|
Сценарий праздника «Масленица»
Сценарий праздника «Масленица»
Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».
Задачи: 1.Познакомить с праздником “Масленица”, дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского народа “со словом поющим” (масленичные песни);
2. Развивать эмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способностей, вызвать положительные эмоции и праздничное настроение;
3. Воспитывать интерес к истории своего народа, желание поддерживать древние традиции, любовь к русской культуре, народной музыке, играм.
Персонажи: СКОМОРОХ 1
СКОМОРОХ 2
ЗИМА
Ход праздника:
С 1 - Эй, народ честной. У ворот не стой.
Ты не спи на пути, просим в гости зайти.
С 1 - Народ собирается – праздник начинается.
Песня: « Ой, блины, блины мои!»
С 2 - Ты постой мой друг проказник (обращается к скомороху)
А какой сегодня праздник?
С 1 - Про это дети знают, пусть они и отвечают (масленица)
С 2 - Верно Масленица.
Не английский, не французский, Масленица – праздник русский!
Будем петь мы и плясать, в игры русские играть!
С 1 Внимание, внимание, слушайте все!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
«Частушки»
Я проснулась утром вдруг,
Слышу необычный стук:
Не в окошко стук, не в дверь -
То весенняя капель.
***
Я на льдине рыб ловил,
Очень лед холодный был.
А потом апрель настал,
Лед растаял – я упал.
***
Не плач, не тоскуй
А то март рассердится.
Ты на небо гляди,
Как там солнце вертится.
***
Эй, март, где ручьи?
Где грачи и галки?
Я вчера сходил в лесок
Встретил одни палки.
***
Ты, март ой не стой,
Проходи в избушку.
Я тебя мой дорогой,
Угощу ватрушкой.
***
Ручейки весной журчат,
Скоро праздник у девчат!
Ой, придет 8 марта
И мальчишкам станет жарко!
***
Вот пришла весна - красна,
Расцвела черемуха!
Ах, какая красота,
Я хочу так солнышка!
***
Как по улице весенней
Побежали ручейки.
- Поднимайся, настроенье,
Нет причины для тоски!
С 1 – ой какие хорошие и веселые частушки у вас ребята
Включается музыка выходит Зима
Зима: Что за шум здесь, что за гам, кто устроил тарарам.
Ну-ка быстро собирайтесь и из зала убирайтесь!
Нечего здесь песни петь! Надо по домам сидеть.
С 1 Вот так гостья появилась. И чего ты разозлилась?
Зима: Не гостья – я хозяйка тут. Меня все зимушкой зовут!
С.А.: Эх ты, Зимушка-Зима все дороги замела.
Все дороги, все пути – не проехать, не пройти!
Масленицу мы тут провожаем – значит и тебе Зима конец!
Весна на пороге!
Зима: Как это конец? Моя власть! Мое время!
Никуда я не уйду – как задую, замету!
Позову я в школу пургу!
Привлекают детей прогнать зиму, уходи зима
Зима: Ах, противные детишки, что вы дразните меня.
Позову сейчас Мороз, заморожу щеки, нос!
С 1: Ты напрасно не сердись – лучше с нами веселись!
Зима: Уж не знаю как и быть,
Вот бы на ложкарей посмотреть, да послушать!
(конкурс)
Зима:Ох, оттаяла душа!
Больно песня хороша!
Что ж, пожалуй, мне пора, до свиданья детвора!
Дети: До свидания!
С 1 Вот и проводили мы зиму, теперь надо весну к себе зазывать:
С 2 Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Песня: «Весну звали»
С 1 Вот и стало светлее
Вот и стало теплее
Скоро птицы прилетят
И комары запищат
Уж ты, ласточка,
Ты, касаточка,
Запри Зиму, отопри Лето!
С2 Масленица — праздник проводов зимы. Она проходила в течение недели.
С1 Масленица получила в народе название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу молочных продуктов сливочного масла и рыбы
В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица)
С 2 Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица.
Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда,
Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.
Какая сейчас масленица?
С 1 Ребята, а Масленица любит,
Когда народ не скучает,
А в весёлые игры играет!
И вот сейчас мы с вами поиграем в игры.
С2
Понедельник — встреча
Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Выносим масленицу
С1
Вторник — заигрыш
В этот день происходили смотрины невест.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова:
«У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
Конкурс «Петушиный бой»
С2
Среда — лакомки
В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Конкурс «Рисуем солнце»
С темой рисования можно поэкспериментировать, предложив детям разделиться на команды и поучаствовать в создании общего рисунка. Участники команд поочередно выбегают к доске или вывешенному заранее плакату и рискуют по лучику солнца. Победит та команда, участники которой справятся первыми.
С1
Четверг — разгул
С этого дня начиналась Широкая Масленица,
хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками.
Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.
Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь.
Игра « снежная дуэль»
Начинаем снежную дуэль.
Кто поразит снежками цель.
Тот будет главный победитель.
Кто хочет первым, выходите.
Закон игры у нас таков:
По 10 сделайте снежков,
Теперь вы будете бросать,
А я внимательно считать.
С2
Пятница — тёщины вечёрки
В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Игра «Ручеёк»
С1
Суббота — золовкины посиделки
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа
Конкурс (зацепи хвост корове, нарисованной на плакате) А теперь народ, оглянись, на корову подивись!
А корова –то ха, ха, -
А корова без хвоста!
Конкурс мой хорош и прост –
Прикрепи корове хвост!
Глаза тебе завяжут, цепляй, скажут.
Чтоб корова краше стала,
Не лепи хвост, куда попало!
С2
Воскресенье — проводы
Также называется: Целовальник, Прощёный день, Прощёное воскресенье
Кульминация всей масленичной недели. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.
«уничтожаем» масленицу
Прощай, Масленица – плутовка,
Погостила ты у нас недолго.
Погостила всего 7 деньков,
А мы думали – 7 годков.
Прошла Масленица - кончилось гулянье!
Прощай, зима, прощай, Масленица!
Приходи к нам, Весна Красная!
Чаепитие
Игра «Летела корова»
Для этой игры вам понадобится как минимум 5 участников. Все становятся в круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок): «летела корова, ляпнула слово, какое слово сказала корова?» Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово – например, «солнце». Дальше «хлопанье» продолжается, но называются буквы – С-О-Л-Н-… и так далее, до последней -Е. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа – отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква.
Игра «Золотые ворота»
двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Игра для детей «Как тебя зовут?»
ведущий, подходит к каждому и дает ему какое-нибудь смешное название: одному – Ботинок, другому – Туфля, третьему – Пуговица, четвертому – Веник, и др.
После этого ведущий будет задавать вопросы. На все его вопросы надо отвечать только «своим словом» (ботинок, туфля, пуговица, веник и пр.)
Отвечать нужно быстро, не задумываясь. Но главное, ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, сколько хотят, а тот, с кем говорит ведущий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя.
Ведущий
Кто ошибется,
Тот попадется!
Кто засмеется.
Тому плохо придется!
Ведущий. Кто ты?
Ведущий (показывает на волосы мальчика?) А это у тебя что?
Ведущий (показывает на руки). А это у тебя что?
Ведущий (показывает на ноги?) А это?
Ведущий. А что ты ел сегодня утром?
Ведущий. А на чем ты ездишь по городу?
Ведущий. А кто твой товарищ?
Ведущий (смотрит на небо). А кто по небу летает?
Ведущий (показывает на рядом сидящего). А кто это здесь сидит?
Ведущий. А чем ты ешь суп?
Ведущий. А чем ты чистишь зубы?
До тех пор спрашивает, пока может придумывать вопросы.
|
|
|