Главная страница

«Мир через красоту народных традиций. Широкая Масленица» проект по социальному направлению для детей с овз


Скачать 75.9 Kb.
Название «Мир через красоту народных традиций. Широкая Масленица» проект по социальному направлению для детей с овз
Дата 17.02.2016
Размер 75.9 Kb.
Тип Документы

«Мир через красоту народных традиций. Широкая Масленица»

проект по социальному направлению

для детей с ОВЗ.

Пояснительная записка:

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.»

Ш. Амонашвили

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Идеей создания проекта послужило желание помочь ребенку – дошкольнику с ОВЗ в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности посредством народной культуры.

Проект составлен в соответствии с ФГОС ДО, при использовании интеграции образовательных областей :«Художественное творчество», «Речевое развитие», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», включенных в Примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Участники проекта: дети с ОВЗ, родители, учитель-дефектолог,

учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.

Срок проекта: долгосрочный – 14дней.

Цель проекта: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, развитие у них творческих способностей, интереса к совместной деятельности.

Задачи:

- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;

- использовать в активной речи детей русский фольклор;

- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;

- развивать мелкую моторику, творческие способности;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства к традициям и обычаям своего народа.

В основу проекта легли следующие принципы:

1. Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения.

2. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.

3. Принцип доступности и занимательности материала (работа с тестом, бисером, тканью и пр.)

4. Принцип сотрудничества взрослого с детьми (игровое общение, индивидуальная работа, различные ситуации).

 Этапы работы по проекту:

1. Информационный:

- подбор методической литературы о масленице, об истории его возникновения, о праздновании этого праздника.

- составление плана мероприятий на масленичную неделю.

- подбор потешек, закличек, пословиц , логоритмических упражнений, поговорок о Масленице, о весне.

2. Продуктивный:

2.1 Совместная деятельность педагога с детьми:

- изготовление различных поделок для Ярмарки,

- разучивание потешек, пословиц, закличек, лого ритмических упражнений о весне, о Масленице,

- разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Ручеек», «Гори – гори ясно», «Петушиные бои», «Гуси – лебеди», «Карусель», «Ходит Ваня».

2.2. Участие в проекте родителей:

- подбор природного материала для изготовления чучела,

- участие с совместной деятельности с детьми: изготовление бус, кукол оберегов.

- организация чаепития « Масленичные посиделки»

2.3. Деятельность педагогов:

- организация мини выставки « Русский народный костюм», « Ярмарка»

- оформление папки – ширмы « Широкая Масленица»,

- оформление афиши « Масленичная неделя»

- оформление и подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре « Ярмарка»

- разработка конспектов совместной образовательной деятельности (СОД) с интеграцией образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация»,

- подготовка и проведение развлечения «Приглашаем мам на Масленицу».

3. Результативный:

- оформление проекта «Широкая Масленица»,

- создание атрибутов для с-р игры «Ярмарка»

- проведение развлечения «Приглашаем мам на Масленицу» ,

- разработка сценария праздника «Приглашаем мам на Масленицу».

Формы организации совместной образовательной деятельности по проекту различны, планируются с учетом пожеланий педагога, согласно ФГТ и задачам образовательной программы ДОУ.

Ожидаемый результат:

- повышение уровня знаний детей с ОВЗ,

- повышение уровня практических умений детей в рисовании, лепке и конструировании;

- пополнение методической « копилки» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности для детей с ОВЗ, методическими материалами.

- приобщение детей к традиции проведения народного праздника через сопереживание и непосредственное участие их, в общем действии.

Методическая литература:

1. «От рождения до школы».

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.М.: Мозаика – Синтез, 2011.

2. «Художественный труд в детском саду».

Конспекты занятий и методические рекомендации. Подготовительная группа. И.А.Лыкова ООО Издательский дом «Цветной мир». 2010.

3. «366 моделей оригами».Сержантова Т.Б. М.: Айрис – пресс, 2008. – 192 с.

4.«Развивайте у дошкольников творчество». Т.Г. Казакова. М.: Просвещение, 1985.

5. «Детские подвижные игры народов СССР». М.: Просвещение, 1988.

6. «Золотая коллекция сценариев для тамады» Удобная библиотека.

Под редакцией С. Рублева. ООО ИД «ВЛАДИС»

Тематическое планирование

совместной образовательной деятельности в утренний отрезок времени.

Форма совместной деятельности

Название

Цели

Ожидаемый результат

Лепка(тестопластика)

«Бусы для Масленицы»

-учить детей лепке малых форм

-развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность

Украшения для чучела масленицы

Лепка(тестопластика)

«Талисманы и обереги»

-учить детей лепке малых форм скульптуры,

-упражнять в работе с формочками и шаблонами,

- развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность

Выставка детских поделок, оснащение с-р игры «Ярмарка»

Аппликация

«Кокошник для мамы»

- учить детей располагать узор в заданной форме

- развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность

Атрибут для праздника, уголка ряженья.

Конструирование из бумаги

«Солнышко»

- учить в складывании полоски бумаги «гармошкой»,

- развивать творческие способности, фантазию.

Выставка детских поделок

Рисование

«Расписыва-

ние бус»

-развивать художественные способности,

-воспитывать художественный вкус

Украшения для чучела масленицы

Рисование

«Роспись посуды»

-учить располагать рисунок по кругу

- отработать навык работы с акварелью

Оснащение

с-р игры

Физическая культура на улице

«Русские потехи»

- упражнять в езде на санках

-развивать ловкость, выносливость, быстроту,

- воспитывать привычку к ЗОЖ

- эмоциональное положительное отношение к празднику.




Коммуникация

Развитие речи

«Масленица пришла – пословицы, поговорки принесла»

- познакомить детей с малыми формами устного народного творчества,

- развивать память,

-воспитывать интерес к русской народной культуре.

Оформление книжки-малышки

ФЦКМ

«Скоморошка в гостях у ребят»

- познакомить детей с определением «встреча» Масленицы,

- побеседовать о традициях праздника,

- развивать мышление, ловкость,

-воспитывать интерес к праздникам

Оформление выставки «ярмарка»

ФЦКМ

«Русский народный костюм»

- познакомить с историей русского народного костюма его особенностями и отличиями,

-развивать речь, мышление.

Выставка «Русский народный костюм»



Тематическое планирование

совместно образовательной деятельности

в вечерний отрезок времени.

Форма совместной деятельности

Название

Цели

Ожидаемый результат

Социализация С- р игра

«Ярмарка»

- обогащать представления и впечатления детей о русском быте,

-учить подбирать атрибуты для предстоящей игры,

-формировать социокультурные компетенции связанные с опытом выполнения типичных социальных ролей

С-р игра

Социализация Досуг с родителями

«Масленичные посиделки»

- знакомство с русскими народными традициями,

- закрепление знаний об обычаях праздника Масленицы через игровое общение со взрослыми (родителями, педагогами)




Праздник

«Приглашаем мам на Масленицу»

-развивать музыкальные и творческие способности детей посредством музыкального фольклора

-формировать положительное отношение ребенка к традициям отечественной народной культуры

-создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка