|
Проект «Саров – любимый уголок земли Нижегородской» Вид проекта
Проект
«Саров – любимый уголок земли Нижегородской»
Вид проекта: Познавательно-игровой.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы №7.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки проведения: март – май 2014г.
Актуальность проекта: Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта:
Формирование нравственно - патриотических качеств у дошкольников, любовь к родному краю. Воспитание гражданина и патриота своего города.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду.
2. Формировать у детей представление о себе, своей семье, социальном окружении.
3. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
4. Формировать начала экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной родного края.
5. Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.
6. Воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
Для педагогов:
1.Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
3.Изучить передовой опыт педагогов по ознакомлению детей с историей родного края.
4. Пополнить предметно-образовательное пространство группы материалами по ознакомлению с родным краем.
Для родителей:
1. Расширить знания родителей по истории родного края.
2. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
3. Повысить педагогическую компетентность родителей.
Методы, используемые в проекте:
- Экскурсии, наблюдения, объяснение, экспериментирование, беседа, показ, наглядный, словесный, игры, развлечения.
Участники проекта:
Дети старшей группы (№7 «Звёздочки»), воспитатели группы, родители воспитанников.
Предполагаемые результаты проекта:
Для детей:
- знают об истории родного города, его значимости в России и Нижегородской области;
- освоили умения работы с картой города и области;
- пополнен словарный запас детей;
- дети мотивированы к получению знаний о родном городе и родном крае.
Для педагогов:
- пополнены знания об истории Нижегородской области и города Саров;
- Разработано методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- пополнена предметно - развивающая среда.
Для родителей:
- расширены знания об истории родного края;
- повышен интерес к занятиям с детьми, целевым прогулкам породному городу.
Продукты проекта:
для детей:
Выставка рисунков: «Мой Саров»
Выставка «Родной город» (Аппликация)
Коллективная работа: «Любимый город»
для педагогов:
-портфолио проекта «Саров – любимый уголок земли Нижегородской»
-презентация проекта «Родина моя»
- пособия для ознакомления детей с родным городом.
для родителей:
- папки-передвижки: «Природные памятники Сарова», «К 65-летию Саровского драматического театра», «Прогулки по родному городу»
- консультации: «Что должен знать дошкольник о родном городе»
«Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»
«Воспитание у детей любви к родному краю»
Этапы проведения проекта:
1 этап: Подготовительный - накопление знаний и привлечение родителей к участию проекта.
Постановка цели и задач.
Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Подбор художественной литературы по теме.
Консультации и информационные бюллетени для родителей:
- папки-передвижки: «Природные памятники Сарова», «К 65-летию Саровского драматического театра», «Прогулки по родному городу»
- консультации: «Что должен знать дошкольник о родном городе»
«Воспитание нравственно-патриотических чувств детей
к родному городу»
«Воспитание у детей любви к родному краю»
Подготовка презентаций:
Подготовка видеодиска с мультфильмом о Серафиме Саровском,
об уникальности родного города.
этап: Основной - познавательно-игровой.
Работа с детьми:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
- самостоятельная деятельность детей (игровая, продуктивная, конструктивная, коммуникативная, познавательная)
Познавательная деятельность по ознакомлению детей с историей родного города
- Тематические занятия (НОД).
- Знакомство с историей города Саров.
- Заучивание стихов о родном крае.
Чтение художественной литературы по теме:
П. Тужилкин «Сказ о Сарове»
В.А. Степашкина, Е.А. Мавлиханова «Культурное наследие: наш древний молодой Саров» Саров,2004.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Одень русскую красавицу»,
«Русские народные праздники»,
«Где эта улица, где этот дом?»,
«Города и ремесла»
Досуги и развлечения:
Русский народный праздник «Жаворонки»,
Досуг «Народные игры»,
Викторина «Мой родной Саров»
Продуктивная деятельность:
Рисование,
Аппликация
на темы: «Мой Саров», «Родной город»
Коллективная работа: «Мой любимый Саров»
Работа с родителями:
- Проведение консультаций.
- Оформление папок-передвижек.
- Информационные бюллетени.
- Беседы.
- Презентация проекта на родительском собрании.
3 этап: Заключительный - обобщение материалов проекта.
Праздник: «Родина моя»
1 этап проекта – подготовительный.
На подготовительном этапе мы знакомили детей, в доступной им форме, с историей и географическим положением Нижегородского края, с историей возникновения города Саров, с его уникальной историей. Рассказывали, чем знаменит Нижегородский край, о людях, которые прославили землю Нижегородскую. В группе была создана предметно-развивающая среда по ознакомлению с Нижегородским краем и родным городом Саров, чтобы дети заинтересовались данной темой, искали ответы на свои вопросы: «Почему так называется наш город?», «А что было раньше на месте нашего города?», «Почему именно в этом месте создали наш город?» «Можно ли назвать наш город «защитником Родины?»
В книжном уголке мы подобрали художественную литературу на тему: «Наш город»
П. Тужилкин «Сказ о Сарове»
В.А. Степашкина, Е.А. Мавлиханова «Культурное наследие: наш древний молодой Саров» Саров,2004.
В художественном уголке была организована подборка альбомов и раскрасок на тему: «Мастера земли Нижегородской».
В речевом уголке были выставлены картинки и иллюстрации на темы: «Город Саров», «Нижегородская область»
В природном уголке устраивались выставки: «Деревья нашего края», «Наши пернатые друзья», «Кто живет в наших лесах», «Травы – наши лекари и помощники».
На 2 этапе нашего проекта в группе была организована непосредственно-образовательная деятельность. Дети в доступной форме получали знания о Нижегородской области и городе Саров, расширяли представления о традициях и обычаях родного края, систематизировали знания о родной стране, её городах и селах, об административном делении, о символике и геральдике. «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Саров в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В уголке художественного творчества ребята рисовали, лепили, раскрашивали: изучая богатейшее наследие мастеров художественных промыслов Нижегородской области, старались передать манеру рисования мастеров Хохломы, Городца, Семенова. Для обогащения знаний ребят по теме, для развития внимания, памяти были представлены различные дидактические игры.
3 этап - Презентация проекта
Дети с большим удовольствием подготовили праздничный утренник «Родина моя» Они с удовольствием пели русские народные песни, танцевали «Барыню» и «Яблочко». А самым маленьким зрителям больше всего понравилась инсценировка русской народной сказки «Колобок»
А коллективная работа «Мой любимый Саров» стала украшением не только группы, но и всего детского сада.
Вывод:
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 6 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
|
|
|