Главная страница

«Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»


Скачать 451.7 Kb.
Название «Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»
страница 1/3
Гусева Галина Александровна
Дата 19.02.2016
Размер 451.7 Kb.
Тип Внеклассное мероприятие
  1   2   3

Методический конкурс педагогов образовательных организаций Костромской области


Внеклассное мероприятие по истории и спецтехнологии

Познавательная конференция:

«Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»

Автор: Гусева Галина Александровна

Преподаватель истории и обществознания

Чухлебова Татьяна Александровна

Мастер производственного обучения

Волгореченского промышленного техникума.

Волгореченск 2015

Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Аннотация

  3. Теоретическая часть мероприятия

  4. Методическая часть мероприятия

I часть познавательной конференции: «Из одного металла льют, медаль за бой, медаль за труд.»

II часть познавательной конференции: «Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»

  • о задачах сварщиков в военное время

  • из воспоминаний Е.О.Патона о работе института электросварки в годы войны.

  • о новых технологиях сварки брони корпусов танков;

  • о новых разработках в области производства авиационных бомб и боеприпасов, артиллерийского и стрелкового вооружения, в авиации.

  • о разработке в области сварки в судостроении;

  • о применении сварки в строительстве.

  • о применении сварки в энергетике

III часть познавательной конференции: «Путешествие по истории сварочного дела» проводится в форме викторины

  1. Заключение.

  2. Рефлексия

  3. Используемая литература.


Пояснительная записка.

Актуальность темы состоит в том, что 2015 год – год семидесятилетия окончания Великой Отечественной войны. В дело Великой победы огромный вклад внесли наука и специалисты сварочного дела по разработке и внедрению новых сварочных технологий, а также простые сварщики которые участвовали в боях против фашизма и приближали победу претворяя в жизнь новые достижения в области сварки, работая на трудовом фронте. Профессия сварщика оказалась одной из самых востребованных при производстве новых видов оружия и вооружений, в спасении жизни в блокадном Ленинграде, в строительстве при восстановлении разрушенного хозяйства.

Данная разработка составлена с использованием указанной в списке литературы. Предлагается провести в активной форме обучения – познавательной конференции: «Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»

Цель – показать роль новых сварочных технологий в приближении Победы над фашисткой Германией. Отметить важность профессии сварщика которая дает возможность проявить себя как в труде так и в бою. Способствовать практическому овладению студентами способов деятельности по получению определенной информации из разных источников.

Задачи:

Обучающие:.

- Формированию умения прослеживать ход исторических событий в истории сварочного дела.

- Умению ставить учебные цели, работать с дополнительной информацией, выбирать эффективные способы и средства для их достижения.

- Планированию собственной учебной деятельности.

Развивающие:

- Историческое, профессиональное мышление и на его основе формирование мировоззрения.

- Навыки внеаудиторной самостоятельной работы, творческой деятельности студентов в приобретении ими знаний по теме.

- Умение подготовки презентации к докладу.

Воспитавающие:

- Инициативность и самостоятельность в выполнении работы.

- Систему морально-нравственных ценностей.

- Гражданскую позицию.

-Патриотичность

-Интерес к профессии

- Толерантность.

- Навыки сотрудничества.

- Вызвать активное личностное отношение к событиям Великой Отечественной войны.

Методы: частично-поисковый, проблемно-программированное, монологическое изложение, наглядные(презентация).

Приемы работы: анализ информации, постановка информационных вопросов, выдача заданий, инструктирование, показ алгоритма поиска информации.

Оборудование: оформление доски, использование мультимедийных средств обучения, через которые показываются названия конкурсов, вопросов, портреты, фото.

Межпредметные связи: история, литература, спецтехнология.

Общие компетенции - в ходе мероприятия развиваются следующие компетенции:

ОК-2 (Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.)

ОК-3 (Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.)

ОК-4 (Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач)

ОК-5 (Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.)

ОК-6 (Работать в команде)

Планируемый результат:

Студенты определив границы собственного знания и незнания по теме будут стремиться к ликвидации пробелов в знаниях.

Данное мероприятие способствует воспитанию морально – нравственных ценностей личности, толерантности, что является необходимым в жизни студентов и их работе на производстве.

