|
Наседкина елена геннадьевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
НАСЕДКИНА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА
Учитель английского языка
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе
Методическая статья
Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка. И если по другим предметам учебного плана возможно достижение такого уровня знаний, умений и навыков, который у большинства учащихся может соответствовать требованиям программ, то иностранный язык является печальным исключением, т.к. при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета.
Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл свою индивидуальность, свои способности. В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями, но расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты, это, на мой взгляд, технология сотрудничества, критического мышления, проектные и информационно-коммуникационные технологии.
Технология сотрудничества – одна из новых педагогических технологий, очень интересная, я хочу на ней остановиться.
Сотрудничество – это такой тип взаимодействия, дающий возможность максимально проявить интеллектуальную и социальную активность каждого ребёнка. Сотрудничество предполагает также равенство психологических позиций участников, личностно – ролевое участие, реализующее социальные стимулы и мотивы деятельности. Одним из рациональных способов организации общения на иностранном языке является работа в парах и малых группах, где сильный ученик может взять на себя ведущую роль. Бывает, что сильный ученик по своему желанию помогает всем ребятам в усвоении материала, конечно, после того, как сам всё сделает.
Чаще всего я использую парную работу при формировании лексического навыка и при составлении диалогов, а работу в малых группах сотрудничества при формировании грамматического навыка. Применяю такие модели: «Вертушка» - когда сильный, средний и слабый ученик в одной группе. Такой вид предполагает проговаривание, объяснение, аргументацию, закрепление своих знаний каждым членом группы. Задание начинает выполнять слабый ученик под контролем сильного. Однако, эта помощь не носит постоянный характер, на то есть учитель, потому что могут быть ошибки и у сильного ученика. И к тому же при большой активности со стороны сильного ученика слабый всё время надеется на то, что ему помогут. Такая работа присутствует практически на всех уроках.
Модель «Лидер» - предполагает чётко выраженного лидера (консультанта), который организует работу в группе, несёт ответственность за выполнение задания группой, а на этапе творческого применения материала использую модель «Пила», при которой каждый член группы получает отдельную часть общей работы и становится в ней экспертом, или вся команда работает над материалом, который является подзаданием темы, над которой работает весь класс. Как правило, эту модель я применяю при составлении монологического высказывания по теме. Начинаю в 6 классе, когда дети уже должны строить первые рассказы в конце каждой темы, и работает она в 7-8 классах. Старшие уже справляются сами.
При существующей классно–урочной системе занятий обучение в малых группах сотрудничества легко вписывается в учебный процесс. Я в своей практике очень часто использую такую форму работы и считаю, что обучение в сотрудничестве :
-способствует значительному увеличению времени языковой практики на уроке для каждого ученика, потому что каждый член группы имеет максимальную возможность общения на иностранном языке в ходе выполнения совместного задания или решения проблемы;
– данная педагогическая технология позволяет развивать такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность за счет активного включения самого ученика в учебно – познавательную поисковую деятельность, за счёт организации совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
– обучение в сотрудничестве затрагивает вопрос индивидуализации и дифференциации процесса обучения, т.к. учащиеся имеют возможность работать с посильным по объёму и сложности материалом, продвигаясь в свойственном каждому ученику темпе.
Меняется стиль отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиль поведения педагога таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть, учитель приобретает роль организатора самостоятельной учебно – познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Меняется психологическая обстановка в классе, для большинства детей процесс обучения становится радостным и желанным. Стиль взаимоотношений процесса тоже меняется.
Стараюсь воспитывать в детях доброжелательность, сопереживание, чувство взаимопомощи и поддержки друг друга, уважение к чувствам и мыслям других людей, т.е. те общепризнанные ценности и качества личности, которые наиболее востребованы в современном мире.
При такой новой педагогической технологии и продвинутые, и средние, и отстающие учащиеся имеют равные возможности улучшить свои же собственные показатели предыдущего опроса, тестирования, зачёта и т.д., это значит, что можно эффективно организовать контроль пройденного материала. Я могу сказать, что мои ученики идут с интересом на мои уроки, мы работаем в сотрудничестве.
