|
«Обработка боковых срезов прямой юбки»
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы-интерната
___________ Шоколева А.Е.
План-конспект
открытого урока в 7 « а » классе
по теме:
«Обработка боковых срезов прямой юбки»
Учитель: Петрова Надежда Геннадьевна
Калинино
2013-2014 учебный год
План-конспект урока трудового обучения в 7 «а» классе по теме: «Обработка боковых срезов прямой юбки»
Класс: 7 «а» класс
Раздел: Изготовление юбок
Тема: « Обработка боковых срезов прямой юбки»
Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков при выполнении практической работы; комбинированный.
Цели урока:
- обучающая: закрепить технико-технологические знания и совершенствовать практические навыки по обработке боковых срезов прямой юбки.
Задачи: закреплять знания учащихся о количестве и названиях деталей срезов прямой юбки, о мерках для построения чертежа прямой юбки; способствовать формированию системных знаний по изготовлению одежды.
- развивающая: развивать навыки работы с книгой.
Задачи: способствовать развитию речи обучающихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности); способствовать формированию интереса обучающихся к предмету через нестандартную форму обучения.
- воспитывающая: воспитание культуры труда, эстетического вкуса.
Задачи: способствовать формированию и развитию лучших качеств личности: доброжелательность, уважение, трудолюбие, целеустремлённость, ответственность за результаты своей деятельности; способствовать формированию и развитию творческой активности.
- коррекционная: коррекция психофизических недостатков и социальной сферы средствами труда, коррекция мелкой моторики рук.
Методы: наглядный, проблемно-поисковый, словесный.
Формы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Инструменты и приспособления: игла, ножницы, наперсток, булавки, швейная машина, оверлок, гладильная доска, утюг, проутюжильник.
Дидактический, раздаточный материал: образец прямой юбки; выкройки прямой юбки; «лестницы» с планом пошива прямой юбки.
Материалы: крой прямой юбки, швейные нитки.
Межпредметные связи: чтение, математика, развитие речи.
Словарь: прямая юбка, полотнища юбки.
Структура урока
1. Организация учащихся к изучению новой темы (1-2 мин.)
2. Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия (опрос, работа с выкройками) (5 мин.)
- Актуализация и мотивация знаний и умений учащихся для изучения нового материала.
3. Сообщение темы и цели урока (1-2 мин.)
4. Изложение нового материала (10 мин.)
- Изложение теоретического материала в соответствии с поставленными задачами.
- Проверка усвоения знаний.
5. Выполнение практической работы (20 мин.)
- Вводный инструктаж. Этапы выполнения практической работы, организация рабочего места, техника безопасности, требования к качеству работы.
- Самостоятельная работа учащихся (практическая работа). Текущие инструктажи.
- Проверка работ учащихся.
6. Подведение итогов занятия (5 мин.)
- Проверка усвоения знаний учащихся.
- Анализ работы учащихся на занятии (3 мин.)
- Выставление оценок (1-2 мин.)
- Объяснение домашнего задания (1-2 мин.)
7. Уборка рабочих мест (3 мин.)
Конспект урока по деятельности
№ п/п
|
Наименование структурных элементов урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Время прове - дения этапа
|
1.
|
Организация урока
|
Приветствие, проверка присутствия учащихся, организация рабочего места, наличия необходимого на занятии (учебники, раздаточные материалы, инструменты и приспособления)
|
Приветствие учащихся. Раппорт дежурного. Проверка рабочего места, наличие необходимых инструментов и материала
|
1-2 мин.
|
2.
|
Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия (работа с выкройками, опрос)
|
Актуализация знаний и умений учащихся для изучения нового материала. Краткий обзор материала прошлого занятия. Выдача карточных заданий. Опрос учащихся.
|
Письменно отвечают на карточные задания и устно на вопросы, заданные учителем.
|
5 мин.
|
3.
|
Сообщение темы и цели урока
|
Тема урока: «Обработка боковых срезов прямой юбки».
Цели урока: закрепить технико-технологические знания и совершенствовать практические навыки по обработке боковых срезов прямой юбки; развивать навыки работы с книгой; воспитания культуры труда, эстетического вкуса; коррекция психофизических недостатков и социальной сферы средствами труда, коррекция мелкой моторики рук.
|
Учащиеся записывают в тетрадях тему урока; слушают учителя
|
1-2 мин.
|
4.
|
Изложение нового материала
|
Рассказываю о видах обработки боковых срезов прямой юбки: ручными стежками, зигзагообразной строчкой, на краеобметочной машине, швом вподгибку с открытым срезом, тесьмой, окантовочным швом. Рассказываю о технологии обработки срезов на краеобметочной машине.
|
Учащиеся слушают объяснения учителя. Основные моменты конспекти-руют
|
10 мин.
|
5.
|
Выполнение практической работы: вводный инструктаж, самостоятель-ная работа учащихся, текущий инструктаж, проверка работ учащихся
|
Сначала выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы. Читаем вслух ход работы. Демонстрация выполнения операций. Провожу инструктаж по ТБ при работе с ножницами, иглой, на швейной и на краеобметочной машинах. Самостоятельное выполнение практической работы.
