|
Наблюдения в природе Сентябрь
Наблюдения в природе
|
Сентябрь
|
Вид деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Наблюдение за неживой природой (погода)
|
Наблюдаем за солнцем. Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями , происходившими с солнцем.
|
Наблюдаем за небом и облаками. Продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «Туча»
|
Наблюдаем за ветром. Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре.
|
Идет дождь, мокрая земля. Закреплять знания детей о дожде.
|
Наблюдение за растительным миром
|
Знакомимся с осенними цветами. Познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия «высокий – низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).
|
Что нам подарила осень? Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить, что, где растёт.
|
Знакомимся с деревьями. Уточнить понятие «дерево». Объяснить как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».
|
Многообразие осенних листьев. Показать детям многообразие красок осени.
|
Наблюдение за животным миром
|
Наблюдаем за птицами. Закрепить знания детей о птицах: названия.
|
Наблюдаем за птицами. Закрепить знания детей о птицах: части тела.
|
Наблюдаем за птицами. Закрепить знания детей о птицах: питание.
|
Наблюдаем за птицами. Закрепить знания детей о птицах: зимующие и перелетные.
|
Наблюдение за трудом взрослых
|
Познакомить детей с трудом дворника.
|
Понаблюдать за трудом старших детей
|
Познакомить с трудом воспитателя
|
Понаблюдать за трудом дворника. Уточнить инвентарь для уборки.
|
Экскурсия, целевая прогулка
|
1.Наблюдения за насекомыми на участке.
Учить детей замечать, узнавать и называть насекомых (бабочка, жук, муравей), учить осторожному и бережному отношению к насекомым, воспитывать наблюдательность, любознательность.
|
2. Прогулка к цветнику.
Познакомить детей с растениями цветника: календула, бархатцы. Учить различать их, называть их. Показать стебель, листья, цветы, воспитывать эстетические чувства, любознательность.
|
3. Прогулка к белоствольной березке.
Обратить внимание детей на первые признаки сезона (на березке появились желтые листья, некоторые из них уже опали).
|
К дедушке-тополю.
Учить детей различать старое и молодое дерево, березку и тополь, воспитывать бережное отношение к деревьям.
|
Игровые упражнения
|
1. Бросить мяч вверх к солнышку и поймать.
2. Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг клумбы.
3. Прыжки с пенечков.
|
Прыжки в высоту на месте.
Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.
Прыжки с пенечков
|
Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев.
Метание шишек в дерево правой и левой рукой.
|
Ходьба по ребристой доске.
Перепрыгнуть дорожку из листиков.
Прыжки с пенечков.
|
Трудовые действия
|
Подмести участки, освещенные солнцем.
|
Сгребание песка лопатками.
|
Поливка сухого песка.
|
Сбор сухих веток.
|
Игровые ситуации
|
Научим куклу играть с пальчиками
|
Угостим гостей овощами и фруктами
|
Кукла хочет есть
|
Что подарим зайчику в день рождения?
|
Игры с природным материалом
|
«Выложи сам» - из камней выложить солнышко.
|
«Игры с песком» - «печем» пироги с морковкой, картошкой.
|
«Выложи сам» - выкладывание круга из осенних листьев.
|
Рисование на мокром песке.
|
Подвижные игры
|
«Горелки» научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.
«Вейся, венок!». Научить детей водить хоровод.
«Воробушки и автомобиль». Научить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
|
«Птички летают». Научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучить помогать друг другу.
«Пузырь». Научить детей становиться в круг, делать то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.
«День - ночь». Развивать быстроту, ловкость, навык пространственной ориентации.
«У медведя во бору». Научить действовать согласно словам текста, развивать быстроту, ловкость.
«Огуречик, огуречик». Научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь.
|
«Перелет птиц». Научить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать пи сигналу.
«Самолеты». Научить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
«Море волнуется». Развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.
«Поймай грибок». Упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации.
|
«Филин и пташки». Упражнять в беге врассыпную.
«Листопад». Закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев.
«Поймай листок». Развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
«Удочка». Научиться перепрыгивать через скакалку.
|
Игры экологического содержания
|
«Угадай на вкус». (овощи: морковь, капуста; фрукты: яблоко, виноград, банан и др.)
|
«Чудесный мешочек». (угадай овощи и фрукты на ощупь)
|
«Принеси то, что скажу»
|
«Раскладывание листьев по подобию.
|
Октябрь
|
Вид деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Наблюдение за неживой природой (погода)
|
Тучи на небе. Уточнить понятие «туча»
|
Наблюдаем за дождливой погодой. Уточнить название и назначение одежды.
|
Наблюдаем за солнцем. Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы.