Время проведения – 90 мин. При необходимости продолжительность мероприятия можно сократить.

Познавательная конференция проводится в кабинете оборудованном мультимедийными средствами обучения.

Использование презентаций позволяет фокусировать внимание аудитории на наиболее важных моментах, наглядно иллюстрировать суть основных положений, увеличивает запоминаемость материала, наглядность его.

Апробация – Данное мероприятие проведено на базе «Волгореченского промышленного техникума» и посвящено Дню Победы в группе № 9 среди студентов обучающихся по профессии «Монтажник технологического оборудования(сварщик, слесарь)». Анализ проведенного мероприятия показал возросший интерес студентов к историческим событиям тесно связанными с профессией. Позднее данный материал студенты использовали на уроках истории, спецтехнологии. По итогам рефлексии студенты отметили, что они поняли основные достижения сварочного дела, могут их охарактеризовать. Узнали интересные факты из истории сварочного дела.

Аннотация.

Данная работа посвящена 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне. В связи с переходом на ФГОС, временные рамки на уроке очень ограничены, поэтому используя внеаудиторную самостоятельную работу студентов можно провести внеклассное мероприятие и дополнить материал уроков сведениями по истории сварочного дела, истории Костромского края.

Разработка позволит систематизировать и закрепить полученные теоретические знания на уроках истории, спецтехнологии и развивать практические умения студентов, а также углубить и расширить теоретические знания по теме, развить исследовательские навыки.

При подготовке познавательной конференции «Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй мировой и Великой Отечественной войн» использовались следующие формы и приемы индивидуальной и коллективной самостоятельной работы:

-Задания на сравнение, сопоставление фактов, событий.

-Задания на выделение из общего частных элементов относящихся к теме.

-Анализ текста дополнительной литературы, документов.

-Подготовка разовых докладов и презентаций по темам.

Конференция подчеркивает значение профессии «Сварщик», которая даёт людям возможность проявить себя как в труде, так и в военные трудные будни.

Данная разработка помогает студентам полнее изучить материал по истории, спецтехнологии и получить навыки самостоятельной работы.

Методическая разработка может быть использована преподавателями СПО как на уроках, так и во внеурочной работе, как полностью так и отдельными фрагментами.

План проведения внеклассного мероприятия в форме

познавательной конференции:

«Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй мировой и Великой Отечественной войн»

  1. Вступительное слово

  2. Ход мероприятия

I часть познавательной конференции: «Из одного металла льют, медаль за бой, медаль за труд.»

II часть познавательной конференции: «Разработка и внедрение сварочных технологии во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн»

  • о задачах сварщиков в военное время

  • из воспоминаний Е.О.Патона о работе института электросварки в годы войны.

  • о новых технологиях сварки брони корпусов танков;

  • о новых разработках в области производства авиационных бомб и боеприпасов, артиллерийского и стрелкового вооружения, в авиации.

  • о разработке в области сварки в судостроении;

  • о применении сварки в строительстве.

  • о применении сварки в энергетике

III часть познавательной конференции: «Путешествие по истории сварочного дела» проводится в форме викторины

3) Заключение

4) Рефлексия

Эпиграфы: (на доске)

«Уважение к минувшему – вот черта,

отличающая образованность от дикости»

(А.С.Пушкин)

Народ, который забывает свое прошлое,

не имеет ни настоящего, ни будущего.

Наша конференция посвящена людям, чьи имена связаны со сваркой.

     В тяжёлые военные годы вся страна «работала» на победу. Не остались в стороне и заводы, на которых простые сварщики претворяли в жизнь новые достижения в области сварки.

 1 Ведущий: - Война…как страшно это слово. Оно несет горе, страдания, смерть.

2 Ведущий: - Прошло уже больше полувека с той страшной даты, но время не властно предать забвению великие военные годы. Есть память, которой не будет конца. Об этом надо помнить, чтобы все не повторилось вновь.

1-й чтец: Много, еще очень много войн на Земле. И от одной мысли становится горько и страшно: « Неужели ничему не научила нас история?