Текущий инструктаж во время работы: слежу за ходом работы, оказываю помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Закрепление нового материала: опрос по пройденному материалу
|
Учащиеся готовятся к практической работе. Называют инструменты и оборудова-ния, приспо-собления. Рассказывают правила безопасной работы иглой, ножницами, на швейной и на краеобметоч-ной машинах. Выполняют практическую работу. Проговарива-ют свои действия, контролируют выполнение технических условий. Отвечают на вопросы
|
20 мин.
|
6.
|
Подведение итогов занятия
|
Заключительный инструктаж: по мере завершения работы принимаю и оцениваю работы, выполненные учащимися. Проанализирую типичные ошибки учащихся при выполнении работы, соблюдение плана работы, порядка на рабочем месте. Оцениваю результаты работы учащихся, выбираю лучшие работы, разбираю допущенные ошибки и анализирую причины, вызвавших их. Объявляю оценки по результатам работы. Критерии оценок: «5» - без замечаний, «4» - одно замечание, «3» - два замечания, «2» - три или более замечаний или работа не выполнена.
Задание на дом: повторить материал по учебнику « Швейное дело» стр. 138-139 и стр. 97-98 (учащиеся записывают задание в дневник).
|
Учащиеся проверяют качество выполнения стачного шва, качество обработки срезов
Учащиеся записывают домашнее задание
|
5 мин.
|
7.
|
Уборка рабочих мест
|
За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убирайте рабочие места. Соберите инструменты. Урок окончен. Спасибо за урок». Контролирую чистоту рабочего места
|
Учащиеся убирают свои рабочие места, сдают инструменты
|
3 мин.
|
Структура урока
1. Организационный момент.
Цель: настрой на урок (1 слайд – Добрый день!).
Всем добрый день! Встали ребята, поприветствуйте гостей! А теперь улыбнулись друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение и тихо садимся. Итак, начинаем наш урок. (Проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку).
Задачи нашего урока: - закреплять знания учащихся о количестве и названиях деталей срезов прямой юбки, о мерках для построения чертежа прямой юбки;
- способствовать развитию речи обучающихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности);
- способствовать формированию и развитию лучших качеств личности: доброжелательность, уважение, трудолюбие, ответственность за результаты своей деятельности;
- совершенствовать мелкую моторику.
2. Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия (работа с выкройками, опрос).
Цель: актуализация знаний, развитие логического мышления, речи, памяти.
Девочки! Какую тему мы начали изучать на прошлых занятиях? (Прямая юбка). А теперь немного вспомним пройденный материал.
Вопросы к учащимся:
- К каким изделиям по способу носки относят юбки? (к поясным изделиям)
- Какие бывают юбки по назначению? (повседневные, домашние, спортивные, форменные, для отдыха)
- Какие могут быть юбки по покрою? (прямыми, клешевыми, клиньевыми)
- Из каких тканей можно сшить юбку? (из х/б, льняных, шерстяных и шелковых тканей)
- Из каких деталей состоит крой прямой юбки? (переднего и заднего полотнищ)
- Какие мерки необходимо снять для построения чертежа основы прямой юбки? (обхват талии, обхват бедер, длина спины до талии, длина изделия)
- Что применяют для обработки верхнего среза юбки? (пояс, корсажную ленту, резиновую тесьму). (Учащиеся отвечают на вопросы)
- Итак, продолжаем повторять пройденную тему! Я всем раздаю выкройки прямой юбки, а вы должны на выкройках дописать названия деталей и линий чертежа. (2 слайд – Работа с карточками-выкройками)
Следующее задание – вспомним план работы по пошиву прямой юбки.
План работы по пошиву прямой юбки
1. Обработать вытачки.
2. Обработать боковые срезы.
3. Обработать застежку.
4. Обработать пояс.
5. Обработать верхний срез.
6. Обработать нижний срез.
7. Отутюжить готовое изделие.
Из полученных ответов («лестниц» – этапов работы по пошиву прямой юбки) на доске собирается «лестница» к прямой юбке. (3 слайд – План работы по пошиву прямой юбки)
Прямая юбка
А теперь немного отдохнем. Под текстовое сопровождение учащиеся выполняют упражнения. (4 слайд – Физкультминутка)
Руки вверх мы поднимали, раз примерно целых пять.
А подняв, не забывали опускать их вниз опять.
(Подъем рук над головой - на вдохе, их плавное опускание на выдохе - 5 раз).
Поворачивали тело то направо, то налево.
Дело делали умело Надя, Катя и Крестины...
(Повороты в стороны - 5 раз).
Молодцы, дорогие мои! А теперь мы приступим к изучению новой темы.
3. Сообщение темы и цели урока.