«Смотрит солнышко в окошко» А. Барто
|
Наблюдаем за ветром. Учить определять силу ветра.
«Ветерок, ветерок, ветрище…» Я. Аким
|
Наблюдение за растительным миром
|
Листья желтеют и падают. Уточнить знания детей о признаках осени.
|
Изучаем увядшие растения. уточнить изменения , происходящие на земле.
|
Отличительные свойства растений. Дерево – куст
|
Отличия елки от березы. Учить видеть отличительные свойства растений.
|
Наблюдение за животным миром
|
Наблюдаем за домашними животными. Научить различать характерные признаки внешнего вида животных.
|
Кошка. Её повадки. Идет, подпрыгивает, ползет.
|
Внешний вид и повадки голубя.
|
Наблюдаем за воробьями. Определить их внешний вид и повадки.
|
Наблюдение за трудом взрослых
|
Закреплять знания детей о труде дворника.
|
Понаблюдать за трудом старших детей
|
Продолжать знакомить с трудом воспитателя
|
Понаблюдать за трудом дворника. Уточнить действия.
|
Экскурсия, целевая прогулка
|
Прогулка к цветнику
Конкретизировать представления детей о знакомых растениях цветника. Наблюдать как выглядят растения в октябре (цветов стало мало, созрели семена)
|
Прогулка в осенний парк.
Показать детям как красива природа осенью.
|
Прогулка к рябине.
Понаблюдать за строением листьев рябины, за плодами.
|
Прогулка по территории детского сада.
Посмотреть постройки на других участках.
|
Игровые упражнения
|
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Выше мяч.
|
Отбивание мяча от земли.
Прыжки с пенечков
|
Перепрыгнуть дорожку из листиков.
Прыгают ножки, скачут сапожки.
|
Метание шишек в корзину.
Беги ко мне.
|
Трудовые действия
|
Покормить животных
|
Убрать сухую траву граблями
|
Собрать и засушить красивые листья для поделок
|
Собрать природный материал
|
Игровые ситуации
|
Кукла Маша собирается гулять.
|
Встречаем гостей
|
С/и «Дочки – матери» - учить ролевому диалогу.
|
С/р игра «Шоферы» - учить играть дружно.
|
Игры с природным материалом
|
«Мы печатаем» - оттиск печатками на песке
|
«Выложи узор» - выложить узор из сухих травинок.
|
«Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке.
|
Лепим комки из снега
|
Подвижные игры
|
«Мыши водят хоровод». Научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараться не попадаться ловящему.
«Кошка и мышки». научить имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать легко, как мышки.
|
«Мой веселый звонкий мяч». Научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
«Мы веселые ребята».
Научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади.
|
«Мыши в кладовой»
Научить подлазить под препятствие, бегать не толкаясь, действовать согласно словам в тексте.
«Оладушки».
Учить детей повторять слова и движения, учить вставать в круг.
«Котик к печке подошёл».
Учить образовывать круг, взявшись за руки. Ходить по кругу в одну сторону и в другую сторону, учить выполнять движения и повторять слова.
|
«Ловишки»
Учить образовывать круг, повторять слова и движения за педагогом.
«Найди лошадку».
Учить слушать слова и действовать по команде, находить игрушку.
«Кролики».
Научить играть по правилам, напоминать, что при беге нельзя толкаться, что нужно быть повнимательнее к друг другу.
|
Игры экологического содержания
|
Найди лист такой же, какой покажу.
|
«К березке беги!»
|
«Кто как кричит?»
|
Загадки об овощах.
|
Ноябрь
|
Вид деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Наблюдение за неживой природой (погода)
|
Небо серое, идет снег.
Понаблюдать за снежком.
«Первый снег пушистый»
|
Наблюдаем за ветром. Понаблюдать как качаются макушки деревьев. Определить, откуда дует ветер.
«Заунывный ветер гонит» Н. Некрасов
|
Наблюдаем за солнцем. Объяснить детям, что солнце уже не греет. День стал короче.
|
Поздняя осень.
Уточнить признаки поздней осени.
|
Наблюдение за растительным миром
|
Деревья стоят без листьев. Пояснить, почему деревья стоят без листьев, понятие «поздняя осень»
|
Кусты. Уточнить понятие «куст». Отличия куста от дерева.
|
Показать рябину. Уточнить ее внешний вид, дать попробовать ягоды.
|
Показать елку.