Стремясь реализовывать принципы личностно ориентированного подхода в обучении, я два раза в год провожу диагностику уровней обучаемости учеников, что позволяет прогнозировать зоны ближайшего развития, а затем - создавать программы дифференцированного обучения, ориентируясь на цели, связанные с развитием у учащихся навыков социальной адаптации, где приоритетными считаю развитие культурологической, когнитивной, коммуникативной и языковой компетенций.
Одним из эффективных приёмов стимулирования интереса учащихся к английскому языку считаю применение игровых технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности, особенно у младших школьников. Я стремлюсь к тому, чтобы дети были не только участниками игры, но и творчески относились к ней. Необходимо учитывать интересы разных возрастных групп, а также индивидуальные особенности каждого ученика.
Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету.
В моём арсенале большая картотека игр и игровых ситуаций, которые я собрала за годы работы в школе. Мы проводим с ребятами грамматические, лексические, фонетические игры, игры, направленные на развитие речевых умений. Нравятся ребятам игры со зрительной опорой (лото, домино, «Кто быстрее?», «Кто в тереме живёт?»- такие игры я провожу в начальных классах, в 5-6 - электрофицированные игры «Проверь себя», «Найди соответствие». Использование игровых технологий повышает мотивацию ребёнка, позволяет увеличить темп урока, т.к. дети ждут, что после выполненного объёма заданий они будут играть. И я играю вместе с ними, что им нравится ещё больше.
В старших классах и игры становятся серьёзнее: игры-конкурсы «Брейн- ринг», «Слабое звено». Сюда же можно отнести нестандартные формы уроков: «КВН», «Урок-путешествие», «Урок-конференция» и многие другие. Игровые технологии на старшей ступени использую как отдельный урок или как игровой момент во внеурочной деятельности.
Например, в 2006 году я провела урок «Добро пожаловать в Лондон!» в 11 классе для директоров школ района. Дети «летели» в самолёте, в пути беседуя со стюардессой о стране, о городе, куда они летят. Потом они проходили таможенный контроль, заполняли декларацию. Уже в городе они ходили по магазинам, разговаривали с прохожими, как пройти туда-то, посетили справочное бюро. На уроке я использовала все материалы, привезённые из Лондона: сувениры, открытки, проспекты, настоящие фунты стерлингов. Урок получился очень интересным.
Бесспорно одно, игровые технологии делают процесс обучения более увлекательным и творческим.
Одной из самых современных педагогических технологий, которую я использую в своей работе, является технология РКМЧП – «развитие критического мышления через чтение и письмо». Это не только технология, это международный проект, поддержанный Международной читательской организацией “IRA” и институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса).
В основу технологии были положены идеи развивающего обучения великих психологов и педагогов от Жана Пиаже, Лоуренса Колберга до Льва Выготского. Основные положения этой технологии предполагают следующие задачи обучения школьников:
-научить умению мыслить критически;
-научить умению работать с текстом: научным, художественным;
-создавать собственные творческие работы;
-при встрече с новой информацией уметь рассматривать её вдумчиво и критически;
-представлять новые идеи с различных точек зрения.
Эта технология даёт возможность определять и ставить личные цели, поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.
Критическое мышление – это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопроса, строится на основе убедительной аргументации. Учитель, владеющий этой технологией, сможет активнее готовить учеников к жизни в обществе, т.к. им в будущем придётся сталкиваться с самыми разными задачами и выбирать оптимальные варианты их решения.
Существует несколько приёмов и методов критического мышления, но все они состоят из трёх этапов: вызов ----осмысление-------рефлексия.
Чтобы обучающиеся активно заработали, их надо заинтересовать. Для этого существует этап «вызова». Именно здесь идёт вовлечение в работу (вводится новая тема, определяются цели). Элемент неожиданности будет здесь кстати, главное, чтобы он удивил, поразил и заинтересовал ребят, тем более, тема урока не сообщается. Раз привлекли внимание, то почему бы не подумать и даже ответить, идёт процесс втягивания в работу. Происходит активизация всех и каждого в отдельности.
Например, перед изучением темы «Путешествие» в 8 классе я показываю детям картинки с изображением некоторых средств передвижения: самолёт, поезд, велосипед, автомобиль. Задаю вопрос «Что между ними общего?» Вместе приходим к мысли, что при помощи этих средств люди путешествуют. Тогда рассуждаем дальше: куда же мы сегодня отправимся. Им уже интересно.
