|
К. И. Чуковский «Федорино горе»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России»
Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе».
Цель: познакомить детей с новым стихотворением К.И.Чуковского «Федорино горе», продолжить знакомство с творчеством, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность.
Задачи образовательные. Закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении.
Задачи развивающие. Развивать способность анализировать текст произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения. Стимулировать учащихся к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.
Задачи воспитательные. Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей. Содействовать воспитанию способности к самоконтролю и самооценке и овладению умением участвовать в коллективной работе.
Познавательные УУД
Ученик будет учиться:
- читать текст, понимать фактическое содержание текста;
- обобщать и классифицировать учебный материал;
- формулировать несложные выводы;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
- ориентироваться в содержании учебника.
Коммуникативные УУД
Ученик будет учиться:
- строить монологическое высказывание;
- пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками;
- принимать мнение и позицию других;
- формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации.
Регулятивные УУД
Ученик будет учиться:
- определять цели урока;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами
- осуществлять самооценку своей деятельности
Тип урока - комбинированный.
Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, работа в группе, в парах.
Продолжительность урока. 35 минут.
Материально-техническое обеспечение. Презентация
Методическое и дидактическое обеспечение урока: карточки для работы в парах, для групповой работы, «Цветик-семицветик», карандаши, блюдца.
Ход урока.
Организационный момент.
– Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь за парты.
Цель: настроить на урок.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.
– Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?
(Ответы детей)
– Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Учитель: Сейчас мы проведём небольшую викторину. Задавать вопросы нам поможет цветик-семицветик. Вы должны внимательно слушать и отвечать на них.
Отрывки из произведений Чуковского. Седьмой отрывок из басни Крылова
1. Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче (Муха-Цокотуха)
Именинница!
2.И прибежала зайчиха
И закричала: "Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай! (Айболит)
3.Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (Путаница)
4.У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон. (Телефон)
5.Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист. (Мойдодыр)
6.То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград. (Радость)
7. Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!" (Стрекоза и муравей)
Учитель: Какое стихотворение было лишним? Почему? (Ответы детей. Потому что этот отрывок из басни Крылова, а остальные Чуковского).
Оценка деятельности.
Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно ответили на все вопросы викторины, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).
III. Определение темы урока.
Цель: продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского.
Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? О каком авторе пойдет речь? (Ответы детей).
СЛАЙД – портрет Чуковского
(Учитель открывает доску. На ней написано Корней Иванович Чуковский. Портрет автора).
Учитель: Верно, сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомство с творчеством К.И. Чуковского и познакомимся с новым произведением этого автора.
– Какие факты из биографии К.И. Чуковского вы помните? (Ответы детей.)
СЛАЙД – посуда
(Учитель открывает другую часть. Под надписью картинки с изображением посуды...)
Учитель: Выскажите своё предположение, о чём пойдёт речь в этом произведении.
Предположение: О посуде.
Учитель: Верно. А кто главный герой этого произведения вы узнаете немного позже.
Работа в парах.
Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
План урока
1. Прослушать сказку
2. Поработать над содержанием сказки
3. Поработать над выразительным чтением
4. Оценить свою работу на уроке
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями, читают получившийся план).
Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: если вы не ошиблись, нарисуйте зеленый кружочек, допустили 1-2 ошибки- желтый, Если вы не смогли составить план урока, поставьте красный кружок.
Учитель: Немного отдохнём.
Физминутка
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят.
IV. Работа над сказкой.
– Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной бабушкой, о которой поведал нам К.И.Чуковский. А как называется это произведение, вы узнаете сами (на доске висят согласные буквы, вам нужно вставить гласные, чтобы узнать название произведения).
ФДРН ГР
еоио ое («Федорино горе»).
Целеполагание: Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
(Познакомиться со сказкой, узнать, что произошло с героями произведения, научиться читать сказку выразительно, узнать новые слова)
Учитель: А вам интересно, как возникло это произведение?
- Послушайте. Однажды Корней Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".
