мамадышского муниципального района,
МБОУ «Среднекирменская СОШ»
Марданова Алсу Шамиловна
Мамадыш, 2014г
Пояснительная записка
Тема исследовательской работы:
«Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной»
Вид работы: исследовательская- поисковая.
Актуальность исследовательской работы на сегодняшний день. «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной» проводится в рамках учебной деятельности по литературе в 9-11 классах при изучении художественных произведений по творчеству А.С.Пушкина.Данная исследовательская работа позволяет учащимся по- новому взглянуть на содержание текстов художественной литературы, расширить свое понимание о том, что «Евгений Онегин» - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской , ни в мировой литературе. Основное внимание в романе автор уделяет духовности русского дворянского общества, и, воссоздавая бытовую сторону жизни представителей высшего «света» и патриархального поместного дворянства, «гений остается гением» даже в малом . Как писал философ и публицист прошлого века Николай Николаевич Страхов: “До сих пор всякий, желающий говорить о Пушкине, должен, нам кажется, начать с извинения перед читателями, что он берётся в том или другом отношении измерять эту неисчерпаемую глубину”. С этим высказыванием сложно не согласиться. Пушкин и его произведения самодостаточны и самоценны, они не нуждаются в комментариях и интерпретировании и неподвластны им. Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.Также выполнение данной исследовательской работы помогает закреплять навыки самообразования, активизирует умственную и творческую деятельность учащихся ,учит видеть необыкновенное в обыденном.
Цели исследовательской работы:
- проведение сопоставительного анализа писем Татьяны и Онегина;
-выявление индивидуальной стороны писем Татьяны и Онегина;
- доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев;
Задачи исследовательской работы:
-получение общих сведений о роли писем в творчестве А.С.Пушкина;
-показать навыки владения культурными нормами и традициями русской речи;
-развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности;
-развивать навыки анализа лирического произведения, делать обобщающие выводы;
Объект и предмет работы: составляется план исследовательской работы, проводится работа с информацией, источниками, словарями, энциклопедической и специальной литературой.
Практическая ценность : исследовательской работы на сегодняшний день состоит в том, что его материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе , при подготовке к олимпиадам , при поступлении в ВУЗ , а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку, связанных с комплексным анализом текста, а также показать роль писем в жизни литературных героев.
В результате обсуждения и анализа разнообразных информационных источников, произведений изучаемых по творчеству А.С.Пушкина, решено осуществлять исследовательскую работу по следующей структуре:
Структура исследовательской работы на тему :
«Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной»:
1.Введение. Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»- произведение уникальное.
2. Письмо (послание, эпистола) – сообщение, имеющее конкретного (индивидуального или коллективного) адресата.
3.Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
4.Вывод.
5.Использованная литература.
1.Введение. Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин –произведение уникальное.
«Евгений Онегин»-произведение уникальное , не имеющее аналогий ни в русской , ни в мировой литературе. Основное внимание в романе автор уделяет духовности русского дворянского общества , и ,воссоздавая бытовую сторону жизни представителей высшего «света» и патриархального поместного дворянства, «гений остается гением» даже в малом.
Роман "Евгений Онегин" - это не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение всей русской литературы, с этим согласится не только множество специалистов, но и любой грамотный русский человек. Энциклопедия русской жизни", по мнению В.Г. Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же… любовь. Раскройте любую энциклопедию - и вы найдёте множество статей. Также и роман содержит в себе несколько частей, которые при желании можно рассматривать как цельные самостоятельные произведения в контексте цикла. Так, стоит уделить внимание двум письмам - Татьяны и Евгения,- как ключу к пониманию образов главных героев. Современные Пушкину читатели восторженно принимали первые главы, декабристы прочили Онегина в передовые люди века.
Пушкин внимательно следил за отзывом публики, о чём свидетельствует его переписка с друзьями - с Вяземским, Жуковским, Плетнёвым.
Если условно рассматривать "Евгения Онегина" как центральное произведение всего творчества Пушкина, то всё, что создавалось ранее, было подготовкой великого романа. 1823 год - начало работы над "Евгением Онегиным". Как утверждает Г.П. Макогоненко, "опыт жизни на юге и, прежде всего, общественный, исторический опыт, при всей своей сложности и горечи исканий и сомнений, обогатили Пушкина. <�…> образ и тип <�…> молодого человека представлялся куда яснее, чем в пору создания "Кавказского пленника"". В течение восьми лет работы над романом менялась русская действительность (смена царей, казни декабристов), менялся сам Пушкин (разочарование в движении декабристов). Всё это наложило отпечаток на образ главного героя и на весь роман в целом - плод восьмилетних трудов .