Или в 10 классе, изучив тему «Молодёжь» и, готовясь к проектной работе, я показала ребятам фотографии, на которых были пионер, комсомолец, ученики нашей школы и ученики из международных школ Нью-Йорка (у меня есть такие фото) и спросила, что это значит. Высказав различные предположения, они пришли к выводу, что мы собираемся говорить в конце темы о поколениях молодёжи, о её прошлом, настоящем и будущем. Вызов был подхвачен, и ребята, разделившись на группы, начали готовиться к проектам.
На этапе «осмысления» уже рассуждаем по-другому: куда можно ехать, с кем и с какой целью. Здесь обдумывается информация, привлекаются имеющиеся у ребят знания, и они вовлекаются в изучение нового содержания. Дети размышляют, вспоминают, собирают крупицы своего опыта. Они вспоминают, куда ездили с родителями, как добирались. Они делятся мнениями, на чём быстрее, удобнее. Главное – они начинают раскрывать свои возможности, выражать именно свои мысли. Пусть они ошибаются, но они говорят, и это главное. Они делают выводы и шагают дальше.
На этапе «рефлексии» происходит возврат к результатам, сравнение первоначальных знаний со знаниями после прочтения текста, и ребята присваивают себе добытые новые знания как собственные, совершенно не замечая этого. На этом этапе они анализируют преимущества того или иного средства, говорят о их недостатках.
В своей практике я использую только ряд методических приёмов этих технологий, которые, как показала апробация, считаю наиболее успешными: «кластер», «ЗХУ»- знаю, хочу узнать, узнал, «синквейн».
«Кластер» или «Ассоциации»- обучающий приём, который побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Приёмы работы по этой стратегии заключаются в следующем:
1.Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или на доске.
2. Затем я предлагаю учащимся или целой группе в течение 5-7 минут написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится время. В зависимости от речевой подготовки у учащихся разное количество слов. Потом дети делятся своими ассоциациями в паре или с другими группами.
Этот приём хорошо использовать при обобщении материала, т.к. он позволяет учащимся расширить лексический словарь по той или иной теме, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные умения. Проявляется дух соревнования, потому что каждая группа старается как можно больше написать ассоциаций. Таким образом, от темы к теме каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь. Приведу пример ассоциации :
clubs, mus. schools kinds of music mus. instruments
music
songs, dances singers, groups composers
Другой приём – «Синквейн» или «Пятистишье» способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Я использую такую структуру синквейна:
1.Первая строка -одно слово, описывающее тему (существительное).
2.Вторая строка –два слова, обычно это прилагательные.
3.Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (глаголы).
4.Четвёртая – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме-предложение.
5.Последняя строка –одно слово, синоним первого или итоговое слово.
Каждый ученик имеет 4-5 минут, чтобы написать синквейн. Но самый эффективный способ организации такой работы – работа в парах. Ученики тогда как бы дополняют один другого. У некоторых иногда складываются стихи по такой схеме. Мои ученики любят этот вид работы, и я пользуюсь этим приёмом очень часто. Пример синквейна - 10 класс, тема «Молодёжь», (если прочитать на английском – есть рифма):
Молодёжь (The Youth)
ответственная (responsible), активная (active)
Учится (study), работает (work), творит (create)
Это хорошо – быть молодым (it’s good to be young)
Это здорово! (It’s great!)
«ЗХУ» - этот приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу на уроке. Перед чтением текста ученики чертят в тетради таблицу из трёх колонок. Например, читаем текст про Лондон.(7, 8 класс). В первой колонке «Знаю» ученики кратко пишут о том, что они уже знают об этом городе. Во второй колонке «Хочу узнать» они пишут о том, что бы они хотели ещё узнать о Лондоне (предугадывают). И в последней «Узнал» они заносят сведения, которые поняли из текста. Кто-то напишет больше, кто-то меньше, но в соответствии со своими знаниями.
Все перечисленные мною стратегии критического мышления, которые я использую на своих уроках, делают урок творческим, интересным, где каждый ученик получает радость от учения, реализует своё «я»
Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом, я считаю, может стать проектно – исследовательская деятельность. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику предоставляется возможность использовать приобретённые языковые навыки в новых реальных ситуациях.
Как показала практика работы, проект – это эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Учебным результатом выступает опыт приобретения проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт. Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.
