|
«Мир через красоту народных традиций. Широкая Масленица» проект по социальному направлению для детей с овз
«Мир через красоту народных традиций. Широкая Масленица»
проект по социальному направлению
для детей с ОВЗ.
Пояснительная записка:
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.»
Ш. Амонашвили
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Идеей создания проекта послужило желание помочь ребенку – дошкольнику с ОВЗ в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности посредством народной культуры.
Проект составлен в соответствии с ФГОС ДО, при использовании интеграции образовательных областей :«Художественное творчество», «Речевое развитие», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», включенных в Примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Участники проекта: дети с ОВЗ, родители, учитель-дефектолог,
учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.
Срок проекта: долгосрочный – 14дней.
Цель проекта: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, развитие у них творческих способностей, интереса к совместной деятельности.
Задачи:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;
- использовать в активной речи детей русский фольклор;
- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;
- развивать мелкую моторику, творческие способности;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.
В основу проекта легли следующие принципы:
1. Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.
2. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
3. Принцип доступности и занимательности материала (работа с тестом, бисером, тканью и пр.)
4. Принцип сотрудничества взрослого с детьми (игровое общение, индивидуальная работа, различные ситуации).
Этапы работы по проекту:
1. Информационный:
- подбор методической литературы о масленице, об истории его возникновения, о праздновании этого праздника.
- составление плана мероприятий на масленичную неделю.
- подбор потешек, закличек, пословиц , логоритмических упражнений, поговорок о Масленице, о весне.
2. Продуктивный:
2.1 Совместная деятельность педагога с детьми:
- изготовление различных поделок для Ярмарки,
- разучивание потешек, пословиц, закличек, лого ритмических упражнений о весне, о Масленице,
- разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Ручеек», «Гори – гори ясно», «Петушиные бои», «Гуси – лебеди», «Карусель», «Ходит Ваня».
2.2. Участие в проекте родителей:
- подбор природного материала для изготовления чучела,
- участие с совместной деятельности с детьми: изготовление бус, кукол оберегов.
- организация чаепития « Масленичные посиделки»
2.3. Деятельность педагогов:
- организация мини выставки « Русский народный костюм», « Ярмарка»
- оформление папки – ширмы « Широкая Масленица»,
- оформление афиши « Масленичная неделя»
- оформление и подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре « Ярмарка»
- разработка конспектов совместной образовательной деятельности (СОД) с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация»,
- подготовка и проведение развлечения «Приглашаем мам на Масленицу».
3. Результативный:
- оформление проекта «Широкая Масленица»,
- создание атрибутов для с-р игры «Ярмарка»
- проведение развлечения «Приглашаем мам на Масленицу» ,
- разработка сценария праздника «Приглашаем мам на Масленицу».
Формы организации совместной образовательной деятельности по проекту различны, планируются с учетом пожеланий педагога, согласно ФГТ и задачам образовательной программы ДОУ.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня знаний детей с ОВЗ,
- повышение уровня практических умений детей в рисовании, лепке и конструировании;
- пополнение методической « копилки» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности для детей с ОВЗ, методическими материалами.
- приобщение детей к традиции проведения народного праздника через сопереживание и непосредственное участие их, в общем действии.
Методическая литература:
1. «От рождения до школы».
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.М.: Мозаика – Синтез, 2011.
2. «Художественный труд в детском саду».
Конспекты занятий и методические рекомендации. Подготовительная группа. И.А.Лыкова ООО Издательский дом «Цветной мир». 2010.
3. «366 моделей оригами».Сержантова Т.Б. М.: Айрис – пресс, 2008. – 192 с.
4.«Развивайте у дошкольников творчество». Т.Г. Казакова. М.: Просвещение, 1985.
5. «Детские подвижные игры народов СССР». М.: Просвещение, 1988.
6. «Золотая коллекция сценариев для тамады» Удобная библиотека.
Под редакцией С. Рублева. ООО ИД «ВЛАДИС»
Тематическое планирование
совместной образовательной деятельности в утренний отрезок времени.
Форма совместной деятельности
|
Название
|
Цели
|
Ожидаемый результат
|
Лепка(тестопластика)
|
«Бусы для Масленицы»
|
-учить детей лепке малых форм
-развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность
|
Украшения для чучела масленицы
|
Лепка(тестопластика)
|
«Талисманы и обереги»
|
-учить детей лепке малых форм скульптуры,
-упражнять в работе с формочками и шаблонами,
- развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность
|
Выставка детских поделок, оснащение с-р игры «Ярмарка»
|
Аппликация
|
«Кокошник для мамы»
|
- учить детей располагать узор в заданной форме
- развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность
|
Атрибут для праздника, уголка ряженья.
|
Конструирование из бумаги
|
«Солнышко»
|
- учить в складывании полоски бумаги «гармошкой»,
- развивать творческие способности, фантазию.
|
Выставка детских поделок
|
Рисование
|
«Расписыва-
ние бус»
|
-развивать художественные способности,
-воспитывать художественный вкус
|
Украшения для чучела масленицы
|
Рисование
|
«Роспись посуды»
|
-учить располагать рисунок по кругу
- отработать навык работы с акварелью
|
Оснащение
с-р игры
|
Физическая культура на улице
|
«Русские потехи»
|
- упражнять в езде на санках
-развивать ловкость, выносливость, быстроту,
- воспитывать привычку к ЗОЖ
- эмоциональное положительное отношение к празднику.
|
|
Коммуникация
Развитие речи
|
«Масленица пришла – пословицы, поговорки принесла»
|
- познакомить детей с малыми формами устного народного творчества,
- развивать память,
-воспитывать интерес к русской народной культуре.
|
Оформление книжки-малышки
|
ФЦКМ
|
«Скоморошка в гостях у ребят»
|
- познакомить детей с определением «встреча» Масленицы,
- побеседовать о традициях праздника,
- развивать мышление, ловкость,
-воспитывать интерес к праздникам
|
Оформление выставки «ярмарка»
|
ФЦКМ
|
«Русский народный костюм»
|
- познакомить с историей русского народного костюма его особенностями и отличиями,
-развивать речь, мышление.
|
Выставка «Русский народный костюм»
|
Тематическое планирование
совместно образовательной деятельности
в вечерний отрезок времени.
Форма совместной деятельности
|
Название
|
Цели
|
Ожидаемый результат
|
Социализация С- р игра
|
«Ярмарка»
|
- обогащать представления и впечатления детей о русском быте,
-учить подбирать атрибуты для предстоящей игры,
-формировать социокультурные компетенции связанные с опытом выполнения типичных социальных ролей
|
С-р игра
|
Социализация Досуг с родителями
|
«Масленичные посиделки»
|
- знакомство с русскими народными традициями,
- закрепление знаний об обычаях праздника Масленицы через игровое общение со взрослыми (родителями, педагогами)
|
|
Праздник
|
«Приглашаем мам на Масленицу»
|
-развивать музыкальные и творческие способности детей посредством музыкального фольклора
-формировать положительное отношение ребенка к традициям отечественной народной культуры
-создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка
|
|
|
|
|