|
Мотивационный Словесный метод: ответы на вопросы, подведение к теме
Этап, метод
|
Время
|
Содержание. Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
Орг.момент
Словесный метод: слово учителя.
|
1 мин.
|
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет, сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
|
Приветствовать учителя.
Организовать свое рабочее место.
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.
|
Мотивационный
Словесный метод: ответы на вопросы, подведение к теме.
|
4 мин.
2 мин.
|
- Знакомы ли вы с писателем? Какие произведения знаете? Хотите узнать больше?
- Кто не знает, это Н,Н, Носов. Об этом писателе подробнее вы узнаете на уроке.
- Как вы думаете, как будет звучать тема урока?
- Да, мы будем изучать произведение Н.Н. Носова, но какое произведение вы разгадаете чуть позже.
- Какие мы поставим цели на урок, предположив, что мы уже знаем какое произведение Н.Н. Носова будем изучать?
|
Выполняют упр.для глаз
Отвечают на вопросы
|
Регулятивные:
определение темы и целей урока.
|
Постановка учебной задачи.
Словесный метод: слово учителя.
Практический метод: анализ правила, ответы на вопросы.
Практический метод: выполнение упражнения.
Физминутка
Решение частных задач.
|
4 мин.
3 мин.
6 мин.
3 мин.
4 мин.
5 мин.
|
- Представьте, что в нашем классе открылся музей писателя. Нас окружают различные предметы. Они должны помочь нам больше узнать о писателе.
(Слайд с изображением фотоаппарата) – Как вы думаете, почему в музее находится фотоаппарат?
- Николай Николаевич закончил Московский институт кинематографии.
(Слайд с плёнкой) – Что же в музее делает пленка?
- Н.Н. Носов 20 лет проработал в кино.
(Слайд) Кассета с мультфильмами. – Как вы думаете, почему этот предмет тут находится?
– Носов был не только писателем, но и режиссёром. По его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей.
(Слайд) Орден Красной Звезды. – Кто знает, что это такое? И как писатель с этим связан?
- Участник Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.
(Слайд) Книга о Незнайке. - Кто автор этой книги?
– трилогия о Незнайке Носова получила всеобщее признание.
Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Надо учиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, по доброму относиться к шуткам. Читая рассказы Николая Носова, читатели познают понятия, как честность, долг, дружба, совесть, смелость, умение побороть смех.
- Мы начинаем путешествие по произведениям Н.Носова. Наше путешествие привело нас к загадке.
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
- О ком загадка?
- Почему я вам загадала загадку про кошку? Как думаете?
- Молодцы! Н.Н. Носов написал нам интересный рассказ «Живая шляпа», где главный герой котенок.
- Откройте учебник на стр. 54.
- Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения?
- Как вы понимаете словосочетание «живая шляпа»?
-Автор назвал рассказ «Живая шляпа». Как вы думаете почему?
-Перед тем, как нам приступить к чтению, мы сделаем гимнастику для глаз.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко… ровно… глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Подтянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть.
1. Чтение рассказа учителем.
2. Первичная проверка понимания текста.
- Понравился ли вам рассказ?
- Что изображено на иллюстрациях к этому рассказу?
- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?
- Какие предположения оправдались?
- Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания.
- За кого вы волновались и почему?
- Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха?
-(Потому что мы знали, кто под шляпой, а ребята – нет.).
-Как звали мальчиков?
- Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами? (Высказывания детей)
- Мнения разделились. Поэтому, чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает.
Давайте перечитаем произведение и разберёмся, а потом вернёмся к этому вопросу. Но сначала немного отдохнем.
Работа с текстом во время чтения.
- Чтобы ответить на вопрос. (Кем были мальчики трусами, чудаками, фантазерами?)
- Надо проанализировать произведение.
- Как котёнок оказался под шляпой? (читают)
- Почему мальчики не видели что случилось с котёнком? (Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.)
- А мы, читатели, знаем кто прячется под шляпой?
-Когда мы это узнаём? (Мы это узнаём сразу в начале рассказа.)
- Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу? (Чтобы читатели знали, что бояться нечего;
так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.)
- Когда мальчики заметили шляпу?(Услышали, как позади что-то плюхнулось.)
-Что значит «плюхнулось»? («плюхнуться»-тяжело упасть или сесть.)
- Что же так испугало мальчиков? (Шляпа, которая двигалась.)
- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?
(Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».)
- Тогда что их так напугало? (Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)
- Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков? (Прыгнули на диван и трясутся от страха.)
- Что значит «трястись от страха»?
- Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений. (Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.)
- Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели «живую шляпу»? (Испугались.)
- Что предприняли мальчики? (Они убежали на кухню.)
- Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик? (Вадик.)
- Почему? (Вовка хотел уйти домой, бросить друга.)
- Как меняется поведение мальчиков на кухне? (Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)
- Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении. (А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?)
(Мальчики успокоились и осмелели.)
- Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? (Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.)
- Как вы понимаете слово «треснуть»? (Очень сильно ударить.)
- А как вела себя шляпа всё это время? (Она не двигалась.)
- Как вы думаете, почему? (Она сама боялась.)
- Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Зачитать.)
- Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу? (Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.)
- Какое слово передаёт их настроение? (Обрадовались.)
- Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? (Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;
стыд – что они испугались шляпы;
жалость – Ваське зря попало.)
Обобщение.
- А теперь, прежде чем вернуться к вопросу, на который вы отвечали, давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют настроение и душевное состояние мальчиков по ходу развития событий:
(Слайд)
Испугались;
успокоились и осмелели;
побороли свой страх;
веселились и радовались;
обрадовались.
(Слайд)
- Как вы теперь ответите на вопрос: «Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?» (Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.
Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.)
- А как автор относится к героям своего произведения? (Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)
- А какой это смех: добрый или злой? (Добрый.)
- Как называется такой смех? (Юмор.)
- Какая главная мысль этого рассказа?
(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)
- Чтобы не пострадать или не попасть в подобную комичную ситуацию. Вам помогут пословицы.
Соотнесение пословиц с содержанием рассказа.
- Какую пословицу вы бы подобрали сами к этому произведению?
(Слайд)
- Прочитайте пословицы и выберите одну, которая больше подходит к содержанию этого произведения.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Волков бояться – в лес не ходить.
У страха глаза велики – чего нет, и то видят.
Чучело только видом пугает.
(ребята испугались того, что обычный, знакомый предмет ведет себя странно, непонятно).
Определение жанра произведения.
- К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали? ( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)
- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как?
(Юмористический рассказ.)
- Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение
Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде.
2. Первичное чтение по цепочке.
|
Рассматривать экспонаты музея, высказывать свои предположения.
Выполнять движения.
Слушают рассказ
Отвечают на вопросы
Отвечать на вопросы
Отвечают на вопросы
|
Личностные: осуществляют профилактику утомления.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
|
Итоги урока. Рефлексия
Словесный метод: ответы на вопросы.
|
2 мин.
|
-Какая была тема урока?
- Какие мы ставили цели на урок?
- Мы достигли их?
Спасибо за урок!
Домашнее задание. С. 54-58, читать выразительно.
|
Отвечают на вопросы, подводят итоги.
|
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
|
Школа: МБОУ СОШ №28 Методист: Зубарева Н.С.
Кабинет: 306 Учитель: Онуфриенко Н.В.
Класс: 2г
Дата: Студентка: Овчинникова Е.А.
Группа: 45
Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Тип урока: урок изучение нового.
Цель деятельности учителя:
1. Познакомить учащихся с рассказом Н. Носова “Живая шляпа”.
2. Развивать навык беглого и правильного чтения, находить главную мысль; развивать память, внимание и логическое мышление.
3. Воспитывать трудолюбие, требовательность к себе и друзьям, уважение, вежливость, ответственность.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с писателем Н.Носов и его произведением «Живая шляпа»
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения;
осуществляют эмоциональное восприятие поступков героев; умеют оценивать поведение героев произведения;
проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация.
|
|
|