|
Над коррекцией орфографического навыка
Система работы над коррекцией орфографического навыка
на уроках русского языка в 5 классе
Аннотация
Данное выступление было заслушано на педагогическом совете «Об адаптации учащихся 5 класса в среднем звене».
Меня, как учителя русского языка, волнует проблема грамотного письма учащихся. Особенно остро эта проблема стоит при переходе учащихся из начального звена в среднее, так как у пятиклассников по-разному проходит процесс адаптации. Для того, чтобы этот процесс прошел безболезненно, в нашей школе учителями-предметниками проводится серьезная работа. Каждый учитель-предметник, который будет работать в 5 классе, начинает посещать уроки в четвертом классе уже с первого триместра. Я не только посещаю уроки, но и совместно с учителем начальных классов сама провожу уроки сначала в их родном кабинете, а затем знакомлю детей с кабинетом русского языка и литературы, рассказываю о работе, которую провожу с учениками.
Работа над коррекцией орфографического навыка начинается с 5 класса и ведется на протяжении всего времени, пока ребенок обучается в школе. Проводится мониторинг ошибок учащихся после каждой контрольной работы, для отслеживания результатов данные заносятся в специальную таблицу. Зная ошибки каждого ученика, планирую работу по коррекции изученных тем. Эта работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся.
Тема: «Система работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе».
В начале нового учебного года, когда пятиклассники пришли ко мне на уроки, провела анкетирование для изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу по методике Меттус Е.В., Литвина А.В. и др.
В 5-м классе 10 учащихся (4 девочки и 6 мальчиков). По итогам обучения в начальных классах: 1 отличница, хорошистов - 5, троечников – 4. Обработав результаты, выявила, что:
- 20% учащихся имеют низкий уровень мотивации учения;
- 20% - сниженный уровень;
- 30% - нормальный (средний) уровень;
- 20% - высокий уровень;
- 10% - очень высокий уровень.
Качественный анализ результатов данной диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. Проанализировав данные результаты, выявила, что у детей на первом месте позиционный мотив, а на втором – учебный, поэтому для дальнейшей своей работы поставила цель: повышение мотивации учащихся 5 класса. Ведь от положительной мотивации учащихся зависит качество образования.
Таблица №1. Выявление ведущих мотивов у учащихся 5 класса на начало года
Для определения уровня орфографической зоркости учащихся выяснила, какие орфографические умения должны приобрести школьники за четыре года обучения в начальных классах.
Учащиеся 4 класса должны:
- обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;
- верно определять правило, по которому следует действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;
- применять орфографические правила на месте изученных в начальных классах орфограмм;
- использовать приемы письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок (при встрече с задачей, решение которой затрудняет или способ решения неизвестен);
- обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм;
- правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;
- списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов;
- выполнять необходимые действия при орфографической проверке написанного, аккуратно исправлять замеченные ошибки.
Чтобы выявить уровень развития орфографической зоркости учащихся, применила входную диагностограмму, разработанную учителем Краснодарского края Е.А.Васильевой и методистом МЦРО А.Д.Ващенко.
Данная диагностограмма была разработана с использованием опыта Воронежского областного института повышения квалификации работников народного образования. С помощью критериально-ориентированного текста (КОРТа) можно определить уровень относительной орфографической грамотности ученика. Цель системы краснодарских учителей – способствовать своевременному выявлению как типичных (у целого класса), так и однотипных (у группы учащихся) и индивидуальных (у каждого ученика) «пробелов» в усвоении определенной орфографической темы; их ликвидации посредством целенаправленных фронтальных, групповых и индивидуальных коррекционных упражнений; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя по развитию орфографического навыка учащихся и повышению уровня предметной обученности.
В начале учебного года в 5 классе провела входную диагностограмму. Ее цель – установить, в какой мере утратился за лето приобретенный навык, какие орфограммы следует повторить в первую очередь, проверить сложившиеся ранее умения.
