|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Алданского района «Гимназия п. Нижний Куранах» Утверждаю
Муниципальное общеобразовательное учреждение Алданского района
«Гимназия п. Нижний Куранах»
Утверждаю:
Директор МОУ
«Гимназия п. Нижний Куранах»
_______________Р.С. Улыбина
Модифицированная программа
элективного курса по информатике в 6β классе
«ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ»
на 2010-2011 учебный год
(на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика»).
Разработала:
И.А. Гуленкова,
учитель информатики МОУ
«Гимназия п. Нижний Куранах».
Сентябрь, 2010 г.
Пояснительная записка
Обоснование
Развитие компьютерных технологий предъявляет современному человеку новые функциональные требования. От него требуются хорошо развитые умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу, презентовать себя. Эти умения должны формироваться с самого начала обучения информатики. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации. Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Обоснование: запрос обучающихся. Решение научно-методического совета гимназии, апрель 2009г.
Статус: модифицированная программа на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика».
Актуальность: Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, направленного на развитие умения сотрудничать; критического и аналитического мышления, умения искать, возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Изучение информатики открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:
поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации в открытом информационном обществе и всей окружающей реальности;
проектирование на основе информационного моделирования объектов и процессов;
умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей действительности.
Программа элективного курса направлена на создание организационных условий формирования информационной культуры учащихся 6 класса. Программа носит инновационный характер в рамках гимназии, синтезируя как подходы, ориентированные на развитие интеллектуальной сферы ученика, его познавательной деятельности, так и информационную подготовку, направленную на органичное включение информационных технологий в образовательную деятельность ребенка. Она основывается на оптимистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности школьника, изучении специфики развития их мышления и других психических процессов и функций в условиях компьютеризированной игровой и учебной деятельности. Эффективность обучения основам информационной грамотности зависит от правильного учета психофизиологических особенностей детей данного возраста, соблюдения санитарно-гигиенических и эргономических норм во время организации и проведения занятий, профессиональной компетентности преподавателя в области воспитания и обучения.
Представляемый курс нацелен на формирование компьютерной грамотности, ИКТ- компетентности, что соответствует образовательным целям самих учащихся и, в целом общества и предназначен для вовлечения учащихся 6 класса в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для учащихся любого возраста. Он удачно сочетается с элементами игры и участии ребят в конкурсах, олимпиадах, смотрах и т.п.
Структура программы элективного курса по информатике:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Тематическое планирование.
Содержание изучаемого курса.
Список литературы.
Курс состоит из трех основных разделов:
Знакомство с Microsoft Power Point.
Изучаем компьютерную графику в программе PhotoShop.
Создание и защита мультимедийных проектов.
В разделе «Знакомство с Microsoft Power Point» представлены задания, которые ориентированы на индивидуальный опыт, чувства, результат представления учащихся как предмет содержания. Отражает динамичное развитие содержания обучения в соответствии с изменяющейся ситуацией.
В разделе «Изучаем компьютерную графику в программе PhotoSho» целью обучения является решение индивидуальных проблем учеников, решение актуальных проблем среды трансформируется в цель обучения, в связи с этим окончательная цель определяется в процессе обучения.
В разделе «Создание и защита мультимедийных проектов» задания ориентированы на осознанный интерес к исследовательской деятельности. используются методы, формы и средства усвоения содержания образовательного процесса, самостоятельно выбираемые учениками или предлагаемые ими в соответствии с их индивидуальным опытом. Имеет место гибкая зависимость между планируемыми и применяемыми методами, формами и средствами обучения.
Формы проведения занятий.
Мини-лекции и семинары с элементами дискуссии.
Создание эвристических ситуаций.
Практическая работа.
Цель: научить учащихся применять основные инструментальные средства программы мультимедийных презентаций Power Point, а также средства графического редактора Adobe Photoshop для создания мультимедийных проектов.
Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся.
Задачи:
Образовательные:
-
создать условия для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций;
дать общие знания и представления о приложении Power Point;
обучить основным приемам работы с инструментальными средствами программы для создания презентаций;
научить создавать сложные мультимедийные презентации;
дать основные понятия растровой графики;
научить создавать простые иллюстрации в программе Adobe Photoshop;
научить применять инструментальные средства графического редактора для оформления презентации графическими изображениями.
формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможностей компьютера;
обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов;
Развивающие:
развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.
создать условия для развития познавательной активности в области информационных компьютерных технологий;
-
заинтересовать учащихся изучением информатики, помочь реализовать их замыслы в процессе создания презентаций;
получать и развивать теоретические знания и практические навыки в области компьютерного дизайна;
формировать и развивать навыки самостоятельной работы, самообучения и творческого подхода при выполнении задания.
Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
представление о презентационной деятельности;
основные объекты при подготовке презентации;
параметры основных объектов;
как подготовить страницу для размещения в ней документа;
технологию редактирования текста;
уметь изменять начертания шрифта, форматировать абзацы и т.д.;
графические возможности PowerPoint;
анимационные возможности PowerPoint;
назначение и функциональные возможности PowerPoint;
-
объекты и инструменты PowerPoint, создать слайд, создавать управляющие кнопки, создавать презентации из нескольких слайдов.
назначение и функциональные возможности Adobe Photoshop;
назначение фильтров и эффектов Adobe Photoshop;
использование функциональных возможностей Adobe Photoshop для ретуширования фотографий и изображений.
выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);
перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
сохранять выделенные области для последующего использования;
раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;
выполнять тоновую коррекцию фотографий;
выполнять цветовую коррекцию фотографий;
ретушировать фотографии;
Курс ориентирован на допрофильную подготовку учащихся и строится на основе информатики и технологии, с использованием методов исследовательской, проектной деятельности. Программа курса построена по модульному принципу и предполагает практическое выполнение индивидуальных и групповых заданий, а также выполнение и защиту проектной работы в области мультимедийных технологий.
Задания и навыки, полученные учащимися, окажутся полезными при дальнейшем изучении предметов не только информационно- технологического профиля, но всех других и будут способствовать осознанному выбору профиля для дальнейшего обучения. Курс предусматривает самостоятельную работу учащихся по изучению дополнительной литературы в области ИКТ, а также дополнительных программ работы с графическими изображениями.
Ожидаемые результаты: по окончании элективного курса учащиеся должны уметь создавать, оформлять мультимедийные презентации, работать с растровыми изображениями в среде графического редактора Photoshop.
Продукт: медиаресурс с созданными презентациями.
Аналитические результаты.
Для реализации задач элективного курса предлагаются следующие формы работы: особое место отводится самостоятельной работе (создание проектов), проведение практических занятий, обсуждения полученных результатов в группах (в групповой работе) и коллективное обсуждение. Методика проведения занятий основана на эвристической беседе, включающей обсуждение обозначенных тем и решение сложных практических задач с применением компьютера.
Показатели:
Количество участников проекта - 18 (обучающиеся 6β класса). Принципиально новым является создание для каждого учащегося индивидуальной образовательной траектории, которая позволила всем участникам проекта полностью раскрыть свои способности в изучаемой области знаний, помочь им углубить научное мировоззрение, развить творческие способности.
Ресурсы класса: класс отличается высоким уровнем познавательной активности и мотивации на обучение.
Учебно-методическое и материальное техническое обеспечение
Для проведения занятий по программе элективного курса «Знакомство с мультимедийными технологями» требуется компьютерный класс, в котором также должны быть установлены ученические парты для выполнения безкомпьютерных практических заданий.
Технические устройства: персональные компьютеры, видеопроектор, сканер, принтер, интерактивная доска.
Для работы на компьютере необходима установка следующих программ:
MS Word, Paint;
MS Power Point;
Adobe Photoshop.
Учебно-тематический план
Проект рассчитан 35 часов (1 час в неделю).
Сроки реализации: 2010-2011гг.
№
|
Наименование тем
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
Дата
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Инструктаж по ТБ. Введение в курс
|
1
|
1
|
|
Беседа
|
6.09
|
2
|
Знакомство с программой PowerPoint
|
2
|
|
2
|
Семинарское занятие
|
13.09
20.09
|
3
|
Добавление в слайды эффектов анимации.
|
2
|
1
|
1
|
Творческая работа
|
27.09
4.10
|
4
|
Управление презентацией
|
2
|
1
|
1
|
Семинарское занятие, практикум.
|
11.10
18.10
|
5
|
Создание и фоновое оформление мультимедийной презентации.
|
4
|
1
|
3
|
Семинарское занятие, практикум, творческая работа.
|
25.10
22.11
|
6
|
Вставка в слайды гиперссылок
|
2
|
1
|
1
|
Семинарское занятие, практикум.
|
29.11
6.12
|
7
|
Добавление в презентацию аудио и видеоинформации
|
4
|
1
|
3
|
Беседа, семинарское занятие, практикум, творческая работа.
|
13.12
20.12
27.12
17.01
|
8
|
Форматирование текста и размещение графики
|
4
|
2
|
2
|
Семинарское занятие, практикум, творческая работа.
|
24.02
31.01
7.02
14.02
|
9
|
Знакомство с программой растровой графики Adobe Photoshop
|
3
|
1
|
2
|
Беседа,
Самостоятельная работа с интерактивным курсом «Изучаем фотошоп».
Семинарское занятие, практикум, творческая работа.
|
21.02
28.02
7.03
|
10
|
Использование эффектов и фильтров при создании фонов.
|
5
|
2
|
3
|
Беседа,
Самостоятельная работа с интерактивным курсом «Изучаем фотошоп».
