Главная страница

Мои заметки. «Орфография…это очень трудно?»


Скачать 14.66 Kb.
Название Мои заметки. «Орфография…это очень трудно?»
Дата 29.02.2016
Размер 14.66 Kb.
Тип Учебник

Мои заметки. «Орфография…это очень трудно
Изучая безударные гласные в корне, я всегда останавливаюсь вот на чём. Как учебник русского языка, а вслед за ним и мы, учителя, трактуем правило проверки безударной гласной в корне слова? Очень просто: надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением. На практике бывает ещё проще: надо проверить ударением. В результате дети запоминают проверочное слово. Оно и остаётся самым ходовым инструментом проверки, а ведь инструмент этот далеко не всегда надёжен: обычно можно подобрать не одно проверочное слово, а несколько, и диктуют они , согласно правилу, подчас диаметрально противоположные написания безударной гласной. Судите сами:

ломать – ло’мка, обла’мывать;

болит – бо’льно,поба’ливает;

смотреть – смо’тр, посма’тривает;

доброта – до’брый, зада’бривать;
В школьной практике при изучении безударных гласных мы не хотим этого замечать, отмахиваемся как от чего-то неуместного (чередования будут позже!), опасного, не имеющего в данный момент значения. И если в начальной школе на этом внимание можно не заострять, то в пятом классе от этого отмахиваться не стоит. Эта ситуация требует пристального внимания учителя. Ведь ни в одном школьном учебнике русского языка нет ни одного задания, где бы ребятам было предложено определить написание проверяемой гласной, выбирая нужное проверочное слово из нескольких предложенных. Например:

приоб..дрился – бо’дрый, подба’дривать;

л..вить – ло’вля, выла’вливать.

Я такие упражнения предлагаю своим ученикам часто и считаю это небесполезным , так как «лишние» проверочные слова широко бытуют и в устной, и в письменной речи. Собранный мною материал по этой теме включает около восьмидесяти слов.

А как быть с правилом? С правилом, которое не снабжено ни примечаниями, ни упоминанием исключений? Думается, оно должно быть иным, должно соответствовать фактическому состоянию языка, чтобы не подрывать веру пытливых, наблюдательных учеников в другие правила, не заслуживающие никакого подозрения.