Исследовательскую деятельность понимаю не только как деятельность в конкретно – организационных рамках работы над заданной проблемой и написанием исследовательской работы, а шире. Придерживаюсь мнения, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Стараюсь задать такие формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым формируется внутренняя мотивация подходить к любой проблеме с исследовательской, творческой позиции. Внутренняя мотивация, интерес к проблеме исследования – основа успеха реализации исследовательской деятельности обучающихся. В течение трёх последних лет мои ученики выступали с несколькими исследованиями (об этом говорилось выше).
Проектные технологии использую как при изучении обязательной учебной программы, так и во внеурочной и воспитательной работе. Главное в этой деятельности – создание конкретным ребёнком полезного продукта. Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по английскому языку, уделяю самое пристальное внимание развитию этих качеств.
Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль. Проектом являются сценарии школьных вечеров и праздников, разработанных и проведённых мною.
Работу над проектом я провожу поэтапно:
1.Подготовительный этап – определение тем проектов и формулировка проблемы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению, чтобы наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые необходимо осветить в проекте.
2.Основной этап – ознакомление учащихся с методикой работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, с аутентичным материалом; выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах; формирование групп и распределение заданий в группах. Здесь же происходит контроль с моей стороны, внесение дополнений и исправлений. Работа ведётся как на отдельных уроках, так и дома, самостоятельно.
3.Завершающий этап – оформление проекта в виде коллажа, плаката, путеводителя; презентация и защита проектов; обсуждение результатов, подведение итогов работы и практическое использование проектов.
Я работаю по учебникам В.П.Кузовлева, программа которого предусматривает выполнение проектов, начиная уже с 5 класса. Конечно, сначала это небольшие по объёму работы, но от класса к классу они усложняются. Это так называемые программные проекты. Среди самых удачных я хочу назвать такие:
«Школа будущего» -9 класс, 6 уч-ся, «Наша доска почёта» -7 класс, 6 уч-ся.
«Дом моей мечты» -8 класс, 2 уч-ся, «Одежда: праздничная и повседневная» -
8 класс, 6 уч-ся, «Звёзды Российской эстрады»- 9 класс, 11 уч-ся.
При создании проекта «Школа будущего» одной группой учащихся было придумано расписание, работа кружков по интересам, форма для учеников. Другая группа придумывала дизайн, само здание школы, правила для учащихся и учителей. При презентации проектов задавались вопросы, на которые авторы проектов старались ответить.
Очень интересными получились проекты по краеведению: -«Защитим наше село» -10 класс, 4 уч-ка, «Прошлое, настоящее и будущее моего села» - 11 кл., 10 уч-ся, «Томск стоит посетить!» - 11 класс, 6 уч-ся.
Для первых двух проектов ученики собирали сведения в школьном музее, в Поселковой Администрации, у жителей села. Чтобы представить будущее села, чего они только ни придумали! Даже создали виды села в компьютерном исполнении. А о какой школе они мечтают! В этом году в нашем селе на самом деле будет строиться новая школа. Посмотрим, что из придуманного детьми будет воплощено в реальность. Ещё они мечтают о бассейне, кафе, компьютерном центре – о том, чего у нас нет, но так хотелось бы иметь.
Проект о Томске был задуман как город для привлечения туристов из разных стран. Мною лично было написано стихотворение на английском языке о Томске. Ребята, представившись гостем из какой-нибудь страны, рассказывали об образовании в Томске, о природе, о людях, живущих здесь. Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, большую и маленькую, постарается жить, работать, творить на её благо – вот основная цель данных проектов.
Мною лично был разработан проект театрального фестиваля, который стал реальностью в этом учебном году и о котором я рассказывала в критерии №2. Главная цель – привлечь внимание детей и взрослых к проблеме изучения иностранных языков – была достигнута. По этой программе мы будем работать и дальше, находя другие, более интересные формы. В апреле у нас состоится конкурс на лучшую эмблему фестиваля. Дети уже творчески работают.