Диагностограмма дает возможность наблюдать за продвижением как каждого ученика, так и класса в целом в усвоении орфографических знаний и формировании умений и навыков. Каждый ученик получает карточку-задание. Проводится подробный инструктаж по работе с ней: сообщается, что учебником и словарями пользоваться нельзя, что необходимо правильно оформить работу: указать дату, номер карточки-задания, сделать вертикальную запись номеров предложений, разъясняется способ выполнения задания: рядом с номером предложения необходимо написать только одну букву, которую следует вставить в слово (само же слово писать не надо); если ничего вставлять не нужно, то поставить прочерк(-); написать (сл.), если слово пишется слитно; написать (разд.), если раздельно; написать (деф.), если через дефис. Время работы – до 20 минут. Учащиеся приступают к выполнению заданий карточки.
Диагностограмма включает в себя все орфограммы, изученные в начальной школе. В целях соблюдения преемственности между начальной и средней школой мы проводим с учителем начальных классов первичную диагностику уже в апреле-мае, когда ребята заканчивают обучение в начальном звене. Это обусловлено тем, что наша задача не только определить фактический, реальный уровень предметной обученности учащихся, но и оставить время для коррекционной работы, устранения «пробелов». А главное – результаты наших диагностических исследований помогут спланировать работу по развитию орфографических навыков в 5 классе не вслепую, а с учетом обученности данного конкретного класса и каждого ученика индивидуально. На этапе повторной диагностики (в сентябре, когда ребята пришли уже в 5-й класс) я вновь предлагаю им эту же работу, изменив лишь вариант карточки-задания.
Таблица №2. Образец групповой диагностической карты по теме «Повторение изученного в начальных классах» (5 класс)
Список учащихся
|
Орфограммы
|
Количество тестовых баллов
|
Школьный балл
|
Безударная проверяемая гласная в корне слова
|
Непроверяемая гласная в корне слова
|
Проверяемая согласная в корне слова
|
Непроизносимая согласная
|
Буквы и, у, а после шипящих
|
Разделительные ь, ъ
|
Предлоги с другими словами
|
Ь на конце существительных после шипящих
|
Ь для обозначения мягкости согласных
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во-первых, уточню, в чем заключается уровень обученности учащихся. Орфограмма считается усвоенной, если ошибок в словах, ее содержащих, нет.
Если из пяти случаев написания есть одно ошибочное, то усвоение данной орфограммы признается удовлетворительным.
Если ошибочных написаний два и больше, орфограмма считается не усвоенной учеником.
Таблица № 3.Определение уровня обученности
Уровень обученности
|
Орфограммы
|
Безударная проверяемая гласная в корне слова
|
Непроверяемая гласная в корне слова
|
Проверяемая согласная в корне слова
|
Непроизносимая согласная
|
Буквы и, у, а после шипящих
|
Разделительные ъ, ь
|
Предлоги с другими словами
|
Ь на конце существительных после шипящих
|
Ь для обозначения мягкости согласных
|
Орфограмма усвоена
|
60%
|
30%
|
10%
|
50%
|
50%
|
60%
|
60%
|
39%
|
60%
|
Усвоена удовлетворительно
|
40%
|
70%
|
80%
|
40%
|
40%
|
30%
|
20%
|
10%
|
40%
|
Неусвоенная орфограмма
|
-
|
-
|
10%
|
10%
|
10%
|
10%
|
20%
|
60%
|
-
|
Анализ работ показывает, что орфограмма «Ь на конце существительных после шипящих» не усвоена 60% учащихся, три орфограммы усвоены всеми учащимися, четыре орфограммы не усвоены – 10% и одна – 20% учащихся.
Во-вторых, корректирую изучение первой темы курса 5 класса «Повторение изученного в начальных классах» в соответствии с результатами диагностического исследования.
В-третьих, планирую индивидуальную, групповую, фронтальную и коррекционную работу по ликвидации «пробелов» с сентября по январь, т.к. знакомство с орфограммами курса 5 класса начнется лишь во втором полугодии.
В-четвертых, анализ результатов диагностики позволяет планировать более эффективно обобщающее и итоговое повторение перед изучением разделов курса русского языка в 5 классе.
