Главная страница

Над коррекцией орфографического навыка


Скачать 130.96 Kb.
Название Над коррекцией орфографического навыка
Дата 12.02.2016
Размер 130.96 Kb.
Тип Документы

Система работы над коррекцией орфографического навыка

на уроках русского языка в 5 классе

Аннотация

Данное выступление было заслушано на педагогическом совете «Об адаптации учащихся 5 класса в среднем звене».

Меня, как учителя русского языка, волнует проблема грамотного письма учащихся. Особенно остро эта проблема стоит при переходе учащихся из начального звена в среднее, так как у пятиклассников по-разному проходит процесс адаптации. Для того, чтобы этот процесс прошел безболезненно, в нашей школе учителями-предметниками проводится серьезная работа. Каждый учитель-предметник, который будет работать в 5 классе, начинает посещать уроки в четвертом классе уже с первого триместра. Я не только посещаю уроки, но и совместно с учителем начальных классов сама провожу уроки сначала в их родном кабинете, а затем знакомлю детей с кабинетом русского языка и литературы, рассказываю о работе, которую провожу с учениками.

Работа над коррекцией орфографического навыка начинается с 5 класса и ведется на протяжении всего времени, пока ребенок обучается в школе. Проводится мониторинг ошибок учащихся после каждой контрольной работы, для отслеживания результатов данные заносятся в специальную таблицу. Зная ошибки каждого ученика, планирую работу по коррекции изученных тем. Эта работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся.
Тема: «Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе».

В начале нового учебного года, когда пятиклассники пришли ко мне на уроки, провела анкетирование для изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу по методике Меттус Е.В., Литвина А.В. и др.

В 5-м классе 10 учащихся (4 девочки и 6 мальчиков). По итогам обучения в начальных классах: 1 отличница, хорошистов - 5, троечников – 4. Обработав результаты, выявила, что:

- 20% учащихся имеют низкий уровень мотивации учения;

- 20% - сниженный уровень;

- 30% - нормальный (средний) уровень;

- 20% - высокий уровень;

- 10% - очень высокий уровень.

Качественный анализ результатов данной диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. Проанализировав данные результаты, выявила, что у детей на первом месте позиционный мотив, а на втором – учебный, поэтому для дальнейшей своей работы поставила цель: повышение мотивации учащихся 5 класса. Ведь от положительной мотивации учащихся зависит качество образования.

Таблица №1. Выявление ведущих мотивов у учащихся 5 класса на начало года



Для определения уровня орфографической зоркости учащихся выяснила, какие орфографические умения должны приобрести школьники за четыре года обучения в начальных классах.

Учащиеся 4 класса должны:

- обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;

- верно определять правило, по которому следует действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;

- применять орфографические правила на месте изученных в начальных классах орфограмм;

- использовать приемы письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок (при встрече с задачей, решение которой затрудняет или способ решения неизвестен);

- обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм;

- правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;

- списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов;

- выполнять необходимые действия при орфографической проверке написанного, аккуратно исправлять замеченные ошибки.

Чтобы выявить уровень развития орфографической зоркости учащихся, применила входную диагностограмму, разработанную учителем Краснодарского края Е.А.Васильевой и методистом МЦРО А.Д.Ващенко.

Данная диагностограмма была разработана с использованием опыта Воронежского областного института повышения квалификации работников народного образования. С помощью критериально-ориентированного текста (КОРТа) можно определить уровень относительной орфографической грамотности ученика. Цель системы краснодарских учителей – способствовать своевременному выявлению как типичных (у целого класса), так и однотипных (у группы учащихся) и индивидуальных (у каждого ученика) «пробелов» в усвоении определенной орфографической темы; их ликвидации посредством целенаправленных фронтальных, групповых и индивидуальных коррекционных упражнений; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя по развитию орфографического навыка учащихся и повышению уровня предметной обученности.