Готовясь к олимпиадам, экзаменам, научно-практическим конференциям, школьники активно используют информационные ресурсы - справочную, научную литературу, разнообразные печатные издания, просматривают видеофильмы, используют ресурсы Интернета для подготовки докладов, оформления исследовательских работ. Сеть Интернета позволяет нам представлять свои работы на конкурсы, быстро получать недостающую информацию как для урочной, так и для внеурочной и внеклассной деятельности. Считаю, что использование этих средств делает процесс обучения ещё более интересным и современным
Имея аудио и видеотеку практически ко всем темам курса, по возможности стараюсь их использовать на уроках и проводимых вечерах. Кассеты к учебникам В.Кузовлева, 3-10 класс, с записями американских песен, подаренные нам Дженнифер Крэндалл, представителем Американского посольства на международной конференции дают возможность слушать настоящую английскую речь, что делает процесс обучения более интересным. Благодаря видеофильмам о стране изучаемого языка, приобретённым в результате поездки в Англию и знакомству с учителями из томских школ, дети узнают о всех сторонах жизни англичан: о праздниках и обычаях, об образовании и отдыхе, о спорте, музыке и о многом другом. Все видеоролики длятся 6-7 минут, что легко вплетается в любой урок.
Да, сегодня уже никто не представляет свою жизнь без компьютера и Интернета. И до нашей глубинки это тоже доходит. В нашей школе есть один компьютерный класс, где мы имеем возможность для занятий там английским языком, правда, этого недостаточно. Но многие дети дома имеют компьютеры с выходом в Интернет. В нашем случае это хорошая возможность для индивидуализации обучения, для интенсификации самостоятельной работы учащихся, для повышения познавательной активности и мотивации.
Учащиеся пользуются компьютером при выполнении проектных работ, а Интернет им нужен для получения дополнительной информации. Что касается лично меня, то я часто прибегаю к помощи Интернета, чтобы добытый материал включить в содержание урока и для своего саморазвития. На уроке мы с учениками обсуждаем дополнительный материал, используем его для монологических или диалогических высказываний, участвуем в написании сочинений и рефератов, знакомимся с новыми культуроведческими знаниями.
По АЯ есть много обучающих и тестирующих мультимедиа программ. Так, например, программа English Puzzle (www. enpuz. ru) позволяет выполнять целую серию заданий: выделить перевод данного слова; слушая и собирая фразы, записать предложение; проверяет правильность произнесённых слов и т.д. Упражнения даны по многим темам. Можно пользоваться приложением этой программы: screensaver (скринсейвер), при изучении пословиц. Там их 800.
Программы «Профессор Хиггинс», «Репетитор», «Привет, Америка» и другие (www.english.ru; www.public.ru) – тоже обучающие, помогают при тренировке лексических и грамматических навыков, и при этом совершенствуется английское произношение. Все разделы фонетики озвучены Биллом Шефардом, координатором UCLES– Синдиката Экзаменов по английскому языку как иностранному при Кембриджском университете. Тренировочные упражнения составлены по принципу «от простого – к сложному»: звуки, слова, фразы, специальный раздел «Омонимы», пословицы, скороговорки, тематические диалоги, стихи, диктант.
Курс грамматики представлен в виде интерактивных упражнений как обучающего, так и тестирующего характера и состоит из 130 уроков. Каждый урок раскрывает определенную грамматическую тему и разбит на две части — теоретическую и практическую. В теоретической части содержатся правила, схемы, поясняющие примеры. В практической — закрепляющие упражнения. Обилие иллюстраций помогает усвоить различные грамматические конструкции: три формы неправильных глаголов, степени сравнения прилагательных и др. Все эти программы отмечают успехи обучаемого, при необходимости подсказывают.
Также на методических объединениях мы делимся опытом, обмениваемся простыми мультимедиа программами, которые мы составляем сами. Очень полезна программа по работе с глаголами. Суть программы в следующем: появляются 5 глаголов в трёх формах и с переводом. За определённое время ученик должен их запомнить, а потом в другой табличке, но уже с пустыми окошечками, надо их вписать. Ученикам нравятся такие задания, потому что на каждое правильно вписанное слово открывается часть общей картинки, которая в случае всех правильных ответов появляется полностью. Дальше ребята действуют сами, всё время вписывая пять новых слов во всех формах и наблюдая новую картинку.
Для того чтобы проверить и повысить качество знаний детей, я регулярно провожу тестирование с использованием вышеназванных программ.
Для проведения уроков по страноведению мною также составлены различные задания: на среднем уровне, например, по аналогии с методикой сбора паззлов, дети собирают фрагменты одной картинки – какой-нибудь достопримечательности Лондона или Вашингтона. Собрав её, надо выбрать правильное название из нескольких вариантов. На старшем этапе задание усложняется: надо ещё составить из предложенных слов предложения по каждой картинке. Бесспорно, такие задания повышают интерес к предмету и качество тоже выше.