Семинарское занятие, практикум, творческая работа.
|
14.03
21.03
28.03
4.04
11.04
|
11
|
Сжатие графических файлов. Основные форматы для графики.
|
2
|
1
|
1
|
Беседа,
Самостоятельная работа с интерактивным курсом «Изучаем фотошоп».
|
18.04
25.04
|
12
|
Ретуширование фотографий
|
2
|
|
2
|
Самостоятельная работа с интерактивным курсом «Изучаем фотошоп».
Творческая работа.
|
2.05
16.05
|
13
|
Защита мультимедийных проектов.
|
2
|
|
2
|
Семинар - презентация проектов на классном часе и родительском собрании.
|
23.05 24.05
|
|
Итого:
|
35
|
12
|
23
|
|
|
Содержание программы.
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Введение в курс. 1 час
Проведение инструктажа по ТБ и нормам СанПина на занятиях во внеучебное время.
Знакомство с мултимедийными технологиями. Понятие «Мультимедиа».Понятие «Презентация»
Тема 2. Знакомство с программой PowerPoint. 2 часа.
Изучается приложение PowerPoint. Как запустить PowerPoint. Как создать первый пустой слайд. Какие панели инструментов должны быть на экране. Как установить нужные панели. Какими свойствами обладают объекты PowerPoint. Создание презентации. Добавление эффектов мультимедиа. Создание презентации состоящей нескольких слайдов.
Тема 3. Добавление в слайды эффектов анимации. 2часа
Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройка анимации.
Тема 4. Управление презентацией. 2 часа.
Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр. Автоматический переход. Режим докладчика.
Тема 5. Создание и фоновое оформление мультимедийной презентации. 4 часа.
Фон. Текстура. Создание фона. Использование фоновых шаблонов. Градиент. Градиентная заливка и ее настройка.
Тема 6. Вставка в слайды гиперссылок. 2 часа.
Понятие «Гиперссылка». Создание гиперссылок. Управляющие кнопки. Нас тройка действия. Создание управляющих кнопок средствами программы. Настройка гиперссылки на другие файлы.
Тема 7. Добавление в презентацию аудио и видеоинформации. 4 часа.
Форматы звуковой информации. Форматы видеоинформации. Вставка звука. Вставка видео в слайды. Настройка звука при смене слайда.
Тема 8. Форматирование текста и размещение графики. 4 часа.
Создание объектов WordArt и оформление слайдов при помощи этих объектов. Рациональное размещение текстовых блоков на слайде. Вставка встроенных в программу графических изображении. Создание диаграмм средствами программы PowerPoint.
Тема 9. Знакомство с программой растровой графики Adobe Photoshop. 3 часа.
Изучается растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Растровые форматы. Интерфейс программы Photoshop. Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панель – вспомогательные окна.
Тема 10. Использование эффектов и фильтров при создании фонов. 5 часов.
Эффекты. Настройка стилей. Назначение фильтров. Виды фильтров: Искажение, Мазок кистью, Резкость, Рендер, Пиксели, Свободное преобразование, Стиль, Текстура, Художество, Эскиз.
Тема 11. Сжатие графических файлов. Основные форматы для графики. 2 часа.
Методы сжатия графических данных сохранение изображений в стандартных форматах, а также в собственных форматах графических программ. Знакомство с форматами исходных и промежуточных изображений (PSD, TIFF, BMP, JPEG). Недостатки и достоинство форматов TIFF, JPEG. Преобразование фалов одного растрового формата в другой.
Тема 12. Ретуширование фотографий. 2 часа.
Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразование над выделенной областью. Выбор основного и фонового цветов. Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.
Тема 13. Защита мультимедийных проектов. 2 часа.
Представление созданных проектов мультимедийных презентаций.
Список литературы для учителя.
А. Г. Гейн и др. Информатика. 2003 год.
Симонович С.В. и др. Общая информатика. Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
Информатика. 10-11 класс. /Под редакцией Макаровой Н.В. .—СПб.: Питер, 2002
Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс / Под ред. Макаровой Н.В.—СПб.: Питер, 2002
Информатика. 7 – 9 класс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Макаровой Н.В.—СПб.: Питер, 2003
Список литературы для обучающихся.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям 10-11 класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
Электронный самоучитель «Изучаем фотошоп».
Информатика. 10-11 класс. /Под редакцией Макаровой Н.В. .—СПб.: Питер, 2002
Информатика. 7 – 9 класс. Базовый курс / Под ред. Макаровой Н.В.—СПб.: Питер, 2002
Информатика. 7 – 9 класс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Макаровой Н.В.—СПб.: Питер, 2003.
Ресурсы Интернета
http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики;
http://www.lbz.ru/ - сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний;
http://www.college.ru/ - Открытый колледж;
http://www.videouroki.net – сайт учителя информатики из Белоруссии;
http://www.rusedu.info – архив учебных программ.
|
|
|