Уточнить ее внешний вид. Рассказать, что ели вечнозеленые.
|
Наблюдение за животным миром
|
Повесить кормушки. Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушкам.
|
Птицы зимующие. Показать зимующих птиц. Чем питаются.
|
Повадки домашних животных. Уточнить изменения в поведении домашних животных с приходом поздней осени.
|
Воробей. Уточнить его внешний вид, че5м питается, где живет?
|
Наблюдение за трудом взрослых
|
Наблюдение за трудом дворника, какими инструментами чистят снег с дорожек.
|
Наблюдения за трудом старших детей, как они чистят свой участок от снега.
|
Наблюдаем за трудом водителя.
|
Наблюдаем за трудом воспитателя.
|
Экскурсия, целевая прогулка
|
Прогулка к хвойным деревьям.
Познакомить детей с сосной, научить различать ель и сосну, рассказать о том, чем полезны эти деревья (семенами из их шишек кормятся птицы и животные).
|
Прогулка к кустарникам.
Познакомить детей с кустарниками, учить различать куст и дерево, закрепить знания о строении частей растений, учить узнавать деревья по коре, веткам (береза).
|
Прогулка на водоем (пруд, реку).
Закрепить знания о приметах сезона (прохладно, нет листьев на кустарниках и деревьях, нет насекомых, вода покрыта тонким льдом).
|
Вывешивание кормушек для птиц.
Учить различать один – два вида птиц, подлетающих к кормушке. Поговорить о том, как можно помочь им перезимовать, чем кормить.
|
Игровые упражнения
|
Метание в цель снежков.
|
Хождение по бревну, удерживая равновесие.
|
Пройти по кривой дорожке (ходьба по ограниченной поверхности).
|
Прыжки с пенечков.
Скольжение по ледяной дорожке.
|
Трудовые действия
|
Сгребание снега для постройки горки.
|
Собрать крупный мусор
|
Очистить дорожки для автомобилей
|
Постройка горки для кукол.
|
Игровые ситуации
|
С/р игра «Катаем кукол на санках» - учить играть друг с другом.
|
С/р игра «Автобус» - учить меняться ролями, не ссориться.
|
Автомобили едут по дорожкам.
|
Куклы вышли погулять. – учить играть с куклами.
|
Игры с природным материалом
|
«Выложи сам» - выложить снежинку из палочек или спичек на столике.
|
«Нарисуй!» - нарисовать палочкой на снегу колесо.
|
«Выложи сам» - выкладывание из шишек машины.
|
Лепим снежных колобков.
|
Подвижные игры
|
«Перебежки». Упражнять в быстроте и ловкости.
«Зайка беленький сидит».
Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, научить их подпрыгивать.
|
«Поезд».
Научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась друг за друга, затем не держась, приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу.
«Светофор».
Закреплять знания цветов, умения соблюдать правила дорожного движения.
|
«Трамвай»
Учить передвигаться парами, не разъединяя рук. Соблюдать правила дорожного движения, знание цветов светофора.
«Машина»
Учить вставать в круг, повторять движения и слова.
|
«Береги свой снежок»
Учить детей вставать в круг, выполнять действия согласно правилам игры..
«Лохматый пес».
Учить бегать по прямой, не толкаться, стараться не попадаться ловящему.
|
Игры экологического содержания
|
Отгадывание загадок о снеге
|
«Кто найдёт дерево?»
|
«К кустику беги!»
|
Отгадывание загадок о лесе.
|
Наблюдения в природе
|
Декабрь
|
Вид деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Наблюдение за неживой природой (погода)
|
Морозный солнечный денек.
Формировать представления у детей о зиме.
|
Наблюдаем за ветром.
Познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга»
|
Наблюдаем за снегом.
Познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением – снегопад.
|
Знакомимся со свойствами льда.
Познакомить с сезонным явлением – гололед, со свойствами льда.
|
Наблюдение за растительным миром
|
Закреплять знание названий деревьев
|
Сравнить елочку с березкой. Учить видеть отличительные признаки.
|
Объяснить, что веточки деревьев хрупкие, ломаются. Учить относиться бережно.
|
Укрываем деревья снегом. Учить детей ухаживать за деревьями в зимнее время.
|
Наблюдение за животным миром
|
Зимующие птицы. Закрепить знания о зимующих птицах.
|
Зимующие птицы. Сформировать желание заботиться о живых существах.
|
Как животные готовились к зиме? Понаблюдать за кошкой (шерстка стала гуще, поджимает лапки ит.п.).
|
Собака. Её повадки. (бегает, лает ит.п.)
|
Наблюдение за трудом взрослых
|
Наблюдение за работой дворника. Воспитывать уважение к труду взрослых.
|
Наблюдение за работой дворника.
Формировать желание помогать взрослым.
|
Наблюдение за работой дворника.
Повторить знание инвентаря дворника для уборки снега.
|
Наблюдение за работой дворника.
Познакомить с трудовыми действиями дворника: метет, сгребает, чистит дорожки.
|
Экскурсия, целевая прогулка
|
1.Прогулка по пр. Макеева. Понаблюдать вместе с детьми за приметами наступившей зимы, закрепить умение детей отличать дерево от куста. Воспитывать наблюдательность, эстетические чувства.
|
2. Прогулка к «птичьей столовой». Понаблюдать вместе с детьми за поведением птиц у кормушки (сидят нахохлившись на ветках, ждут корм, затем начинают подлететь к кормушке и т.п.)
|
3. Прогулка к елочке. Полюбоваться заснеженной красавицей – ёлочкой, напомнив детям, чем отличаются сосна и ель. Вспомнить о том, что скоро праздник.
|
4. Прогулка по улицам города.
Понаблюдать за тем, как украшены магазины, улицы города к Новому Году.
|
Игровые упражнения
|
Ходьба по ограниченной поверхности.
|
Прыжки с места в длину
|
Метание снежков.
|
Скольжение с горки.
|
Трудовые действия
|
Постройка горки
|
Чистим дорожки от снега
|
Сгребание снега в кучу.
|
Расчистить ледяную дорожку.
|
Игровые ситуации
|
Кукла Катя хочет кушать, чем её накормить?
|
У лисички нет домика. – учить строить домик из снега, развивать речь.
|
С/р игра «Дом» - развивать умение играть дружно, распределять роли между собой.
|
С/р игра «Дочки – матери» - понаблюдать за отношением детей к «дочкам» - куклам.
|
Игры с природным материалом
|
«Составь узор» - составить узор из цветных льдинок.
|
Рисование на снегу палочкой.
|
«Выложи сам» - выкладывание снежинки из палочек и веточек.
|
«Составь узор» - составление узора из цветных льдинок.
|
Подвижные игры
|
1. «Салочки – выручалочки».
Приучать быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.
2. «Поймай хвост».
Учить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего.
|
1. «Ловишки с ленточками».
Тренировать в беге врассыпную, учить уворачиваться от водящего, развивать навыки пространственной ориентации.
2. «Чок –чок, каблучок». Учить прятаться и сидеть тихо, пока педагог не позовет ребят.
|
1. «Маленькие ножки».
Учить образовывать круг, не держась за руки, повторять движения и слова.
2. «Ровным кругом».
Учить образовывать круг, держась за руки, водить хоровод то в одну сторону, то в другую.
|
1.Дед Мороз.
Прививать умения выполнять характерные движения.
2. «Под елкой заинька сидит».
Учить детей повторять действия и слова за педагогом. Учить убегать, не толкаясь.
|
Игры экологического содержания
|
«Кто что делает?» (птицы летают, звери бегают).
|
«У каждой ветки свои детки» (с еловыми шишками, с сосновыми шишками).
|
«Угадай, кто кричит?»
|
«Что Наташа услышала на прогулке?»
|
Январь
|
Вид деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Наблюдение за неживой природой (погода)
|
Снег холодный, белый, пушистый. Продолжать знакомить со свойствами снега.
|
За окном мороз. Закрепить знания детей о зимнем явлении – морозе.
|
Наблюдаем за ветром. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место.
|
Наблюдаем за облаками. Понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками.
|
Наблюдение за растительным миром
|
Наблюдаем за деревьями. Показать, что у елочки – зеленые иголочки (хвоя). отметить, что она не сбросила листву на зиму.
|
Сравнение дерева и куста. Учить находить отличительные качества у растений.
|
Наблюдение за березкой. Понаблюдать за березкой, определить цвет ствола, почему нет листьев.
|
Наблюдение за рябиной. Понаблюдать за рябиной. Повторить, что у рябины есть плоды и ими питаются птицы.
|
Наблюдение за животным миром
|
Обратить внимание детей на поведение птиц.
|
Назвать птиц, прилетевших на участок.
|
Объяснить, что птицам голодно зимой и они прилетают поближе к людям.
|
Понаблюдать, как птицы клюют корм.
|
Наблюдение за трудом взрослых и окружающим миром
|
Изучаем транспорт. закрепить знания детей о транспортных средствах.
|
Зимние забавы. Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением.
|
Как стали одеваться люди. обратить внимание на одежду прохожих и детей.
|
Наблюдаем за работой дворника. Обратить внимание на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем?
|
Экскурсия, целевая прогулка
|
1. Прогулка по проспекту. Провести наблюдение за украшенными витринами магазинов.
|
2. Прогулка на реку. Провести наблюдение за сезонными изменениями (много снега, холодно, деревья в инее, река покрыта льдом).
|
3. Прогулка по участку. Уточнить представления о зиме (снег лежит на земле, на крышах, на деревьях, кустах; холодно).
|
4. Прогулка по территории детского сада. Посмотреть на ледяные постройки на других участках. Воспитывать интерес к наблюдению.
|
Игровые упражнения
|
Скольжение по ледяной дорожке.