Тема сегодняшнего нашего урока: «Обработка боковых срезов прямой юбки» (5 слайд – Обработка боковых срезов прямой юбки)
Запишите ее в рабочие тетради.
Цели урока: закрепить технико-технологические знания и совершенствовать практические навыки по обработке боковых срезов прямой юбки; развивать навыки работы с книгой; воспитания культуры труда, эстетического вкуса; коррекция психофизических недостатков и социальной сферы средствами труда, коррекция мелкой моторики рук.
4. Изложение нового материала. На прошлом уроке мы с вами обрабатывали вытачки. Так как в юбке их четыре, следовательно, мы обрабатывали все четыре.
Сегодня мы будем выполнять обработку боковых срезов прямой юбки и обработку срезов швов одним из видов обработки срезов.
При соединении деталей кроя стачным швом срезы припусков на швы обрабатывают, чтобы они не осыпались. Срезы стачного шва можно обработать: (6 слайд – Виды обработки срезов стачного шва)
а – ручными стежками; б – зигзагообразной строчкой; в – на краеобметочной машине (оверлоке); г – швом вподгибку с открытым срезом; д – тесьмой; е – окантовочным швом. Мы с вами будем обрабатывать на краеобметочной машине (на оверлоке).
Обработку боковых срезов будем выполнять в следующей последовательности: (7, 8 и 9 слайды – Обработка боковых срезов прямой юбки)
1. Сложить детали переднего и заднего полотнищ юбки лицевой стороной внутрь, уравнивая срезы.
2. Сметать детали переднего и заднего полотнищ юбки по намеченным линиям.
3. Отложить на левом боковом срезе от верхнего среза детали 16 см и провести горизонтальную линию, ограничивающую длину застежки.
4. Стачать правый боковой срез от верхнего среза, а левый – от горизонтальной линии (от конца застежки) до нижнего среза. Ширина шва –
2 см от среза деталей.
5. Удалить нитки сметывания. Приутюжить швы.
6. Обработать срезы швов на краеобметочной машине.
7. Увлажнить боковые щвы, разутюжить в разные стороны или заутюжить в сторону переднего полотнища до полного прилегания.
4. Выполнение практической работы.
Цель: формирование и закрепление навыков обработки боковых срезов прямой юбки.
Вводный инструктаж. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкцией и повторить правила техники безопасности. Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы и какие правила по ТБ необходимо нам соблюдать. Я загадаю вам загадки, а вы отгадываете: (10 и 11 слайды – Загадки)
Я одноногая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
как паутину я тяну. (Игла)
(Повторение правил безопасной работы с иглой).
Инструмент бывалый
Не большой, не малый. У него полно забот Он и режет и стрижет. (Ножницы)
(Повторение правил безопасной работы с ножницами).
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка. (Швейная машина)
(Повторение правил ТБ при работе на швейной машине, на оверлоке).
Он разгладит все морщинки. Только ты его не тронь, Он горячий, как огонь. (Утюг)
(Повторение правил ТБ при работе с утюгом).
- После того как мы выяснили, что понадобится для работы, какие действия необходимо выполнить? (Ответы детей.)
- Верно, следует организовать свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места. (Организация учащимися своих рабочих мест.)
- Вопросы есть по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступаем к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия. Работаем, пользуясь инструкционной картой.
Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся выполняют практическую работу. Проговаривают свои действия, контролируют выполнение действий и технических условий по инструкции.
Текущий инструктаж. Контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения работы, соблюдение техники безопасности. В ходе работы учащимся оказывается помощь, исправляются ошибки.
Подведение итогов занятия.
Цель: формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
Вопросы к учащимся: (12 слайд – Вопросы для закрепления)
1. Почему срезы швов изделия необходимо обрабатывать? (Срезы швов изделия необходимо обрабатывать, чтобы они не осыпались)
2. Где может быть расположена застежка в юбке? (Застежка в юбке может быть расположена спереди, сзади или в боковом шве)
3. Что можно применять для обработки застежки? (Для обработки застежки применяют тесьму-молнию, крючки, петли и кнопки)
Заключительный инструктаж. По мере завершения работы принимать и оценивать изделия, выполненные учащимися. Проанализировать типичные ошибки учащихся при выполнении работы.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, вызвавших их.
Объявление оценки по результатам работы. Критерии оценок: без замечаний – «5», одно замечание – «4», два замечания – «3», три или более замечаний – «2».
Задание на дом: изучить материал учебника «Швейное дело» стр. 138-139 и стр. 97-98 (учащиеся записывают задание в дневник).
Уборка рабочих мест. За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убирайте рабочие места. Соберите инструменты» (учащиеся убирают свои рабочие места).
Урок окончен. Спасибо за внимание. Контролирую чистоту рабочего места. (13 слайд – Молодцы!!!)
Использованная литература:
- Швейное дело : учеб. для 7 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М.: Просвещение, 2006. – 181 с. : ил.
Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/articles/601777/
http://rudocs.exdat.com/docs/index-75320.html?page=3
|
|
|