Трактовка образа Евгения Онегина была очень противоречивой. Например, Писарев дал такую оценку: "Тип бесплодный, неспособный ни к развитию, ни к перерождению; онегинская скука не может произвести из себя ничего, кроме нелепостей и гадостей" 1 . А мнение Белинского иное: "Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек", "Онегин - страдающий эгоист" . Достоевский считал "скитальцем в родной земле", который "оторван от народа, от народных сил".
В отличие от Онегина, образ Татьяны всегда возносился до "натуры гениальной". По Достоевскому, Татьяна достойна быть заглавной героиней романа, ибо "… она глубже Онегина и, конечно, умнее его" 3 . "Милый идеал" - бережно хранимый Пушкиным образ, он непорочен, гармоничен и совершенен .
2.Письмо (послание, эпистола) – сообщение, имеющее конкретного (индивидуального или коллективного) адресата. Письма могут быть официальные (служебные) и частные. На грани XVIII-XIX вв. частная переписка была очень модной. Ее привлекательная сторона состояла в том, что в частном письме автор может выразить (утвердить) свою индивидуальное отношение к событиям и явлениям мира, выразить свои собственные оценки, чувства, понимания вещей. Письмо позволяет это делать свободно, без излишних опасений, т.к. читателем его является избранное лицо или круг лиц, которым оно адресовано. По сравнению с устным высказыванием, письмо позволяет выразиться более продуманно и точно. В эпоху А.С.Пушкина форма письма была подхвачена литературой. Письмо стало основой весьма распространенного жанра «роман в письмах» (иначе: «эпистолярный романа»). Наверное, только в письме человек может полностью излить душу… И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем. Ведь вряд ли читатель смог бы представить нежный, женственный и романтичный образ Татьяны без ее искренней и проникновенной исповеди. Также именно в своем письме Онегин предстает обновленным, изменившимся человеком.
3.Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
Мы попытаемся сопоставить два письма из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Это письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне , если сопоставить письма Татьяны и Онегина, то можно выявить определенные сходства в них. Оба героя изначально бросают вызов моральным нормам, ведь Татьяна в своем письме первой признается мужчине в чувствах, а Онегин пишет о своей любви замужней женщине.
Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах, помогают лучше понять героев, и даже сам автор выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что они отличаются от строго организованной «онегинской строфы», здесь — иной стих.
Письмо Татьяны к Онегину... Его писала юная уездная барышня (как известно, по-французски), вероятно, переступая через серьезные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать...
Уже в этих строках — вся Татьяна. Гордость, ее понятие о приличиях страдают оттого, что ей приходится первой признаваться в любви мужчине. В глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берет верх: «Другой!.. Нет, никому на свете не отдала бы сердца я...». Резкий, внезапный переход на «ты» — как бы случайный, неосознанный. Почему?.. Татьяна здесь и в последующих строках предельно открыта, абсолютно откровенна. Она рассказывает о своих чувствах, ничего не скрывая, честно и прямо:
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Так вот что искала она в Онегине!.. Понимание. Онегин с его светской пресыщенностью казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным — а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего поступка, безнравственного в глазах света (но не в ее собственных!), и пишет:
Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
Какая сила и простота в этих словах!.. И вновь — переход на «вы»... Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но — ни единого слова не исправила. Вот она — Татьяна Ларина, героиня романа.
Онегин не таков. Кстати, не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — это разные люди. Письмо пишет «второй» Онегин, изменившийся за время странствий, вновь способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности — пишет любовное письмо замужней даме:
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!..
Здесь не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит:
Нет, поминутно видеть вас\
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами...
Вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин — тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, — не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить:
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор...
Онегин не может (и не смеет, и не имеет права!) выразить иначе свою любовь. Он вынужден притворяться. И в итоге герой признает себя побежденным:
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: я в вашей воле», — пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей воле...». Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то — и счастье и несчастье одновременно. Пушкин любит своих героев, но не жалеет их: они должны пройти сложный и тернистый путь нравственного совершенствования, и два письма, таких близких по смыслу и таких разных по его выражению, — этапы этого сложного пути.
Пушкин создал героиню с необыкновенно горячим сердцем. Сколько чувств, надежд, сколько жизни в нем! Татьяна живет, пока чувствует, любит, страдает. Она живет, пока живет ее сердце, пылающее от обилия искренних высоких чувств. Все лучшее в ней. Только она могла написать лучшее из любовных признаний. Только такой великий поэт, как А.С. Пушкин, мог создать эту героиню. Поэт не сдерживает своих чувств, когда говорит: «Я так люблю Татьяну милую мою».