В начале учебного года в 5 классе провела входную диагностограмму. Ее цель – установить, в какой мере утратился за лето приобретенный навык, какие орфограммы следует повторить в первую очередь, проверить сложившиеся ранее умения.

Диагностограмма дает возможность наблюдать за продвижением как каждого ученика, так и класса в целом в усвоении орфографических знаний и формировании умений и навыков. Каждый ученик получает карточку-задание. Проводится подробный инструктаж по работе с ней: сообщается, что учебником и словарями пользоваться нельзя, что необходимо правильно оформить работу: указать дату, номер карточки-задания, сделать вертикальную запись номеров предложений, разъясняется способ выполнения задания: рядом с номером предложения необходимо написать только одну букву, которую следует вставить в слово (само же слово писать не надо); если ничего вставлять не нужно, то поставить прочерк(-); написать (сл.), если слово пишется слитно; написать (разд.), если раздельно; написать (деф.), если через дефис. Время работы – до 20 минут. Учащиеся приступают к выполнению заданий карточки.

Диагностограмма включает в себя все орфограммы, изученные в начальной школе. В целях соблюдения преемственности между начальной и средней школой мы проводим с учителем начальных классов первичную диагностику уже в апреле-мае, когда ребята заканчивают обучение в начальном звене. Это обусловлено тем, что наша задача не только определить фактический, реальный уровень предметной обученности учащихся, но и оставить время для коррекционной работы, устранения «пробелов». А главное – результаты наших диагностических исследований помогут спланировать работу по развитию орфографических навыков в 5 классе не вслепую, а с учетом обученности данного конкретного класса и каждого ученика индивидуально. На этапе повторной диагностики (в сентябре, когда ребята пришли уже в 5-й класс) я вновь предлагаю им эту же работу, изменив лишь вариант карточки-задания.

Таблица №2. Образец групповой диагностической карты по теме «Повторение изученного в начальных классах» (5 класс)

Список учащихся

Орфограммы

Количество тестовых баллов

Школьный балл

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Непроверяемая гласная в корне слова

Проверяемая согласная в корне слова

Непроизносимая согласная

Буквы и, у, а после шипящих

Разделительные ь, ъ

Предлоги с другими словами

Ь на конце существительных после шипящих

Ь для обозначения мягкости согласных

1.



































Во-первых, уточню, в чем заключается уровень обученности учащихся. Орфограмма считается усвоенной, если ошибок в словах, ее содержащих, нет.

Если из пяти случаев написания есть одно ошибочное, то усвоение данной орфограммы признается удовлетворительным.

Если ошибочных написаний два и больше, орфограмма считается не усвоенной учеником.
Таблица № 3.Определение уровня обученности

Уровень обученности

Орфограммы

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Непроверяемая гласная в корне слова

Проверяемая согласная в корне слова

Непроизносимая согласная

Буквы и, у, а после шипящих

Разделительные ъ, ь

Предлоги с другими словами

Ь на конце существительных после шипящих

Ь для обозначения мягкости согласных

Орфограмма усвоена

60%

30%

10%

50%

50%

60%

60%

39%

60%

Усвоена удовлетворительно

40%

70%

80%

40%

40%

30%

20%

10%

40%

Неусвоенная орфограмма

-

-

10%

10%

10%

10%

20%

60%

-


Анализ работ показывает, что орфограмма «Ь на конце существительных после шипящих» не усвоена 60% учащихся, три орфограммы усвоены всеми учащимися, четыре орфограммы не усвоены – 10% и одна – 20% учащихся.

Во-вторых, корректирую изучение первой темы курса 5 класса «Повторение изученного в начальных классах» в соответствии с результатами диагностического исследования.

В-третьих, планирую индивидуальную, групповую, фронтальную и коррекционную работу по ликвидации «пробелов» с сентября по январь, т.к. знакомство с орфограммами курса 5 класса начнется лишь во втором полугодии.