VI. Работа с учебником.
Учитель: Следующий пункт нашего плана: знакомство с новым произведением. Текст вы услышите в аудиозаписи. Но ваша задача не только внимательно слушать, но и внимательно следить по учебнику. Возьмите в руки простой карандаш, чтобы подчеркнуть непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!
Вопросы по тексту:
Учитель: Вы прослушали произведение «Федорино горе».
Первичная проверка понимания.
– Какое горе произошло у Федоры? (От Федоры сбежала посуда и другие вещи.)
– Почему это произошло? (Посуда уходит из дома, потому что Федора с ней плохо обращалась)
– На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? (На сказку.) Как вы определили? (Коты и посуда человеческим голосом не разговаривают, вещи сами не ходят.)
– Почему автор оживил посуду? (Чтобы проучить Федору; Чтобы она не была больше грязнулей; Так интереснее…)
– Для кого была написана эта сказка? (Для детей и взрослых)
– Для чего она была написана, как вы думаете? (Для всех, кто не любит убираться в квартире, мыть посуду)
V. Словарная работа. Работа в группах
Цель: развивать и обогащать речь учащихся.
Учитель: - А теперь пришло время вспомнить про непонятные слова и выражения, которые вам встретились? Каждая группа получает конверты с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа, соединив стрелочкой.
Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
Ушат - небольшая кадка с ушами.
Прусак – рыжий таракан
Сито – предмет домашней утвари для просеивания муки
Группа, которая раньше выполнит задание, будет зачитывать ответ, а остальные проверять и показывать какой-то сигнал, что они согласны с ответом. Так эффективнее и быстрее.
Проверка: СЛАЙД С РИСУНКАМИ
Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу: без ошибок-зеленый кружочек, 1-2 ошибки- желтый, 3 и более - красный
VI. Выборочное чтение.
Опыт: А сейчас представьте, что вы что-то рассыпали. Как это происходит, мгновенно или нет? ( падает быстро, а происходит не очень быстро) Высыпаю карандаши.
- Найдите, что в сказке сыплется. (Топоры.)
- Прочитайте теперь, передавая движение голосом.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы. (2-3 ученика)
Опыт: стучу блюдцами.
- С каким звуком стучат о друг дружку, например, блюдца? (Звонко, как колокольчики.)
- Чуковский этот звук заменил словом, найдите их? Прочитайте, стараясь передать этот звук.
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Дзынь! Дзынь!(2-3 ученика)
- Используя эти два опыта, покажите голосом и интонацией как убегают ножи, кастрюля, чайник.
– Оцените свое чтение. (Все удалось– и т.д.)
V. Закрепление нового материала.
-Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово». Я начну, а вы продолжите. (можно отвечать хором)
2 вариант – на слайде
1. И сказала скалка:
«Мне… Федору жалко»
2. И сказала чашка:
«Ах, … она бедняжка»
3. И сказали блюдца:
«Надо бы…вернуться»
4.И сказали утюги:
«Мы… Федоре не враги»
VI. Итог урока.
– С какой сказкой К.И.Чуковского мы познакомились на уроке? («Федорино горе»)
– Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока? Достигли поставленных целей? (познакомились с новым произведением, научились передавать голосом интонацию, выразительно читать)
- Посмотрите на план урока, составленный вами. Все пункты мы выполнили?
- Посмотрите в свои оценочные листы. Поднимите руку, у кого все зеленые кружочки – поставьте 5, у кого 2 желтых кружочка – 4.
- Что получилось? Какие были трудности? Кому еще надо постараться? Над чем?
VΙ. Дом. задание. Выразительно читать сказку, придумать, как можно заменить слово звуком: как убегали ножи, вилки, чайник, кастрюля, утюг. Можно предложить нарисовать обложку к книге «Федорино горе»
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
|
|
ИМЯ _________________
|
|
Викторина
|
|
Составление плана урока
|
|
Словарная работа
|
|
Выразительное чтение
|
|
Игра «Вставь слово»
|
|
Итог
|
|
|
|
|