(На фоне музыки «Время вперед» звучит стихотворение Э. Асадова «История под огнем»)

3-й чтец: -Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути.

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой победы пройти.

4-й чтец: -И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же полными слез.

1 Ведущий: -Тысячи наших земляков сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Более 140 воинам костромичам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Их подвиги не забыты.

Геннадий Гузанов родился 8 ноября 1921 года в деревне Стрельниково (ныне — Костромской район Костромской области) вкрестьянской семье. Окончил семь классов школы, после чего работал слесарем на льнокомбинате имени В. И. Ленина[1]. В марте1941 года Гузанов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С июня того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. В ночь с 17 на 18 апреля Гузанов получил приказ собрать паром для переправки на западный берег Одера в районе Ной-Глитцена двух артиллерийских расчётов. Он два раза собирал паром, но вражеским огнём оба раза его разбивало. Несмотря на риск для своей жизни, Гузанов в третий раз собрал паром и началу переправу. В первый рейс он переправил одно орудие с расчётом и боеприпасами. Во второй раз паром был повреждён вражеским огнём, и тогда Гузанов бросился в воду и закрыл пробоину, что позволило доставить и второе орудие с расчётом и боеприпасами на западный берег.

Несмотря на повреждения парома, Гузанов совершил ещё один рейс, переправив сразу три 76-миллиметровых орудия с расчётами. Действия Гузанова способствовали успешному захвату плацдарма на западном берегу Одера.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» сержант Геннадий Гузанов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны работал сварщиком на судомеханическом заводе, рабочим-сварщиком треста «Стальконструкция», до  рабочим специального монтажного управления «Центротехмонтаж» в Костроме. Участник военного парада в Москве 9 мая 2000 года.

Почётный гражданин Костромы (1987). Также награждён орденом Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, рядом медалей.

3 Ведущий:



Юрий Смирнов родился в г.Макарьеве. В ремесленном училище преобрел специальность электросварщика и уехал работать на автозавод в г.Горький (Нижний Новгород).

И вот война. Участвуя в ночном рейде 24.06.1944 года он был ранен и попал в плен, под пытками, он ничего не сказал врагу.

Тогда взбешенные фашисты подвергли юношу средневековой пытке-распятию на кресте. Его распятого, обнаженного прибили гвоздями к доскам блиндаж. Труп был черный, видимо от ударов. На груди виднелись глубокие разрезы и ножевые раны. Лицо обезображено ударами холодного оружия. Ему было 19 лет.

Посмертно Юрию Василивичу присвояли звание Героя Советского Союза.

Юноша: - Фашисты кинулись на человека –

Чудовищное горе, горе века, -

Тяжелый крест сбивают из досок,

Сшибают Юрия ударом резким,

И держат руки, и не сдвинуть ног…

Бьет аккуратно по гвоздям немецким

Сработанный в Берлине молоток.

И подняли бойца на крестовине.

5-й чтец: - Враг был жесток. Он не щадил ни стариков, ни женщин, ни детей.

3-й чтец: -Но те, что погибли, и те, что пришли,

Хотели, надеялись и мечтали,

Чтоб мы, их наследники, в светлой дали

Большое и звонкое счастье земли

Надежно и прочно потом держали.

4 Ведущий: - Пусть во всех наших делах стократно повторятся подвиги героев. Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.

5 Ведущий: - Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы.

Выступление ветерана Великой Отечественной войны или труженика тыла-сварщика.

6 Ведущий: О задачах сварщиков в военное время

      http://welding-museum.org/rus/images/v3text1.jpg

http://welding-museum.org/rus/images/v3text2.jpg

В годы Второй мировой войны необходимость в ускорении производства вооружения при одновременном сокращении специалистов, занятых на этом производстве, стала сильным толчком для расширения применения и совершенствования сварочных процессов. Основной упор делался на поиск резервов, повышение производительности технологий, разработанных в 1940-х годов. Война потребовала от ученых, конструкторов, инженеров, рабочих решать. сложные проблемы в кратчайшие сроки. Советским специалистам пришлось работать в особо тяжелых условиях, несравнимых с условиями работы в других воюющих странах.

