|
Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию зож у детей
Тема: Методика и формы работы классного руководителя с семьями учащихся по воспитанию ЗОЖ у детей.
Работая с литературой и размышляя над данной темой, я пришла к выводу, что современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту.
Формы и методы работы с родителями по воспитанию ЗОЖ у детей должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
В системе работы классного руководителя можно выделить следующиемероприятия:
Изучение учащихся и коллектива класса:
Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах. На первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития.
Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с родителями, содержащего перечень задач по воспитанию ЗОЖ у учащихся и дел по их решению.
Проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний по формированию ЗОЖ не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания здорового образа жизни, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию ЗОЖ у детей.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “В здоровом теле здоровый дух ” и др. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Диспут – размышление по проблемам воспитания здорового образа жизни – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.
Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:
1. Привлечение детей по программе «Здоровье».
Привлечение к этой деятельности преподавателей физической культуры, родителей.
Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самоценности здоровья.
Информирование родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и самими учениками.
2. Общение.
Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это прежде всего эстетическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.
Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.
Высшая ценность – человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Вывод:
Интерес к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания здорового образа жизни.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения по формированию ЗОЖ у детей (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания и формирования ЗОЖ, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношении в группе, о выявленных способностях в текущих делах и т.п.) и корректировка семейного воспитания – именно той стоны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей.
Список литературы
I. Основная литература
Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. - Казань, 2000.
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике. - Сергиев Посад, 2004.
Белов В.И. Психология здоровья. – М.: КПС; Спб.: Респекс, 2000.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПБ.: Изд. Питер, 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М., «ВАКО», 2004.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2003.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. /под общ. Ред. Сократова Н.В. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Талызина Н.Ф. Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесеберегающей деятельностной технологии усвоения. – М., 2003. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980.
Школа и психическое здоровье учащихся. //Под ред. С.М.Громбаха. - М., 2002.
Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: Антиква, 2006.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем. /Общ. Ред. Л.Я. Гозман Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М. Прогресс 2000.
II. Дополнительная литература
Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников. Актуальные проблемы адаптации человека. Выпуск № 2. – Сургут, 2002.
Амосов Н.И. Раздумья о здоровье. 3-е изд. доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 2003.
Бондарева С.К., Колесов Д.В. Выживание. Факторы и механизмы. – М. – Воронеж, 2005.
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок щкольников. – М.: Просвещение, 2001.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. – М.: Просвещение 2002.
Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2005..
Кулева С.В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного лечебного заведения. //Завуч. –2001. № 3.
Ксензова Г. Ю Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005.
Лоранский Д.Н., Лукьянова В.Г. Азбука здоровья. - М., 2004.
Наумова Н.Ю. О некоторых способах устранения перегрузок обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования в Московской области: из опыта работы. Выпуск 2. //Сборник статей. Отв. Ред. Олиференко Л.Я. - М.: ИПК и ПРНО МО.-2003.
|
|
|