В-четвертых, анализ результатов диагностики позволяет планировать более эффективно обобщающее и итоговое повторение перед изучением разделов курса русского языка в 5 классе.

В течение всего учебного года в 5 классе работала над повышением учебной и социальной мотивации, а также вела работу по развитию орфографического навыка на основе применения информационно-коммуникационных технологий.

По итогам учебного года повторное изучение мотивации показало, что:

- 0% учащихся имеют низкий уровень мотивации учения;

- 20% - сниженный уровень;

- 30% - нормальный (средний) уровень;

- 30% - высокий уровень;

- 20% - очень высокий уровень.
Таблица № 4. Выявление ведущих мотивов у учащихся 5 класса на конец учебного года в 5 классе



Анализ показывает, что мотивация детей выросла, но находится еще не на достаточном уровне, чтобы прекратить данную работу.

В течение учебного года в 5 классе вела работу по формированию орфографического навыка учащихся на основе применения информационно – коммуникационных технологий. Для определения уровня обученности по орфографии проводила в течение года диагностограммы: тематические, цель которых – текущий контроль за усвоением конкретной узкой темы; диагностико-обобщающие, цель которых – проверка орфографических умений в процессе изучения разделов, сходных по темам, которые изучались в предыдущих классах. В конце года проведела итоговую (годовую) диагностограмму. Ее цель – замерить уровень навыков правописания, сформированных за один год обучения. Для диагностограммы был использован КОРТ с орфограммами, изученными в 5 классе и в начальных классах.

Для сравнения возьму орфограммы, диагностируемые в начале года, а для выставления оценок подсчитаю общий балл, т.к. орфограмм в диагностограмме 25, то высший балл – 125.

Таблица № 5. Образец итоговой диагностической карты

Список учащихся

Орфограммы

Количество тестовых баллов

Школьный балл

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Непроверяемая гласная в корне слова

Проверяемая согласная в корне слова

Непроизносимая согласная

Буквы и, у, а после шипящих

Разделительные ь, ъ

Предлоги с другими словами

Ь на конце существительных после шипящих

Ь для обозначения мягкости согласных

1.







1













1

1

117

4


Таблица № 6.Определение итогового уровня обученности

Уровень обученности

Орфограммы

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Непроверяемая гласная в корне слова

Проверяемая согласная в корне слова

Непроизносимая согласная

Буквы и, у, а после шипящих

Разделительные ъ, ь

Предлоги с другими словами

Ь на конце существительных после шипящих

Ь для обозначения мягкости согласных

Орфограмма усвоена

80%

60%

50%

80%

70%

80%

70%

50%

80%

Усвоена удовлетворительно

20%

40%

50%

20%

20%

20%

20%

40%

20%

Неусвоенная орфограмма

-

-

-

-

10%

-

10%

10%

-


Анализ показывает, что один учащийся не усвоил три орфограммы, остальные учащиеся усвоили орфограммы или усвоили удовлетворительно, слабо усвоены орфограммы «Проверяемая согласная в корне слова», «Непроверяемая гласная в корне слова» и «Ь на конце существительных после шипящих».

Таблица № 7. Сравнительный анализ результатов



Анализ результатов показывает, что абсолютная успеваемость выросла на 10%, качество образования – на 10%, степень обученности – на 5%. Но у нескольких учащихся, получивших «3», не хватает одного балла до оценки «4», а у одного учащегося – до «5». Так как работа проводится в мае, то за оставшийся период провожу коррекционную работу со всеми учащимися, особое внимание уделяю работе с учеником, получившим неудовлетворительную оценку, ему не хватило до «3» четырех баллов. Данная диагностика помогает предупредить неуспеваемость учащихся, способствует интенсификации учебного процесса, позволяет рационально организовать учебную деятельность, способствует формированию у учащихся положительной мотивации к обучению, позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, работать над коррекцией орфографического навыка.