Но все-таки он испытывает ее, заставляет страдать, заставляет любить. Наверное, Пушкин думал, что только через такое испытание сможет раскрыть богатый внутренний мир девушки. И этот мир весь раскрывается именно в письме. Вот почему поэт «свято бережет его». Он бережет не бумагу со словами, а редкую удивительную и тонкую душу, которой не встречал в реальной жизни. Сама идея написать любовное письмо могла прийти только к настоящему романтику, неординарной личности.
Любовь стала искрой, которая разожгла целый пожар в сердце Татьяны. Любовь пробудила ее чувства, привела душу в волнение. Все в ней зашевелилось, загорелось. Но Татьяна не понимает этого и просит Онегина:
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви...
Пушкин наделяет Татьяну умением предвидеть будущее. Ведь поэт и сам не раз пророчил в своих стихах. В Татьянином письме тоже содержится пророчество:
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Письмо насыщено риторическими вопросами и восклицательными предложениями. Это подчеркивает его эмоциональность. Можно найти немало строк, которые заканчиваются многоточием. Содержащие глубокий смысл, такие строки задерживают то единое дыхание, на котором читается письмо. Такое цельное, содержательное, открытое послание западает в душу и остается в памяти надолго.
Главное, что искал Пушкин, что хотел выразить, чем хотел поделиться с людьми, — это гармония. В Татьяне он создал гармоничное единство лучших качеств. И эти Татьянины душевные качества стали вечными ценностями. Татьяна — простонародное имя. Но оно прекрасно в сравнении с Мими, Жюли и другими именами на французский манер, модными тогда в дворянском обществе. Татьяна — простая девушка из дворянской семьи. От своей матери она восприняла любовь к рыцарским романам: «Они ей заменяли все; она влюблялася в романы и Ричардсона и Руссо». Пушкин прерывает рассказ о Татьяне повествованием о жизни ее родителей. Может быть, Татьяну, как и ее мать, ждет превращение из романтической девушки в обыкновенную барыню, которая будет заниматься хозяйством в своем поместье? Нет, не такова героиня романа! Это натура глубоко одаренная, исключительная. Татьяна совсем не похожа на других девушек. Она необыкновенная, особенная, загадочная личность. Онегин сразу разглядел в ней незаурядную натуру: «Я выбрал бы другую», — скажет он Ленскому, имея в виду младшую сестру его избранницы. Она печальна, молчалива, тиха, равнодушна к ласкам родителей. Девушка не готовила себе приданого, не играла в куклы и другие игры с подругами Ольги. «Страшные рассказы зимой в темноте ночей пленяли больше сердце ей». Ей очень нравились рыцарские романы, она читала ночи напролет и создала в своем воображении сказочный мир и идеальный образ любимого. Онегин в ее представлении воплощает этот идеал.
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался...
Сердце поэта замирает от недобрых предчувствий:
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою...
В любви Татьяны проявляется ее чистота, страстность:
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя...
Она первая пишет письмо Онегину, которого полюбила всем сердцем. Она любит его очень сильно, и это дает ей право написать первой. Письмо Татьяны — исповедь ее неопытной души. Она полюбила Онегина навсегда. Татьяна «любит без искусства», без притворства и игры. О переживаниях своей героини поэт пишет: «И между тем душа в ней ныла, и слез был полон томный взор».
«Язык девических мечтаний» живо тронул Онегина, но он не в состоянии разделить эти пылкие чувства. Татьяна — верный идеал поэта. В ней есть прямота души, сила чувства, искренность, нежность и любящее сердце, что всегда ценно в человеке.
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас.
Онегин - это не поэтический портрет Пушкина, что подчёркивает рассказчик от лица автора.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной...
Онегин для автора кто угодно: и "добрый приятель", и "молодой повеса", и "наследник всех своих родных", но только не собственное отражение.
Онегин, столичный житель, вполне усвоил правила света.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужден
Учился он "понемногу чему-нибудь и как-нибудь". Тем не менее, Онегин "знал довольно по-латыни", что необязательно знать светскому человеку. Латынь была распространена среди декабристов и тех, кто получил университетское филологическое образование. Но если настольная книга Татьяны - "Новая Элоиза" Руссо, то Онегин увлекался Адамом Смитом, что характеризовало его как человека иных интересов, чем Татьяна.
Вскоре "постылой жизни мишура" пресытила Онегина, и он, исполненный презрения к людям ("Кто жил и мыслил,// тот не может в душе не презирать людей"), уезжает из города в деревню. Но "и в деревне скука та же". В деревне Онегин уже не обращает "утро в полдень", а встаёт "в часу 7-м", тем самым приближая режим дня к режиму Татьяны. Онегин не бежит из деревни, почувствовав скуку; он в "беспечной неге" предаётся уединению, тишине - "святой жизни", похожей на жизнь Татьяны.