Перепрыгивание через дорожку.
|
Прыжки с места в длину.
Хождение в колонне по одному.
|
Метание снежков.
Прыжки на одной ноге.
|
Спрыгивание с сугроба.
Хождение по снежному валу.
|
Трудовые действия
|
Почистить ледяную дорожку от снега.
|
Подмести веранду.
|
Расчистить горку от снега.
|
Помочь полить горку.
|
Игровые ситуации
|
Катание кукол на саночках.
|
Мишка спит в своей берлоге.
|
С/р игра «Шоферы». Учить меняться ролями и не ссориться.
|
С/р игра «Дочки – матери» Развивать речь.
|
Игры с природным материалом
|
«Составь узор» - составить узор из цветных льдинок.
|
Сделать росчерки по снегу.
|
«Печатать» - отпечатывать плоскими фигурами – формочками – изображения на снегу.
|
Игра «Снежки»
|
Подвижные игры
|
«Салочки – выручалочки»
Приучить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.
«Снег кружится»
Научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.
|
«Дед Мороз»
Привить умение выполнять характерные движения.
«Дорожки»
Научить детей бегу друг за другом, делать сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу, не толкать впереди бегущего.
|
«Ворона и собачка»
Научить подражать движениям, звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.
«Два Мороза»
Научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.
|
«Паровозик»
Научить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в произношении звуков.
«Собачка и воробьи»
Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить их имитировать их голоса.
|
Игры экологического содержания
|
«Что сначала, что потом» - дети показывают по порядку времена года.
|
«Когда это бывает?» - дается описательный рассказ одного из времен ода, дети его называют.
|
«Угадай по описанию» - Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
|
«Кто как поет?»
Дети произносят звукоподражательныеслова, изображая разных птиц.
|
Февраль
|
Вид деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Наблюдение за неживой природой (погода)
|
Наблюдения за ветром. Предложить прислушаться, как завывает ветер.
|
Наблюдаем за снегом
Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как он блестит на солнце.
|
За окном мороз. Обратить внимание на то, что люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть.
|
Знакомимся со свойствами льда.
Закрепить знания о свойствах льда: твердый, хрупкий, гладкий, скользкий.
|
Наблюдение за растительным миром
|
Наблюдаем за деревьями. Показать, что у елочки – зеленые иголочки (хвоя). отметить, что она не сбросила листву на зиму.
|
Сравнение дерева и куста. Учить находить отличительные качества у растений.
|
Наблюдение за березкой. Понаблюдать за березкой, определить цвет ствола, почему нет листьев.
|
Наблюдение за рябиной. Понаблюдать за рябиной. Повторить, что у рябины есть плоды и ими питаются птицы.
|
Наблюдение за животным миром
|
Познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются детеныши.
|
Показать детям гуляющую рядом собаку. Спросить, холодно ли ей. Закрепить названия частей тела
|
«Где чей след?»
На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросит, кто (что) еще может оставить следы.
|
Зимующие птицы
Закрепить знания детей о зимующих птицах.
|
Наблюдение за трудом взрослых и окружающим миром
|
Изучаем транспорт
Обратить внимание детей на стоящий поблизости транспорт. Уточнить, кто сидит за рулем.
|
Зимние забавы
Повторить правила поведения на прогулке, разобрать правила игры на площадке.
|
Изучаем транспорт
Закрепить названия частей машины. Вспомнить, какой транспорт видели на дорогах города.
|
Наблюдаем за трудом водителя.
Уточнить знания детей профессии: водитель – шофер.
|
Экскурсия, целевая прогулка
|
1. Прогулка к перекрестку. Понаблюдать за работой светофора.
|
2. Прогулка к «птичьей столовой».
Продолжать учить детей различать птиц по оперению, голосу, учить наблюдать за поведением птиц.
|
Прогулка к березке
Рассмотреть, полюбоваться березкой в инее, закрепить представления детей о её характерных признаках.
|
Прогулка вокруг детского сада.
