Главная страница

«Охрана растений»


Скачать 89.91 Kb.
Название «Охрана растений»
Неделяева Л.С
Дата 16.02.2016
Размер 89.91 Kb.
Тип Урок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Ачкасова

Белгородского района Белгородской области»


Открытый урок

по учебному предмету «Окружающий мир»

в 3 «В» классе

Тема: «Охрана растений»


Выполнила:

Неделяева Л.С.



2012-2013 учебный год

Урок
Тема: «Охрана растений».


Цель: обобщить знания учащихся об охране растений, познакомить к содержание и значением Красной книги, о правилах бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитофон, доклады учеников о Красной книге, иллюстрации растений, занесенных в красную книгу.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»

- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня на уроке мы обсудим проблему «Охрана растений». Послушайте небольшой рассказ.

Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде дело доброе, а воспитательница стала их ругать.

– Зачем, – сердится, – ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики – нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и …

– Но почему? – чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые.

– Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит – всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.

– А ромашку рвать можно? – спросила одна девочка.

– Пока можно, да и то осторожно, – услышала она в ответ справедливые слова.

– Ребята, скажите, какие бы вы цветы выбрали на месте детей – большие и яркие или маленькие и чахлые. (Большие и яркие).

– Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не успевают – в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое красивое, крупное, яркое, душистое, мы в результате себя же и грабим.

Этот незатейливый случай показывает, как люди, не задумываясь о последствиях для природы, при таком, казалось бы, безобидном приятном занятии, как сбор цветов, наносят огромный вред окружающему нас миру.

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня на уроке мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, совершим путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока: “ Охрана растений ”.

Известный писатель М.Пришвина сказал “ Охранять природу – значит, охранять Родину ”. И мы это сегодня докажем.

- Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!

- Какое значение имеют растения для людей?

Топливо Бумага Кислород Пища Лекарства

Ткани Строительный материал

(Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал.)

- Какое значение имеют растения для животных?

( Для животных растения – это и “ Дом ” и “ Пища ”.
Обобщение: несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений. К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений. Тысячи гектаров леса сгорают в России по вине человека. Причиной тому не потушенный костер. Выпиливая леса, люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток.

– Как вы думаете, что ожидает эти леса в дальнейшем?

– Повлияет ли это на жизнь животных?

– Что возможно сделать в ваших силах, чтобы не нанести вреда природе?

– Что делает государство по охране природы?

2. Знакомство с Красной книгой.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. ( показ книги )

- Красная книга! Почему она красная? ( Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно. )

- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.

(Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “ переселение ” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир).

Поговорим о растениях, растущих в Белгородской области, которые занесены к красную книгу.

БАРВИНОК ТРАВЯНИСТЫЙ – вид, находящийся под угрозой исчезновения.

Многолетник 15—35 см высоты. Цветет в апреле-мае. По кустарникам и склонам. Размножается семенами.

Распространение и встречаемость. В Белгородской области встречаются в: Ровеньском, Вейделевском, Корочанском, Новооскольском, Яковлевском  районах.

ПРОСТРЕЛ ЛУГОВОЙ

Многолетнее растение от 7 до 45 см высотой. Цветет в апреле-мае, плоды созревают в мае-июне. Размножается семенами и вегетативно.

Распространение и встречаемость. В Белгородской области: Белгородский (Шопино), Борисовский (Острасьевы яры), Прохоровский (ур. Гремучий). Шебекинский (Бекарюковский бор - поляны, Ново-Таволжанка, Ржевка, хут. Партизанский), Новооскольский районы. - Боры, песчаные степи, на песках.

РЯБЧИК РУССКИЙ

Многолетник. 15-30 см высотой. Цветет в апреле-мае. Плодоносит в конце мая-начале июня и вскоре заканчивает вегетацию; эфемероид. Размножается семенами и вегетативно. Произрастает в светлых лесах, на лугах, остепненных полянах и опушках.

Распространение и встречаемость. В Белгородской области: Белгородский (окр. с. Нелидовка), Корочанский («Кручка»), Новооскольский (балка Ханова), Губкинский («Лысые Горы», «Ямская степь»), Прохоровский (окр. Беленихино), Яковлевский (Шопино) районы.

Мы познакомились с растениями только нашей области, а по всей России таких редких растений намного больше.

3. Беседа.

- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?

На доске:

Человек наносит вред растениям:

- хозяйственной деятельностью

- сбором букетов

- неумеренным сбором лекарственных растений

- вытаптыванием

- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!
- Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячелистник, калган.
- Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого- вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “ Гринпис ”. В России таких людей называют “ зелёными ”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Недаром народная мудрость гласит: “ Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево ”. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!

Физкультминутка

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

ΙΙΙ. Первичное закрепление изученного материала.

Отрицательное воздействие человека на мир растений.

Прочитайте параграф учебника с.55-57.

- От кого нужно в первую очередь охранять растения?

- Рассмотрите иллюстрацию на с.56 и расскажите, что губительно действует на растения.

- Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны составить запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится клей.

( дети составляют аппликацию под музыку).

  1. Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

  2. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

  3. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

  4. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

  5. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

- Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.

ΙV. Итог урока.

- Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

- Что люди могут сделать для охраны растений? ( Сажать больше деревьев и кустарников).

- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?

(Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, птиц).

- Ну а хотела бы я завершить наш урок песней. На столах у вас лежит текст песни, и под музыку мы попробуем её спеть. Песня “ Не рвите цветы” (Дети поют песню)

Как светла Земля на заре

И распахнута вся для сказок,

В жемчугах она, в серебре,

В изумрудах она, в алмазах.

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля!

Птиц разбуженных голоса

Завораживают и манят,

Может, прячутся чудеса,

Как табун лошадей в тумане?

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля!

Расколдована тишина

С самым первым лучом рассвета,

Значит, кончилось время сна,

Все цветы ждут слова привета.

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля!
- На этом наш урок закончен, всем гостям большое спасибо, за то, что вы пришли к нам.
VΙ. Домашнее задание

Уч. с. 54-57 чит.и пересказывать, задания к параграфу.