Онегин путешествует и возвращается в Москву. Онегин вновь в Москве, вновь в свете. "Свет столицы “ничем не удивил Евгения
Везде встречаемые лица,
Непроходимые глупцы.
Увидев Татьяну в подобном окружении, Онегин в смятении думает: "Ужели, ужель она?"
Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной.
Не этой девочкой несмелой,
Влюблённой, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы.
Предвижу всё: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
(Из письма Онегина Татьяне).
Письмо Онегина кипит страстью, оно свежо и импульсивно. Сквозь строки пламенных речей угадываются неисчерпанный потенциал чувств, хранившихся где-то в глубинах сердца, ожидающих своего часа. Вот как Онегин умеет любить :
Пылать -и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!...
Всё может стать привычкой: и скука, и боль, и страдания, и даже влюблённость ("Привычке милой не дал ходу"). Но любовь к Татьяне внове. Онегин восклицает:
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенья глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть…вот блаженство!.
О да! Такую "жажду любви" Татьяна ведает, эта жажда заставляет забыть условности света . Онегин пишет замужней женщине, в чём и переступает первую "условность света". Вторая - придти и навязывать себя с любовными объяснениями . Теперь, спустя столько лет, Онегин во всём повторяет поведение влюблённой Тани. "Татьяна любит не шутя", Онегин тоже не склонен шутить. Но дело ли не в том, что век его измерен, и он одинок, несчастен, отвергнут откровенным игнорированием? Будь всё иначе, стал бы Евгений посылать письмо за письмом, как влюблённый романтик?
Заключительные слова Онегинского письма :
“Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе.”
перекликаются со строками Татьяны " судьбу мою отныне я тебе вручаю". Онегин понял это спустя шесть лет, а Татьяне это открылось с первых мгновений - и не забылось до конца; вот чем обусловлено последнее откровение Татьяны и вместе с тем готовность дальше подавлять в себе эту любовь так же, как она подавляла её все эти шесть лет. В этом разница положения Онегина и Татьяны: Онегин только сейчас поставлен перед трагической неразрешимостью, которую Татьяна осознаёт и принимает уже давно. В словах Онегина - раскаяние :
Боже мой! Как я ошибся, как наказан…,
а в словах Татьяны - печаль и смирение:
Я вас люблю( к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна…
Два письма пишут влюблённые люди. Но ситуация неблагоприятна ни для первого признания, ни для запоздалого ответа. Оба в равной мере осознают возможность, подспудно даже неизбежность неудачи, и вместе с тем судьба и вышняя воля двигают навстречу рождённых друг для друга и разобщённых той же судьбою людей. Оба принимают в расчёт возможный исход - презрение.
У Татьяны:
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать
У Онегина:
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит
Оба говорят о том, что скрывать любовь и страсть мучительно.
- Чтоб только слышать ваши речи…
- Нет, поминутно видеть вас…
И Татьяна, и Онегин подводят итог всему написанному. Общее выражение " Но так и быть " не случайно в обоих письмах. На зеркальность писем переносится зеркальность чувств. Онегин в той же степени, что и Татьяна, любит. Факт написания Онегиным письма тем более знаменателен, что герой, прагматик по складу ума, пренебрегает выражать свои чувства посредством писем, считая это сентиментальной модой, с чем согласен и рассказчик :
Он пишет страстное посланье.
Хоть толку мало вообще.
Он в письмах видел не вотще;
Вывод.
Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих знаков препинания: в письме Татьяны восклицательных знаков 8, у Онегина 5,вопросительных знаков у Татьяны 8, у Онегина 2,многоточий у Татьяны 10, а у Онегина 6.Изящный пушкинский сюжет основывается на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Композиционно они разделены пятью главами с 3 по 8. Письма - не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем - никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка. Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина ("…Он вновь посланье:// Второму, третьему письму// Ответа нет."), но они, так же как оригинал письма Татьяны, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма - это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.
Список, используемой литературы:
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л., 1980.
Макогоненко Г.П. Избранные работы. Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Л. 1987.
Белинский В.Г. Сочинения А. Пушкина. Статьи 8 и 9. - Полн. Собр. соч., т. 7. М., 1955.
Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч. т. 10, т. 10, М. 1978
Писарев Д..И. Соч.: в 4-х т. Т. 3. М., 1958
Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Нью-Йорк, 1981.
Бродский Н.Л. Комментарий к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"., М., 1932.
Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.
Сержан Л.С., цит. соч.
Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Т.П.СПб.,
Дмитриева Н. - Изображение и слово. М.1991
Интернет- ресурсы.
Приложение к исследовательской работе
|
|
|