|
Надёжный тыл, удачный старт
Надёжный тыл, удачный старт.
Если я гореть не буду,
Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто тогда рассеет мрак?
Назым Хикмет.
«Мои потребности предельно просты: я всегда довольствуюсь самым лучшим», - заметил в своё время Оскар Уайльд. Именно эти слова моя идеальная школа могла бы сделать своим девизом, если бы могла говорить. Голос моей школы собран из множества голосов: учителей, учеников, и, конечно же, родителей учащихся. Для всех них в моей программе предусмотрено, с одной стороны, самое лучшее, а с другой – вполне простое и осуществимое.
Главное, на что я сделаю акцент – это совместная работа родителей и педагогов. Отдать ребёнка в школу – не значит снять с себя ответственность за его воспитание. На всех этапах школьного пути родители являются важными участниками учебного процесса, и в их силах сделать труд педагогов более лёгким и продуктивным, а школьную жизнь для детей – более увлекательной, комфортной и полезной.
Каким же конкретно образом я планирую привлекать родителей?
Первое – это информирование. Школа должна иметь удобный, регулярно обновляемый сайт, содержащий ссылки на сайты классов и актуальную информацию. Кроме того, можно выпускать школьный журнал с новостями для тех, кто «не дружит» с интернетом – например, раз в четверть. На журнал можно оформлять подписку, чтобы определить нужное количество экземпляров. О печати легко договориться с типографией, а предпечатную подготовку (сбор материала, написание статей, вёрстку и дизайн) предполагается доверить ученикам под руководством педагога, что будет для них отличной профессиональной практикой.
Второе – это удобный механизм влияния на административные вопросы. Попечительские советы с представителями от родительского комитета каждого класса, референдумы по важным вопросам должны стать нормальной частью школьной жизни, а не экстренной мерой в трудных ситуациях. Кроме того, можно проводить опросы по классам, влияющие на результаты аттестаций преподавателей. Алгоритм несложный: в определённый период (скажем, за две недели) родители учеников оповещаются, что у преподавателя скоро будет аттестация. В школе вешается почтовый ящик, куда родители и ученики будут кидать свои письма (или заполненные анкеты) о качестве работы учителя, а потом эти письма/анкеты обрабатываются аттестационной комиссией. На мой взгляд, это поможет директору выявить и предотвратить зарождающиеся конфликты, поощрить добросовестных и талантливых педагогов, а также повысит объективность аттестации.
На мой взгляд, школа должна закладывать практическую базу для взрослой жизни. Для этого в моей программе прорабатываются два взаимосвязанных направления: повышение компьютерной грамотности и развитие навыков по рабочим специальностям. Расскажу поподробнее об обоих направлениях.
Компьютерная грамотность – это вовсе не умение лихо швыряться злыми птичками в играх, переключать песни в плеере и обмениваться картинками в соцсетях. Для современного человека компьютер – это не только средство развлечения, но и мощнейший рабочий инструмент. Но, как и любой сложный инструмент, он требует грамотного обращения.
Я считаю, что метод слепой десятипальцевой печати должен преподаваться в начальной школе, вскоре после того, как дети научатся читать и писать. Кроме того, стоит сделать факультативные занятия в компьютерном классе по освоению офисных программ, основ вёрстки и дизайна, созданию веб-сайтов, администрированию операционных систем. Как я уже упоминала, у каждого класса должен быть свой сайт, который могут поддерживать классный руководитель и родительский комитет, а в старших классах – и сами ученики. Конечно, в моей идеальной школе подразумеваются электронные дневники и электронные журналы – причём ими можно заменить бумажный документооборот, сэкономив этим драгоценное время учителей.
Программа профессиональной ориентации включает несколько ступеней.
В начальной школе это проведение классных часов с рассказами о профессиях. Для этого можно привлекать родителей учеников (ресурс среднестатистического класса позволяет проводить классные часы еженедельно в течение одного учебного года). Это полезно даже в чисто психологическом плане: дети не только узнают о профессиях «изнутри», но и видят своих родителей с новой стороны, проникаются к ним уважением, начинают интересоваться их деятельностью. Родители, в свою очередь, участвуют в учебном процессе, дают детям практические знания. Помимо прочего, можно проводить классные часы с участием приглашенных специалистов. Для этого следует заключить договоренности с городскими организациями: пожарной службой, полицией, лесным хозяйством, водоканалом и так далее. Классные часы можно приурочивать к профессиональным праздникам, но не обязательно.
В старших классах стоит обратить пристальное внимание на уроки технологии. Я планирую создание межшкольных мастерских по договорённости с другими директорами школ – это позволит закупить более современное и качественное оборудование (швейные машины, токарные станки), и использовать его с большей отдачей.
Лучше всего человек учится, когда видит результаты своего труда. Поэтому очень важны регулярные школьные выставки-ярмарки, на которых будут продаваться изделия учеников. По договорённости с центром занятости можно устраивать летнюю оплачиваемую практику для учеников. Доходы от ярмарок и практики следует перечислять в фонды классов. Как греет учеников осознание того, что они самостоятельно заработали на экскурсию в другой город!
Кроме того, в рамках развития профессиональных навыков стоит позаботиться об учениках из малоимущих семей. Например, старшеклассницы, освоившие технологию пошива школьной формы, могут шить её для младшеклассников – это обойдётся дешевле, чем в ателье, и в то же время будет прекрасной швейной практикой.
Забота об учениках из малообеспеченных семей – ещё один пункт моей директорской программы. Вполне реальна организация сбора подержанных вещей, которые можно раздать малоимущим или продать на школьной ярмарке за невысокую цену. Многие родители не против сделать доброе дело, а отдать вещи – куда менее обременительно, чем вкладывать финансы. А всем ученикам это даст важный урок разумной экономии.
Я предполагаю организовать специальные комнаты отдыха для учеников. Это своего рода аналог группы продлённого дня – помещение, где дети могут отдохнуть, сделать уроки, почитать, подготовиться к внеклассным мероприятиям. Конечно, в комнате отдыха нужен контроль педагогов. Думаю, что можно установить дежурство учителей, оплачиваемое как учебные часы. Это совмещается с так называемым «социальным репетиторством» - когда ученики, не успевшие усвоить материал на уроке, могут подойти к учителю в комнате отдыха, и попросить помочь, объяснить непонятное. Тогда те, у кого нет возможности нанять репетитора, не будут из-за этого обделены в учёбе.
Ещё одна часть моей программы – воспитание экологической этики. Это должны быть не просто слова, а дела. В частности, я планирую возродить такую традицию, как сбор макулатуры – для этого потребуется заключить договор с перерабатывающим предприятием, и, если понадобится, с транспортной компанией. Кроме того, ребята могут сажать деревья, ухаживать за растениями. Всё сделанное непременно должно освещаться и в школьной прессе, и на сайтах – с наглядными иллюстрациями принесённой пользы.
Для меня очень важно, чтобы вхождение в мир взрослых было для детей не пугающим, а увлекательным и комфортным. Моя программа направлена на то, чтобы родители лучше знали о жизни своих детей, а дети чувствовали себя защищенными и понимали, что им всё по плечу. Моя мечта, чтобы фраза из песенки: «Неразлучные друзья – взрослые и дети» - звучала как простое отражение реальности, а не идеальный недостижимый образ.
Моя дочка учится в третьем классе. Её младшие братишки пока только мечтают о школе, глядя на свою сестру. Поэтому для меня школа будущего – это то, что совсем рядом, то, что создаётся прямо сейчас. И я приложу все усилия для того, чтобы школа моих детей была для них надёжным тылом и удачным стартом во взрослую жизнь.
|
|
|