Конструкторская группа ИЭС подготовила 20 проектов специализированных установок для автоматической сварки различных типов швов на танках и 8 - для сварки авиабомб и боеприпасов. Советская промышленность выпустила более танков, чем все остальные страны вместе. В период 1941-1945 гг большой вклад в освоение выпуска военной продукции внесли сотрудники лабораторий сварки многих заводов СССР.

1 ведущий: Из воспоминаний Е.О.Патона о работе института электросварки с годы войны.



         Представляют большой интерес мемуары  Е.О.Патона, посвященные работе института электросварки в годы Великой Отечественной Войны. Когда институт был эвакуирован в Нижний Тагил, ставший так называемым танкоградом, возникли серьезные проблемы в подборе новых сырьевых источников - взамен потерянных на Украине. Они были жизненно необходимы для выпуска сварочных материалов, флюсов, которые еще в 1939-1940 годах обеспечили создание скоростной автоматической сварки под слоем флюса. И вот, по дороге на работу, пересекая железнодорожное полотно, молодой сотрудник института Александр Иустинович Коренной обнаружил между рельсами какой-то стеклообразный порошок. Его небольшие количества немедленно были собраны и во время обеденного перерыва незаметно опробованы в качестве флюса при автоматической сварке брони. От сварки штучным электродом  (который имеет покрытие и ограниченную длину) процесс сварки под флюсом отличается тем, что он производится  “голой” электродной проволокой сплошного сечения, но в зону дуги извне подается флюс, как бы заменяющий собой электродное покрытие. Поскольку подача проволоки и флюса может производиться непрерывно и – при повышенной мощности сварочной дуги - на больших скоростях, представляется возможным существенно повысить производительность процесса, который легко осуществлять в автоматическом режиме. Первый же шов у А.И. Коренного оказался настолько удачным, что находчивый сотрудник показал его своим коллегам, и вскоре был найден выход из тупика, так как искомое сырье находилось рядом, в горах, причем в больших количествах.  Проблемы, связанные с ограничением примесей в получаемом сварочном флюсе, были быстро решены на базе усилий Т. М. Слуцкой и С.А. Островской, которые в своих работах, подкрепленных научными изысканиями И.И. Фрумина, показали, как добиться того, чтобы в танковых швах отсутствовали трещины.
        Однажды молодая, хрупкая С.А. Островская принимала участие в сварке корпусов танков допоздна, и внезапно автоматическая сварочная головка вышла из строя. Видя, что помощь в ремонте может быть получена лишь утром следующего дня, Софья Аркадьевна разбила окно сварочной лаборатории, закрытой на ночь, и извлекла оттуда  аналогичную лабораторную головку, что позволило не останавливать выпуск танковых корпусов ни на один час. Эти корпуса усилиями сотрудников института и, конечно, конструкторов бронетехники доводились до совершенства, что позволяло применять высокопроизводительные  технологии сборки и сварки танков. Швы, соединяющие толстые броневые плиты, выполнялись, как многослойные, но также на повышенных скоростях.                                                                             
        Количество сложных автоматических установок, у которых скорость подачи проволоки  в шов зависела от напряжения сварочной дуги, было недостаточным, поэтому открытие в 1942 году Владимиром Ивановичем Дятловым так называемого эффекта саморегулирования дуги - при постоянной скорости подачи проволоки - сыграло революционную роль в создании простых и надежных установок для скоростной автоматической сварки. Большая часть из них была создана под руководством Платона Ивановича Севбо, и довольно быстро таких установок на военных заводах появились многие десятки. Широко известный сварочный трактор* ТС-17, отличавшийся простотой, надежностью и повышенной маневренностью при выполнении соединений методом автоматической  сварки под слоем флюса, был создан позднее блестящим конструктором Владимиром Евгеньевичем Патоном многие годы успешно руководившим очень сильным конструкторским отделом. Одновременно он длительное время был и заместителем начальника созданного в последствие опытно-конструкторско-технологического бюро (ОКТБ) института по конструированию.       
          Но в начальное время войны сварочной техники, как и ее конструкторов, почти не было, а опытных сварщиков, работавших по 10-12 часов в сутки, катастрофически не хватало. Е.О. Патон вспоминал, что, тем не менее, уже до конца 1941 года были смонтированы и пущены в эксплуатацию девять автоматических установок для сварки отдельных узлов танков, разработан технологический процесс, смонтированы и пущены установки для скоростной сварки авиабомб, подготовлены сварщики, работающие на автоматах, и мастера-наладчики. В январе 1942 года на двух автоматических установках началась сварка бортов корпуса Т-34. Корпус этого танка требовал большого объема сварочных работ. Днище и подкрылок приваривались к борту двумя мощными швами длиной более 5 метров. На эту работу квалифицированный сварщик затрачивал около 20 часов. Сварочный же автомат, управляемый учеником-подростком, мог выполнить эту работу за 2 часа. Многие такие подростки были собраны в называемый между сотрудниками “механизированный детский сад”, который возглавили два лаборанта: М.Н. Сидоренко – старший токарь и Л.М. Богачек – старший слесарь. Они учились сами и учили ребят. Заслуженные станки-ветераны, управляемые подростками, вскоре начали давать продукцию - аппараты для сварки танков. 
        Принцип учиться самому и учить других применялся повсеместно. Приступив к работе в институте в качестве электрика, Борис Евгеньевич Патон учился поначалу практической сварке у С.А. Островской, в то время как  многие из названных выше сотрудников работали инструкторами на уральских заводах, а при необходимости просто сварщиками. Евгений Оскарович Патон писал также, что у большинства сотрудников института, многие часы работавших со сварочной дугой, сильно болели глаза, часто казалось, что они засыпаны песком, и им приходилось спасаться примочками из крепкой настойки чая. Хотя после упомянутых тяжелых лет прошли многие годы, мне лично запомнилось, как, посещая гостеприимную семью Богачек, нельзя было не заметить, что глаза Леонида Моисеевича нередко слезятся или воспалены.
            