Ещё одна программа сделана в виде книги. Нажимая на мышку, странички книги перелистываются, открывая всё новые виды главных городов Англии и Америки. Рядом даётся описание, из которого нужно выбрать подходящие для каждой картинки предложения и которое нужно уметь понять и передать близко к тексту.
Роль использования компьютера при изучении иностранного языка очень большая, потому что именно компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.
Многие годы я веду факультатив по предмету «Углубленное изучение грамматики». Целью факультативного курса является систематизация знаний по грамматике английского языка, особенно по тем её аспектам, которые наиболее трудны: глагол и его формы – личные и безличные, системы времен и другие, а одной из задач программы является – помочь ученикам 11кл. сдать экзамен за курс полной средней школы и при поступлении в учебные заведения Томска. При изучении всех грамматических тем предусмотрены задания с использованием тестовых упражнений по разным видам речевой деятельности.
Составлена программа на основе авторской методики Р.Резника. Его книга «90 основных правил английской грамматики» очень помогает при подготовке к занятиям. Также я пользуюсь учебными пособиями других авторов:
Т.Ю. Губарева «Грамматика английского языка», Издательство «Лист»,1998г.
-
О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, «Английский язык» - тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ; издательство «Феникс»,2003г
«КИМы для подготовки к ЕГЭ-2005, 2006» и другие.
Один год я вела элективные курсы в 9 классе. Для этого я составила несколько собственных программ: «Чем привлекает Лондон», «Путешествуем по Америке», «Глагол – ключ к английской грамматике» и «Учимся общаться с иностранцами». Для первых двух программ основными пособиями стали те, что я привезла из Англии и Америки. Для повышения мотивации использую дополнительную, расширяющую кругозор детей, информацию на CD.
Что касается последнего курса, то я работаю по собственной, авторской, методике, создав УМК «Английский в ситуациях общения». Это пособие по разговорной речи, составленное в паре с учительницей из Подгорнской школы Латышевой Т.И. в 2004 году, когда мы обучались на курсах в Британском Совете.
Это пособие мы защитили перед комиссией из 10 преподавателей Высшей школы г. Томска в 2004 году и получили за него главный приз: Сертификат «Мастер – учитель». В данный момент оно издано –ОГУ «РЦРО», на него имеется рецензия Н.А.Качалова, зав. Кафедрой методики преподавания иностранных языков ТПУ, доцента, кандидата педагогических наук. Второй рецензент–Н.И.Ушатая, зав. кабинетом иностранных языков ТОИПКРО.
Главная цель нашего курса- помочь изучающим английский язык научиться общаться в различных жизненных ситуациях без переводчика, преодолеть языковой барьер, научить различным функциям: дать совет, задать вопрос, высказать своё мнение, потому что расширяется международное сотрудничество, улучшаются деловые контакты в области внешних экономических и культурных связей, значительно увеличивается возможность общения с нашими зарубежными друзьями. На работу всё больше требуются специалисты со знанием иностранного языка. При поступлении в ВУЗы проводится собеседование с абитуриентами на иностранном языке. В школах вводится ЕГЭ по иностранному языку, где есть такие задания: высказаться по определённой теме, понять вопросы, которые задаёт экзаменатор, обсудить проблему в паре с соседом, уметь самому задавать вопросы и реагировать на них. Одним словом, время предъявляет повышенные требования к практическому владению языком.
Поэтому мы решили создать такое пособие с коммуникативными упражнениями, которое помогло бы нашим детям не теряться в разных ситуациях, а уметь высказываться и реагировать на реплики собеседника без боязни. После апробации одной темы в 2004 году, увидев заинтересованность детей, в последующие два года мы уже работали по другим темам и не только на факультативе в 11 классе, но и на элективном курсе в 9 классе.
Пособие помогло ученикам нашей школы подготовиться к вступительным экзаменам в университеты и другие учебные заведения, а также они стали смелее высказываться в таких ситуациях для общения, как «Путешествие», «В кафе», «В магазине», «В отеле» и др. Вот их мнения:
«Считаю пособие очень полезным, т.к. работа по нему помогла мне преодолеть страх говорить на чужом языке».
