|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 муниципального образования город Новороссийск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 62
муниципального образования город Новороссийск
Учитель-логопед
Полевская Э.Ю.
ПРОЕКТ
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей
в процессе коррекционной работы с детьми
старшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
ЦЕЛЬ: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
ЗАДАЧИ:
Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей.
Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ.
Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.
Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.
1 ЭТАП. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Месяц
|
Вид деятельности
|
Ответственный
|
Сентябрь-Октябрь
|
Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование)
|
учитель-логопед
|
Сентябрь
|
Сбор анамнестических сведений о ребенке (диагностика речевого развития ребенка, беседы с родителями)
|
учитель-логопед
|
Сентябрь
|
Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный год (составление перспективного плана коррекционной работы)
|
учитель-логопед
|
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Месяц
|
Вид деятельности
|
Ответственный
|
Ноябрь
|
Консультация для родителей
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» (старшая группа)
Консультация для родителей «Портрет будущего первоклассника» (подготовительная группа)
|
учитель-логопед
учитель-логопед
|
Декабрь
|
Семинар-практикум для родителей адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Эффективные способы развития речи детей раннего возраста».
формирование речи у детей в ранний период
взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции
обучающий практикум: «Использование нетрадиционных методов и приемов для развития речи детей»:
пальчиковый игротренинг;
обсуждение, обмен мнениями.
|
учитель-логопед
|
Январь
|
Консультация для родителей «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук» (старшая группа)
-
виды детской деятельности, направленные на развития мелкой моторики пальцев рук;
рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет;
советы родителям, имеющих леворуких детей.
|
учитель-логопед
|
Январь
|
Консультация для родителей подготовительной к школе группы
«Подготовка детей к обучению грамоте» (логопункт)
-
развитие фонематического слуха
-
предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
-
формирование графических навыков и умений – эффективная подготовка руки ребенка к письму.
|
учитель-логопед
|
Февраль
|
Круглый стол для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (родители старшей и подготовительной групп детей логопункта):
специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников;
-
развитие восприятия дошкольников с помощью познавательных игр;
развитие художественно творческих способностей у дошкольников средствами выставка детских работ;
обсуждение, обмен мнениями.
|
учитель-логопед
|
Март
|
Консультация «Игры и игрушки у вас дома» (старшая группа)
игра – основной вид деятельности ребенка;
классификация детских игр;
рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье.
Консультация «Как правильно учить ребенка читать» (подготовительная группа)
|
учитель-логопед
учитель-логопед
|
Апрель
|
Консультация для родителей адаптационной группы от1 года до 3 лет «Вместе с мамой» «Что делать, если ваш ребенок не говорит».
|
учитель-логопед
|
Май
|
Родительское собрание для родителей детей входящих в логопункт «Готовность детей к школе».
психологическая готовность ребенка к школе;
результаты обследования детей и работы ПМПК;
-
отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми;
рекомендации для родителей по работе с детьми на лето.
Анкетирование «Я считаю, что мой ребенок готов (не готов) к школе, потому что…»
|
педагог-психолог
учитель-логопед
воспитатели
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты:
Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Закон РФ «Об образовании». М., 2008
Бачина О.В. Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи». М., 2009.
Каше Г.А. Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи». М., 1978.
Козина И.Б. «Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников» // Дефектология. 1997. № 5.
Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., 2007
Перчаткина Е. «Сотрудничество логопеда и родителей» // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ». М., 2007.
|
|
|