2 ведущий: о новых технологиях сварки брони корпусов танков.

В итоге специалисты Института электросварки впервые в мире решили сложнейшие научные и технические задачи, связанные с автоматической сваркой брони, разработали совершенную технологию и необходимое оборудование, которые обеспечили массовый выпуск тяжелых танков КВ,

средних Т-34

и легких Т-60,

Т-70. Это способствовало тому, что лишь одних танков Т-34 было изготовлено не менее 100 тысяч, что намного превосходило количество танков, выпущенных фашистской Германией и ее сателлитами. Автоматы скоростной сварки позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка Т-34 в восемь раз, не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших  физических усилий. Поэтому автосварщиками могли работать  подростки в возрасте 15-16 лет, вчерашние фабрично-заводские ученики, а также женщины-разнорабочие. Нередко они трудились в неотапливаемых помещениях, голодные, холодные, лишенные многих радостей материнства и детства.

Во многом исход войны определяла военная техника, и спрос на сварку резко вырос. Инженеры начали вести работу по двум основным направлениям: первое - совершенствование методов сварки, с целью увеличения объемов производства и второе - разработка новых способов сварки.

На первом месте среди видов вооружения были, конечно же, танки.

сварка трудносвариваемых металлов при производстве танков

Они представляют довольно сложную, с инженерной точки зрения конструкцию. Для изготовления корпуса использовалась катаная броневая плита от 4,5 до 12 см толщиной. Перед инженерами стаяла задача соединить вместе трудно свариваемый материал в различных пространственных положениях. Катастрофически нехватало специалистов в области сварки, а война требовала все больше и больше вооружения. Выход был только один – добиться автоматизации производства.

Выдающейся академик Евгений Оскарович Патон разработал метод автоматической сварки под флюсом. Ему удалось правильно выбрать сварочные материалы и разработать состав флюса. Было создано оборудование и описан процесс сварки. Благодаря этому, в разы увеличились темпы производства. Для сравнения, если взять процесс приварки подкрылка к борту двумя швами по 5 метров, то сварщику высшего разряда нужно более 20 часов, в то время как даже неопытный сварщик пройдя короткие подготовительные курсы сможет справиться с этой задачей всего за два часа. Или сектор погона: в автоматическом режиме процесс занимает около 50 минут, а в ручном более 5 часов.