(Шенелёв Алексей, 11 класс)
«Я познакомилась с необходимыми фразами, которые необходимы для разговора на улице, если надо спросить дорогу, или в магазине, когда необходимо объяснить, что ты хочешь купить. Учиться стало интереснее».
(Лапа Даша, 11 класс)
Курс состоит из восьми тем (Units). Каждый Unit строится по определённой структуре: тематический словарь, включающий основные выражения и лексические единицы; серия упражнений на отработку лексического материала; коммуникативные упражнения в виде разных диалогов на развитие навыков устной речи: сначала простые готовые диалоги, потом фразы переставлены местами, далее с отсутствием некоторых фраз и, наконец, упражнения для самостоятельного составления диалогов. Завершают эту цепочку упражнений различные ситуации для свободного высказывания по данной теме. Таким образом, от упражнения к упражнению задания усложняются, и дети приобретают навык высказаться по заданной ситуации.
Благодаря коммуникативному подходу и необходимой методике, наше пособие может быть использовано как на факультативном, так и элективном курсе учителями, которые работают в старших классах средних школ и может быть расширено по этой структуре за счёт других тем. Упражнения из пособия можно использовать и на других уроках, и в других классах при похожих темах.
Успешность своего пособия я вижу в повышении мотивации и речевой компетенции детей, в проявлении их активности за счёт создания благоприятной психологической среды и, конечно же, в улучшении качества знаний учащихся. Так, если в начале прошлого учебного года факультатив посещали 70% 11-классников, то со второго полугодия -90%.
Коллеги из других школ наших районов тоже отметили его с положительной стороны:
«Выполняя задания к упражнениям, учащиеся учатся соблюдать правила речевого этикета, отрабатывают правила вежливого общения, убеждения. Ребята учатся заполнять анкеты, обмениваются мнениями».
(Из протокола заседания РМО учителей ИЯ Чаинского района от 18.02.04)
С этим пособием я участвовала в районном конкурсе методических программ, получив грамоту и сертификат и выступала на международной конференции в г.Томске в 2004 году. В пособии использованы и перечисленные выше новые технологии, как развивающие, так и информационные.
Использование современных образовательных технологий, опора на лучший отечественный опыт, использование авторской методики помогает мне добиваться оптимально возможных результатов в учебно-воспитательном процессе. Но все даже самые интересные принципы обучения и образовательные технологии могут быть реализованы только в ситуации общения, совместной творческой деятельности учителя и ученика, т.е. в сотворчестве.
Для прогнозирования образовательных результатов и анализа педагогической деятельности я диагностирую уровень учебной мотивации и познавательной активности обучающихся, что определяется при помощи методики определения мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.Д. Андреевой.
Диагностику я провожу дважды в год, с 5 по 10 класс. Последняя диагностика проводилась в декабре 2006г.
-Мотивация учебной деятельности: средний уровень – 40% (внешняя мотивация);
-Ориентация на личностный успех: средний уровень – 50% (в активной форме);
-Эмоциональное самоощущение (самооценка): адекватная – 80%, заниженная – 10%, завышенная – 10%;
-Готовность к сотрудничеству, сотворчеству - 80% при условии заинтересованности учителя;
-Готовность к самостоятельному выбору: 40%.
Таким образом, в процессе психолого-педагогической диагностики было выявлено, что обучающиеся ожидают от школьного учителя сопричастности, готовности к творческому сотрудничеству, что, несомненно, повышает уровень мотивации к обучению. Это, в свою очередь, способствует
- становлению, воспитанию, развитию мыслящей, творческой, адекватной культуре личности; - развитию и становлению познавательных сил ребенка;
- обеспечению психологического комфорта для получения расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Самые активные мои ученики – учащиеся 10 класса продолжили в этом году обучение с применением технологии «Развитие критического мышления на уроках английского языка» и информационных, которое мы начали 2 года назад. Диагностика проводилась в конце первого полугодия, и я сравнила результаты, которые были два года назад. Были рассмотрены как показатели абсолютной и качественной успеваемости, так и развитие уровней учебной мотивации и познавательной активности обучающихся. Данная диаграмма показывает рост качественной успеваемости (+7) и учебной мотивации (+9). Всё это способствует расширению возможностей к обучению и развитию детей.
|
|
|