Главная страница

Методика работы с данными диктантами


Скачать 17.26 Kb.
Название Методика работы с данными диктантами
Дата 22.02.2016
Размер 17.26 Kb.
Тип Документы

Зрительные диктанты, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко в 1960-х годах, направлены на развитие оперативной памяти ребенка, что также способствует развитию техники чтения. (Если ребенок, прочитав предложение из 6-8 слов, забывает первое слово, значит оперативная память у него развита слабо.)
Методика работы с данными диктантами.

Предлагаются 18 наборов по 6 предложений в каждом. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст (через 2-4 дня, в зависимости от уровня класса), можно переходить к следующему набору.

При щелчке на значок предложение появится. Через заданное время (время точно соответствует рекомендациям профессора И. Т. Федоренко) предложение само исчезнет. Красным цветом я выделила «опасные места» в словах. Дети читают МОЛЧА, «глазами», стараясь запомнить. После исчезновения предложение записывают. Следующее предложение появится по щелчку учителя на значок с цифрой «2» и т. д.

Писать зрительные диктанты нужно ежедневно, иначе эффекта не будет!

Время работы со всеми наборами – около 2-х месяцев.

Предложения можно заменить равноценными с одинаковым количеством букв. (Некоторые предложения 1-го набора я заменила, так как их тематика, на мой взгляд, несколько устарела.)

Из личного опыта рекомендую начинать работу со зрительными диктантами (наборы с 1-го по 8-ой) во 2 полугодии 2 класса. Лучше писать на листочках, чтобы исключить возможность списывания. Листочки сдаются, после проверки не возвращаются, результаты доводятся до сведения детей в устной форме (желательно – только положительные результаты).

Раньше я записывала предложения на доске, закрывала ватманом, стирала и т.д. Особенно тяжело было «прятать» предложения 15 – 18 наборов. Это, естественно, отнимало время на уроке. С появлением компьютера всё стало гораздо проще. В оформлении слайдов нет ничего, что отвлекало бы детей от запоминания слов. Надеюсь, моя работа будет полезна не только учителям, но и родителям.

Думаю, что проводить зрительные диктанты можно не только с учениками начальной школы.

Подробнее о данной методике можно прочитать в журналах «Начальная школа»: № 8 за 1990 год - статья В. Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (1-ый вариант наборов в презентации), № 6 за 1994 год - статья Л. В. Беспаловой «Использование зрительных диктантов» (2-ой вариант наборов в презентации – пословицы и поговорки), а также № 4 за 1992 год.

Предложения 3–го набора я составляла для работы в своем классе, часть из них отражает региональную тематику.