За годы войны Уральским танковым заводом было выпущено 35 тысяч танков. В связи с этим знаменательным событием 25 мая 1945 года газета «Правда» писала: « … Коллектив Уральского танкового завода вписал одну из славных страниц в историю Великой Отечественной войны. Этот коллектив перенес неимоверные лишения и трудности, но сделал для Родины все, что мог».

Ежесуточно на фронт уходил эшелон грозных боевых машин. Такой высокой производительности в те годы не достигал ни один танковый конвейер мира. Огромных усилий потребовалось от танкостроителей, чтобы достичь таких поразительных результатов. Многим из них это стоило здоровья, а некоторым и жизни.

Тремя орденами отмечен трудовой подвиг коллектива УТЗ в годы Великой Отечественной войны. Конструкторский отдел – автор знаменитой «тридцатьчетверки» - в 1944 году был удостоен ордена Ленина, а ведущие конструкторы – Государственной премией СССР.

Впервые в мире на Уральском танковом заводе в 1942 году была внедрена автоматическая сварка для сваривания танковой брони. Здесь с 1941 по 1945 гг. работал Киевский институт электросварки под руководством академика В. О. Патона. Внедрение автосварки позволило в пять раз повысить производительность труда, а также значительно увеличить прочность сварочного шва.

           За годы войны общая длина так называемого патоновского шва, который оказался более прочным, чем сама броня, составила 6000 км, а суммарная  длина швов на всех сваренных танках измерялась многими десятками тысяч километров. Немцы так и не освоили у себя автоматическую сварку бронетехники, а  aмериканцам удалось применить сходную с советской технологию при изготовлении своих танков лишь в 1944 году.

      И не зря символом освобождения многих городов являются стоящие в них на пьедесталах танки

3 ведущий: О новых разработках в области производства авиационных бомб и боеприпасов, артиллерийского и стрелкового вооружения, в авиации.

В научно-исследовательского институте ЦНИИТМАШ разработали флюс ОСЦ-45, который применялся при сварке боеприпасов. В том же институте изготовили установку контактной сварки рельсов в условиях работы с подвижной платформы. С ее помощью было сварено более 30 тысяч стыков за 1942г. Разработанный пистолет-пулемет Г.С. Шпагина изготовлен с применением штампосварных деталей.

В авиации сварочные процессы также нашли применение: сварка алюминиевых баков и подмоторных рам. 

Кроме танков Т-34, на Уральском танковом заводе выпускали: авиабомбы трех типов: ФАБ, ЗАБ, ХАБ; артиллерийские передки, детали для реактивных самоходных установок («Катюш»),



бронекорпуса для самолетов ИЛ-2.

На территори Уралвагонзавода работали два авиационных завода, использовавших бронекорпуса для выпуска знаменитых штурмовиков.

         В целом в СССР с помощью сварки были также произведены большие количества штурмовиков Ил-2, истребителей Як-7,

Ла-5,

бомбардировщиков Пе-2,
aртиллерийских орудий, также как и корпусов мин, торпед, гильз снарядов.    Одновременно множество металлических мостов, трубопроводов, вагонов, других транспортных средств и сварных конструкций были отремонтированы или заново сооружены. Это иллюстрирует бесспорный подвиг советских сварщиков, но кроме института электросварки следовало бы упомянуть такие организации, как институты электросварочного оборудования, автогенного оборудования, машиностроения, авиационной техники, судостроения, “Прометей”, как и сварщиков многих оборонных и других предприятий.  Естественно, что  заслуги тех, кто сваривал разнообразную боевую технику и, конечно, танки, отмечены многочисленными наградами и премиями. 

В годы войны сварочные процессы продолжали совершенствоваться и широко применяться при изготовлении авиационной техники, стрелкового и артиллерийского оружия (МВТУ им. Н.Э.Баумана, Научно-исследовательский институт авиационных технологий и др.).. Большой вклад в выпуск военной продукции внесли сотрудники лабораторий сварки многих заводов. Так, на Горьковском автомобильном заводе было налажено изготовление сварных артиллерийских установок, снарядов для ракетных установок и др.

