|
«Охрана растений»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Ачкасова
Белгородского района Белгородской области»
Открытый урок
по учебному предмету «Окружающий мир»
в 3 «В» классе
Тема: «Охрана растений»
Выполнила:
Неделяева Л.С.
2012-2013 учебный год
Урок
Тема: «Охрана растений».
Цель: обобщить знания учащихся об охране растений, познакомить к содержание и значением Красной книги, о правилах бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитофон, доклады учеников о Красной книге, иллюстрации растений, занесенных в красную книгу.
Ход урока
Организационный момент.
Создание эмоционального настроя
Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»
- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня на уроке мы обсудим проблему «Охрана растений». Послушайте небольшой рассказ.
Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде дело доброе, а воспитательница стала их ругать.
– Зачем, – сердится, – ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики – нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и …
– Но почему? – чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые.
– Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит – всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
– А ромашку рвать можно? – спросила одна девочка.
– Пока можно, да и то осторожно, – услышала она в ответ справедливые слова.
– Ребята, скажите, какие бы вы цветы выбрали на месте детей – большие и яркие или маленькие и чахлые. (Большие и яркие).
– Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не успевают – в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое красивое, крупное, яркое, душистое, мы в результате себя же и грабим.
Этот незатейливый случай показывает, как люди, не задумываясь о последствиях для природы, при таком, казалось бы, безобидном приятном занятии, как сбор цветов, наносят огромный вред окружающему нас миру.
Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня на уроке мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, совершим путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока: “ Охрана растений ”.
Известный писатель М.Пришвина сказал “ Охранять природу – значит, охранять Родину ”. И мы это сегодня докажем.
- Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!
- Какое значение имеют растения для людей?
Топливо Бумага Кислород Пища Лекарства
Ткани Строительный материал
(Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал.)
- Какое значение имеют растения для животных?
( Для животных растения – это и “ Дом ” и “ Пища ”.
Обобщение: несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений. К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений. Тысячи гектаров леса сгорают в России по вине человека. Причиной тому не потушенный костер. Выпиливая леса, люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток.
– Как вы думаете, что ожидает эти леса в дальнейшем?
– Повлияет ли это на жизнь животных?
– Что возможно сделать в ваших силах, чтобы не нанести вреда природе?
– Что делает государство по охране природы?
2. Знакомство с Красной книгой.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. ( показ книги )
- Красная книга! Почему она красная? ( Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно. )
- Ребята нам приготовили сообщение о Красной книге.
(Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “ переселение ” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир).
Поговорим о растениях, растущих в Белгородской области, которые занесены к красную книгу.
БАРВИНОК ТРАВЯНИСТЫЙ – вид, находящийся под угрозой исчезновения.
Многолетник 15—35 см высоты. Цветет в апреле-мае. По кустарникам и склонам. Размножается семенами.
Распространение и встречаемость. В Белгородской области встречаются в: Ровеньском, Вейделевском, Корочанском, Новооскольском, Яковлевском районах.
ПРОСТРЕЛ ЛУГОВОЙ
Многолетнее растение от 7 до 45 см высотой. Цветет в апреле-мае, плоды созревают в мае-июне. Размножается семенами и вегетативно.
Распространение и встречаемость. В Белгородской области: Белгородский (Шопино), Борисовский (Острасьевы яры), Прохоровский (ур. Гремучий). Шебекинский (Бекарюковский бор - поляны, Ново-Таволжанка, Ржевка, хут. Партизанский), Новооскольский районы. - Боры, песчаные степи, на песках.
РЯБЧИК РУССКИЙ
Многолетник. 15-30 см высотой. Цветет в апреле-мае. Плодоносит в конце мая-начале июня и вскоре заканчивает вегетацию; эфемероид. Размножается семенами и вегетативно. Произрастает в светлых лесах, на лугах, остепненных полянах и опушках.
Распространение и встречаемость. В Белгородской области: Белгородский (окр. с. Нелидовка), Корочанский («Кручка»), Новооскольский (балка Ханова), Губкинский («Лысые Горы», «Ямская степь»), Прохоровский (окр. Беленихино), Яковлевский (Шопино) районы.
Мы познакомились с растениями только нашей области, а по всей России таких редких растений намного больше.
3. Беседа.
- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?
На доске:
Человек наносит вред растениям:
- хозяйственной деятельностью
- сбором букетов
- неумеренным сбором лекарственных растений
- вытаптыванием
- Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!
- Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячелистник, калган.
- Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого- вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “ Гринпис ”. В России таких людей называют “ зелёными ”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Недаром народная мудрость гласит: “ Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево ”. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
Физкультминутка
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
ΙΙΙ. Первичное закрепление изученного материала.
Отрицательное воздействие человека на мир растений.
Прочитайте параграф учебника с.55-57.
- От кого нужно в первую очередь охранять растения?
- Рассмотрите иллюстрацию на с.56 и расскажите, что губительно действует на растения.
- Сейчас вы под музыку будете работать в парах. Вы должны составить запрещающие знаки, которыми вы покажите отрицательное воздействие человека на мир растений. Для этого вам понадобится клей.
( дети составляют аппликацию под музыку).
Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
-
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Какие вы молодцы, ребята! А какие чудесные знаки у нас получились.
ΙV. Итог урока.
- Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
- Что люди могут сделать для охраны растений? ( Сажать больше деревьев и кустарников).
- Ребята, а как вы думаете, только ли растения надо охранять?
(Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, птиц).
- Ну а хотела бы я завершить наш урок песней. На столах у вас лежит текст песни, и под музыку мы попробуем её спеть. Песня “ Не рвите цветы” (Дети поют песню)
Как светла Земля на заре
И распахнута вся для сказок,
В жемчугах она, в серебре,
В изумрудах она, в алмазах.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Птиц разбуженных голоса
Завораживают и манят,
Может, прячутся чудеса,
Как табун лошадей в тумане?
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
Расколдована тишина
С самым первым лучом рассвета,
Значит, кончилось время сна,
Все цветы ждут слова привета.
Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядней Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые,
Незабудковые
И ромашковые поля!
- На этом наш урок закончен, всем гостям большое спасибо, за то, что вы пришли к нам.
VΙ. Домашнее задание
Уч. с. 54-57 чит.и пересказывать, задания к параграфу.
|
|
|