Понаблюдать за таким явлением, как оттепель. Найти первые проталины.
|
Игровые упражнения
|
Метание в цель шишкой.
|
Пройти точно по следам.
|
Прогнуться и пролезть под воротиками.
|
Перелезть через сугробы.
|
Трудовые действия
|
Очистить друг у друга одежду от снега.
|
Покрошить птичкам хлеб.
|
Подремонтировать снежные постройки.
|
Сгрести снег к стволам деревьев.
|
Игровые ситуации
|
|
|
|
|
Игры с природным материалом
|
Собрать из прутиков веник
|
«Нарисуй» - нарисовать на снегу машину.
|
«Оставь свои следы» - пройти по свежему снегу и оставить свои следы.
|
«Цветные льдинки» - выложить узор из цветных льдинок.
|
Подвижные игры
|
«Иголочка, ниточка, узелок»
Научить ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно.
«Платок»
Развить быстроту, ловкость.
|
«Лохматый пес»
Научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему.
«Ворона и собачка»
Научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться. не мешая друг другу.
|
«Собачка и воробьи»
Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
«Зимние забавы»
Развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.
|
«Догоняшки в лабиринте»
Научить бегать друг за другом, делая осторожные повороты.
«Иголочка, ниточка, узелок»
Научить ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, не расцепляя рук.
|
Игры экологического содержания
|
«Что сначала, что потом?» - дети отвечают на вопрос: из чего вырастает дерево?
|
«Беги к тому, что назову!» – запомнить названия деревьев
|
«Назови собачку» - дети придумывают клички для собак.
|
«Разные собачки» - воспитатель показывает породу или размер собаки, дети изображают лай, выбрав определенный тембр.
|
Наблюдения в природе
|
Март
|
Вид деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Наблюдение за неживой природой (погода)
|
Пришла весна.
Дать представления о ранней весне.
«Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей…»
Я.Колас
|
Наблюдаем за небом и облаками.
Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось?
|
Наблюдаем за снегом.
Продолжать наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой.
|
Капель.
Расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями.
|
Наблюдение за растительным миром
|
Повторить названия деревьев.
|
Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево.
|
Обсудить строение деревьев.
|
Повторить названия кустов на участке .
|
Наблюдение за животным миром
|
Расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.
|
Предложить послушать голоса птиц.
|
Рассказать, что стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, птицам нечего есть. Покормить птиц.
|
Обсудить строение тела пицц.
|
Наблюдение за трудом взрослых и окружающим миром
|
Наблюдаем за работой дворника.
Продолжить наблюдения за работой дворника. Научить уважать труд взрослых.
|
Наблюдаем за работой водителя грузовой машины.
Запомнить название профессии.
|
Ледоход.
Вспомнить водный транспорт и его названия.
|
Наблюдаем за трудом воспитателя.
Продолжать наблюдать за трудом воспитателя. Воспитывать желание помогать.
|
Экскурсия, целевая прогулка
|
1. Первые признаки весны.
Провести наблюдение за первыми признаками весны (солнце светит ярко, пригревает); отметить состояние снега (чернеет, становится рыхлым, с крыши свисают сосульки).
|
2. Прогулка к скворечнику.
Познакомить детей с перелетной птицей, с местом гнездования, учит узнавать птиц по оперению и голосу. Воспитывать интерес к жизни птиц.
|
3. Прогулка на остановку.
Понаблюдать за людьми – пассажирами: как они выходят и садятся в транспорт.
|
4. Прогулка в деревню.
Уточнить представления детей о внешнем виде лошади, обратить внимание на то, как она ест сено.
|
Игровые упражнения
|
Скольжение по ледяной дорожке
|
Упражняться в подбрасывании и ловле шишек.
|
Метание снежков в цель правой и левой рукой.
|
Спрыгивание с крыльца, приземляясь на две ноги.
|
Трудовые действия
|
Очистить дорожку от снега.
|
Собрать выносной материал.
|
Слепить снеговика
|
Покрошить хлеб для птиц.
|
Игровые ситуации
|
С/р игра «Шоферы»
Развивать речь
|
С/р игра «Дочки - матери»
Понаблюдать за обращением детей с куклами.
|
Катание кукол на саночках
|
С/р игра «Дом»
Учить играть дружно, меняться ролями.
|
Игры с природным материалом
|
«Выложи сам» - выложить солнышко из цветных льдинок.
|
Нарисовать палочкой на снегу облака.
|
«Игры со снегом» - лепим снежки.
|
«Составь узор» - составь узор из цветных льдинок.
|
Подвижные игры
|
«Веснянка»
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
«Тише едешь – дальше будешь»
Развить быстроту реакции.
|
«Челнок»
Тренироваться в беге парами, держа друг друга за руки, пробегать так, чтобы не задеть ворота.