С 1939 по 1943 объем производства вооружений в СИ НА с применением сварки вырос в 7 раз. В 1944 г. (на два года позже патоновцев) здесь перешли на дуговая автоматическая сварка под флюсом танковых корпусов.

Ручная дуговая сварка электродами применялось для изготовления узлов вертолетов и самолетов.

4 ведущий: о разработке в области сварки в судостроении;

Государственный комитет Обороны СССР дал задание сварщикам Ленинграда на строительство барж. В итоге было произведено 14 барж с общим водоизмещением в 12 000 тонн.

Война требовала развития подводных методов сварки и резки металла. Так в декабре 1942 года был сформирован поезд для подводной резки. Он состоял из электростанции, водолазных станций, сварочных агрегатов, подъёмных и плавательных средств. Сварка стала применяться во всех областях военной промышленности. Были спроектированы цельносварные доменные печи, сварные башни высотой более 180 метров, и другие сложные конструкции.

За первые годы войны в Америке объём сварочного производства увеличился более, чем в три раза за счёт сварки ММА и сварки под флюсом. Так как США находилась на большом расстоянии от боевых действий, то огромное внимание уделялось развитию флота. К 1946 годы американское командование планировало увеличить тоннаж флота более чем в 2,5 раза.

Благодаря электродуговой сварки при строительстве судов было сэкономлено 500 000 тонн стали, цикл производства сократился до 50 дней.

Известно даже, что в Калифорнии на верфи Ричмонд Ярд собрали корпус корабля всего за четыре дня.

Можно сделать вывод, что разработка и внедрение сварочных технологий кардинальным образом повлияло на военный потенциал стран во Вторую Мировую войну.

 Справедливо также  указать на сварочные работы под водой, выполненные под началом академика К.К. Хренова, которые позволили ускорить утилизацию множества потопленных кораблей, восстановление разрушенных и поврежденных мостов, подводных трубопроводов  и т.п.

Корабль типа Либерти.


                                                                                                                                                    
        Толщины металла стенок у этого корабля во многих случаях были соизмеримы с таковыми у названных ранее танков, а потому для их сварки применялись тоже многослойные швы. И хотя здесь использовалась не такая при сварке капризная, как броня, судостроительная сталь, объем выполняемых работ на одном  корабле не может не впечатлить -  примерно 183 километра!  Теоретически скорость сварки достигала 450 метров в час, или 75 метров в минуту, а практически в течение 17 суток, за 3 смены над одним Либерти должны были работать, до двух сотен одних только  сварщиков. Около половины из них были женщины.

          И вот,  27 декабря 1941 года  “Патрик Хенри” – первый из кораблей серии Либерти - был спущен на воду. Эти довольно крупные суда (масса перевозимого  груза  составляла примерно 11.000 тонн)

        Масштаб Либерти-проекта действительно впечатляет:  в целом на 18 судоверфях, большей частью новых, содержащих 210 стапелей, к середине 1943 года были задействованы трудовые ресурсы, превосходящие 650.000 человек (всего же в судостроительной промышленности США были заняты свыше 800.000 рабочих). Среди cрочно привлекаемых новых рабочих были бывшие домашние хозяйки, фермеры, священники, тысячи неквалифицированных людей, которые никогда не бывали на судоверфях или обладали многими другими, совершенно иного профиля профессиями. Их обучение во многих случаях осуществлялось Торговой школой Хобарта, которая организовала специальные классы для женщин и студентов, призванных к  обучению сварочному оборонному производству - как на военную службу. 
        Известно, что в 1939-1945 годах страны антифашистской коалиции потеряли 5.151 торговых судов общим водоизмещением в 21.571.000  тонн.  Легко подсчитать, что только вновь построенные корабли Либерти имели существенно большее водоизмещение. Недооценивая мощности судовых верфей CША и Великобритании, командующий немецким подводным флотом  адмирал Дениц допустил в мае 1942 года грубую ошибку, полагая, что, поскольку якобы Германия в  состоянии топить ежемесячно суда противника с общим водоизмещением в  700.000 тонн, это сможет свести на нет ввод новых транспортных судов коалиции. Свежие американские индустриальные мощности, особенно с использованием прогрессивных методов сварки, а также сопровождение гражданских судов военными эскортами полностью перечеркнули это предположение.             Один корабль типа Либерти стоил свыше 2 миллионов долларов, танк Т-34 – порядка 135-270 тысяч долларов. Однако трудно переоценить их цену и роль в победе, как и вклад сварки в это чрезвычайно важное для существования человечества событие!  Как бы там ни было, во время Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции выполнили не менее миллиона километров сварных соединений, а это означает, что важная роль сварки в достижении победы бесспорна, а эта победа позволяет нам надеяться на достойную жизнь на нашей общей, к сожалению, постоянно мятущейся планете

