Главная страница

Мкоу центр «логос»


Скачать 77.89 Kb.
Название Мкоу центр «логос»
учитель-логопед
Дата 13.03.2016
Размер 77.89 Kb.
Тип Документы


МКОУ ЦЕНТР «ЛОГОС»
Использование мнемотехнологии на логопедических занятиях.

(из опыта работы)
Выполнила: учитель-логопед

Зудина Наталья Равилевна

Межгорье 2014 г.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский
Ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс станов­ления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.

Актуальность выбранной темы:

  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;

  • Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

  • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

  • В настоящее время существуют различные приемы и методы развития

Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:

    • помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

    • обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
      учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

    • развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

    • снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

    • развивать мелкую моторику у детей.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы использования мнемотаблиц:
Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания.
Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

пересказ;

составление рассказов по картине и серии картин;

описательный рассказ;

творческий рассказ.

Учить детей составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит ребенок может строить по ним свой рассказ.
Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;

  • учить зарисовывать предметы и яв­ления природы не только символами, но и буквами, а так­же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пере­сказа;

  • закреплять изученный материал путем неоднократного по­вторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

Мнемотаблицы широко используются для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и других лексических тем. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Описательные рассказы составляются детьми в начале за­нятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирова­ния информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. У детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

  • Выразительное чтение стихотворения.

  • Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

  • Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

  • Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

  • Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

  • Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

  • Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые я с успехом использую на занятиях экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются нужные представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мыш­ление.

Коллаж - это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.

Коллаж - это учебное пособие. Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры... между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Цели. Закрепление различных методов запоминания; развитие фотографической памяти ребёнка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

Виды коллажей:

Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки;

Обучающий - способствует получению и закреплению информации о предмете коллажа.

Таким образом, развиваются самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка.

В рамках этой технологии разработала перспективный план работы с детьми, посещающими группу для подготовки к школе. Занятия направлены на развитие лексико-грамматических категорий, а так же развитие связной речи. В течение года дети обучаются схематическому обозначению слов – предметов, слов – действий, слов – признаков, пространственному изображению предлогов. Учатся читать схему предложений, связывать эти предложения в повествовательный рассказ. Обучаются чтению опорных схем описательного рассказа. Большая работа ведется по заучиванию стихотворений, загадок, потешек, поговорок с помощью мнемотаблиц,.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;

  • раскрывать существенное в объекте;

  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

    • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

    • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

    • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

    • словарный запас выходит на более высокий уровень;

    • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Список использованной литературы:

1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.

3. Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб.,

4. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. М: Просвещение, 1985.

6. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

7. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.

8. Ткаченко Т.А. Схемы для составления предложений и рассказов. Учебно-методический комплект. – М.: Книголюб.