«Дальше бросишь – ближе бежать»
Упражнять в беге наперегонки, в метании снаряда, быстроте.
|
«Зайка серый умывается»
Выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием.
«Попрыгунчик»
Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
|
«Гуси-лебеди»
Научить бегущего уворачиваться, развить навыки пространственной ориентации.
«Птички, раз! Птички, два!»
Научить детей выполнять движения, считать.
|
Игры экологического содержания
|
«Когда это бывает?» - воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится.
|
«Какое небо?» - дети наблюдают за небом и описывают его. Развить умение подбирать относительные прилагательные.
|
«Угадай птицу по описанию» - Научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
|
«Угадай по описанию» - учить отгадывать по описанию диких животных.
|
Апрель
|
Вид деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Наблюдение за неживой природой (погода)
|
Наблюдение за солнышком.
Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят.
|
Наблюдение за снегом.
Установить связь между солнечным теплом и снеготаянием. Посмотреть, на какой стороне крыши снег тает раньше, на солнечной или в тени.
|
Наблюдение за ростом сосулек.
Определить, почему растут сосульки? Как образуются сосульки?
|
Кругом вода.
Днём становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз.
|
Наблюдение за растительным миром
|
Наблюдения за деревьями
Рассказать, что весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки.
|
Рассмотреть почки на ветках.
Развивать наблюдательность. Определить, у каких деревьев почки появляются раньше всех.
|
Повторить названия деревьев.
|
Трава.
Определить в каких местах появляется первая трава.
|
Наблюдение за животным миром
|
Как встречают весну домашние животные.
Вспомнить названия домашних животных. Линяет шерсть.
|
Наблюдаем за воронами.
Внешний вид, чем питается, выводят птенцов.
|
Какие птицы появились?
Понаблюдать за трясогузками, как выглядят.
|
Послушать пение птиц.
Развивать интерес к жизни птиц.
|
Наблюдение за трудом взрослых
и окружающим миром
|
Наблюдение за трудом дворника.
Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника?
|
Наблюдаем за мусорной машиной.
Понаблюдать за работой уборщиков мусора.
|
Наблюдаем за трудом родителей по уборке территории детского сада.
Прививать желание помогать взрослым, уважение к труду.
|
Наблюдение за трудом водителя.
Научить уважать труд взрослых людей.
|
Экскурсия, целевая прогулка
|
1. Прогулка к реке.
Познакомить детей с весенним явлением природы – ледоходом. Обратить внимание детей на необычный вид реки, движение и шум льда.
|
2. Прогулка к вербе.
Познакомить детей с вербой, рассмотреть набухшие почки и проглянувшие барашки. Рассказать детям о дереве, которое встречает весну.
|
3. Прогулка по территории детского сада.
Понаблюдать за распускающимися листочками.
|
4. Прогулка по парку.
Провести наблюдение за сезонными весенними изменениями, закрепить и уточнить знания детей о весне (солнце светит ярко, пригревает, тепло, первые зеленые травинки).
|
Игровые упражнения
|
Перепрыгнуть через ручеек.
|
Метание вдаль камешков.
|
Перепрыгнуть через нарисованную дорожку.
|
Отбивание мяча правой и левой рукой.
|
Трудовые действия
|
Измерить палочкой глубину лужи в разных местах.
|
Собрать старые листья в мешок
|
Очистить участок граблями от прошлогодней травы.
|
Помочь собрать мусор.
|
Игровые ситуации
|
С/р игра «Магазин»
Умение играть дружно, не разбрасывать.
|
День рождения у куклы Кати.
Умение развивать сюжет и диалогическую речь.
|
С/р игра «Автобус»
Учить вести диалог, играть дружно.
|
С/р игра «Дом»
Понаблюдать за тем, как дети меняются ролями, за речью.
|
Игры с природным материалом
|
«Нарисуй ручеек» - нарисовать на влажном песке волнистые линии.
|
Выложить ручеек из камешков.
|
|
|
Подвижные игры
|
«Попрыгунчики»
Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
«Ручейки у озера»
Научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг.
|
«Зевака»
Развивать внимание, упражняться в бросании и ловле мяча .
«Стадо»
Научиться быстро реагировать на сигнал.
|
«Попрыгунчики»
Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
«Ручейки у озера»
Научить бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг.
|
«Зайка серый умывается»
Выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием.