В течение всего учебного года в 5 классе работала над повышением учебной и социальной мотивации, а также вела работу по развитию орфографического навыка на основе применения информационно-коммуникационных технологий.
По итогам учебного года повторное изучение мотивации показало, что:
- 0% учащихся имеют низкий уровень мотивации учения;
- 20% - сниженный уровень;
- 30% - нормальный (средний) уровень;
- 30% - высокий уровень;
- 20% - очень высокий уровень.
Таблица № 4. Выявление ведущих мотивов у учащихся 5 класса на конец учебного года в 5 классе
Анализ показывает, что мотивация детей выросла, но находится еще не на достаточном уровне, чтобы прекратить данную работу.
В течение учебного года в 5 классе вела работу по формированию орфографического навыка учащихся на основе применения информационно – коммуникационных технологий. Для определения уровня обученности по орфографии проводила в течение года диагностограммы: тематические, цель которых – текущий контроль за усвоением конкретной узкой темы; диагностико-обобщающие, цель которых – проверка орфографических умений в процессе изучения разделов, сходных по темам, которые изучались в предыдущих классах. В конце года проведела итоговую (годовую) диагностограмму. Ее цель – замерить уровень навыков правописания, сформированных за один год обучения. Для диагностограммы был использован КОРТ с орфограммами, изученными в 5 классе и в начальных классах.
Для сравнения возьму орфограммы, диагностируемые в начале года, а для выставления оценок подсчитаю общий балл, т.к. орфограмм в диагностограмме 25, то высший балл – 125.
Таблица № 5. Образец итоговой диагностической карты
Список учащихся
|
Орфограммы
|
Количество тестовых баллов
|
Школьный балл
|
Безударная проверяемая гласная в корне слова
|
Непроверяемая гласная в корне слова
|
Проверяемая согласная в корне слова
|
Непроизносимая согласная
|
Буквы и, у, а после шипящих
|
Разделительные ь, ъ
|
Предлоги с другими словами
|
Ь на конце существительных после шипящих
|
Ь для обозначения мягкости согласных
|
1.
|
|
|
1
|
|
|
|
|
1
|
1
|
117
|
4
|
Таблица № 6.Определение итогового уровня обученности
Уровень обученности
|
Орфограммы
|
Безударная проверяемая гласная в корне слова
|
Непроверяемая гласная в корне слова
|
Проверяемая согласная в корне слова
|
Непроизносимая согласная
|
Буквы и, у, а после шипящих
|
Разделительные ъ, ь
|
Предлоги с другими словами
|
Ь на конце существительных после шипящих
|
Ь для обозначения мягкости согласных
|
Орфограмма усвоена
|
80%
|
60%
|
50%
|
80%
|
70%
|
80%
|
70%
|
50%
|
80%
|
Усвоена удовлетворительно
|
20%
|
40%
|
50%
|
20%
|
20%
|
20%
|
20%
|
40%
|
20%
|
Неусвоенная орфограмма
|
-
|
-
|
-
|
-
|
10%
|
-
|
10%
|
10%
|
-
|
Анализ показывает, что один учащийся не усвоил три орфограммы, остальные учащиеся усвоили орфограммы или усвоили удовлетворительно, слабо усвоены орфограммы «Проверяемая согласная в корне слова», «Непроверяемая гласная в корне слова» и «Ь на конце существительных после шипящих».
Таблица № 7. Сравнительный анализ результатов
Анализ результатов показывает, что абсолютная успеваемость выросла на 10%, качество образования – на 10%, степень обученности – на 5%. Но у нескольких учащихся, получивших «3», не хватает одного балла до оценки «4», а у одного учащегося – до «5». Так как работа проводится в мае, то за оставшийся период провожу коррекционную работу со всеми учащимися, особое внимание уделяю работе с учеником, получившим неудовлетворительную оценку, ему не хватило до «3» четырех баллов. Данная диагностика помогает предупредить неуспеваемость учащихся, способствует интенсификации учебного процесса, позволяет рационально организовать учебную деятельность, способствует формированию у учащихся положительной мотивации к обучению, позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, работать над коррекцией орфографического навыка.
|
|
|