«Попрыгунчик»
Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
|
Игры экологического содержания
|
«Рассмотри и опиши» - Дети рассматривают и описывают растения.
|
«Вершки и корешки» - дети рассказывают о строении растения.
|
«Найди дерево»
Научить детей распознавать деревья.
|
«Кто, как кричит?»
|
Май
|
Вид деятельности
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Наблюдение за неживой природой (погода)
|
Наблюдение за солнцем.
Солнце светит ярко, греет землю.
|
Наблюдение за небом и облаками.
Небосвод голубой, облака белые, плавно плывут.
|
Наблюдение за ветром.
Понаблюдать за качающимися верхушками деревьев.
|
Наблюдение за дождем.
Понаблюдать за дождем, капли по стеклу стекают медленно, быстро.
|
Наблюдение за растительным миром
|
Первые листья на деревьях.
Рассмотреть появившиеся листочки.
|
Первая трава.
Обратить внимание на места, где начинает расти первая трава.
|
Цветут деревья и кустарники.
Обратить внимание на цветущие деревья: черемуха, сирень, яблоня.
|
Солнышки на траве
Познакомить детей с первыми весенними цветами.
|
Наблюдение за животным миром
|
Понаблюдать за поведением птиц, рассказать, что снега нет и везде можно найти корм.
|
Послушать пение птиц.
Учить наслаждаться звуками живого мира.
|
Воробьи.
Понаблюдать за воробьями, держатся стайкой. Чем питаются, как чирикают.
|
Жуки. Бабочки. Стрекозы.
Уточнить представления детей о насекомых.
|
Наблюдение за трудом взрослых
|
Наблюдаем за работой взрослых на клумбе.
Познакомить детей с правилами посева семян.
|
Наблюдаем за работой взрослых в цветнике.
Учить ухаживать за цветами.
|
Наблюдаем за дворником.
Для чего убирает на дорожках мусор, подметает?
|
Наблюдаем за трудом воспитателя.
Закреплять представления детей о труде воспитателя.
|
Экскурсия, целевая прогулка
|
1. Прогулка по территории детского сада.
Посмотреть, какой порядок наведен на участках.
|
2. Прогулка к цветнику.
Познакомить детей с первыми весенними цветами, показать их красоту. Учить называть их, и различать.
Закрепить название частей растений.
|
3. Прогулка к светофору.
Понаблюдать за работой светофора и соблюдением пешеходов правил дорожного движения.
|
4. Прогулка в парк.
Познакомить детей с явлениями, типичными для разгара весны: небо ясное, тепло, деревья и кусты покрыты листьями, зеленая трава, появились насекомые.
|
Игровые упражнения
|
Подбросить и поймать мяч
|
«Обгони ветер» - бег на ускорение.
|
Хождение по бревну
|
Хождение по лесенке из бревен
|
Трудовые действия
|
Сбор природного материала
|
Помочь порыхлить землю на цветочной клумбе
|
Полить цветы в цветнике
|
Вскопать песок в песочнице
|
Игровые ситуации
|
С/р игра «Магазин»
Учить меняться ролями и не ссориться.
|
С/р игра «Автобус»
Закрепить знание детьми профессий: водитель, кондуктор.
|
С/р игра «Автобус»
Закрепить правила поведения пассажиров в автобусе.
|
С/р игра «Дом»
Закрепить умение играть дружно, развивать речь.
|
Игры с природным материалом
|
«Выложи узор» - выложить узор из палочек
|
«Нарисуй»- нарисовать палочкой листик на песке
|
«Выложи узор» - выложить дорожку из травинок.
|
«Построим город» -
Игры с песком.
|
Подвижные игры
|
«Змейка»
Научить детей бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего.
«Зайцы и волк»
Учить выполнять действия после сигнала педагога.
|
«Большие и маленькие машины»
Учить ходить колонной друг за другом, выполнять действия по команде.
«За весною»
Учить вставать в круг, водить хоровод то в одну сторону, то в другую, повторять движения за педагогом.
|
«Лягушки»
Учить прыгать на двух ногах, перепрыгивать черту, согласовывать движения с ритмом стиха.
«Поезд»
Учить ходить друг за другом, держась за впереди стоящего, в разном темпе, слушая слова педагога.
|
«догони мяч»
Учить действовать по сигналу, бегать в прямом направлении.
«Мы топаем ногами»
Учить становиться в круг, выполнять действия согласно тексту.
|
Игры экологического содержания
|
«Найди дерево»
|
«Угадай по описанию»
|
«Когда это бывает?»
|
«Кто как кричит?»
|
|
|
|