Общая награда сварщиков, как и представителей других рабочих профессий стран-союзников в минувшей кровопролитной войне, – это ПОБЕДА!

.С первых дней войны сварщики Ленинграда переключились на выпуск военной продукции и сделали все возможное для обороны города. Так, на судостроительном Балтийском заводе изготовили переправы танков через Неву, продолжали здание эсминцев, тральщиков. Только за второе полугодие 1941 были достроены 84 корабли. В период блокады в Ленинграде и Кронштадте было отремонтировано около 850 кораблей. В СССР было построено сварной трубопровод через озеро Ладога, демонтированы и восстановлены мосты и причалы с использованием дуговой подводной сварки (К.К.Хренов), http://af.msiu.ru/15/images/xrenov.jpg

построены мостовые переходы и т.п.\ Объемы строительства военных кораблей в США с использованием сварки намного превзошли запланированные. За 4 года (1941-1944 гг) было построено 1162 боевых судна общим водоизмещением 3570 тыс. т. В США, стране значительно удаленной от фронтов, большое внимание уделялось строительству морского транспорта. Для серийного производства сухогрузов и танкеров к концу 1940 г. были специально построены новые верфи и перестроены старые. Только за 1942 г. благодаря замене заклепочных конструкций на сварные было сэкономлено 500 тыс. т стали. Цикл строительства сократился до 50 дней. Еще с 1930-х годов в Германии с помощью сварки началось строительство крейсеров и подводных лодок. Как и для изготовления танков, применяли преимущественно ручная сварка.

5 ведущий: О применении сварки в строительстве.

Во время Второй мировой войны значительное количество металлоконструкций на территории, где проходили военные действия, были разрушены. Сварка, ставшее ведущей технологией в изготовлении оружия, начали применять для восстановления промышленности пострадавших от войны стран Европы и Азии. Ручная дуговая и газовая сварка широко применяли при восстановлении мостов, резервуаров, трубопроводов, различного машинного оборудования. Война открыла широкую дорогу сварке в строительство ответственных сооружений.

Еще в годы войны в ИЭС начались научные исследования по повышению производительности и механизации сварочных работ на монтаже, расширение применения автоматической сварки в различных отраслях гражданского производства.

http://welding-museum.org/rus/images/v3text3.jpgРаботы, выполненные ИЭС в первые послевоенные годы, позволили ускорить восстановление разрушенной промышленности страны. В частности, были найдены принципиально новые технологические решения в производстве труб большого диаметра и строительстве трубопроводов, в судостроении и других отраслях, впервые в мире была решена проблема автоматической сварки под флюсом швов, расположенных на вертикальной плоскости, что позволило свести к минимуму применение ручной сварки на монтаже домен, мостов и других конструкций. Быстрому восстановлению и развитию топливно-энергетического комплекса способствовали созданные в ИЭС новые методы строительства резервуаров; комплексные сборочно-сварочные автоматы для изготовления шахтных вагонеток, стояков, ламп и др.. Технология сборочно-сварочных работ на монтаже воплощена в большом в то время цельносварной мосту им. Е.О.Патона через Днепр в Киеве.



6 ведущий: О применении сварки в энергетике

Вторая Мировая Война дала перспективы применения сварки в области энергетики.

До войны, котельный агрегат на тепловых электростанциях изготавливался с помощью кузнечно-штамповочного оборудования, так как на сварку был наложен запрет с целью не допустить взрыв котла. Во время войны, когда наши войска отступали, электростанции выводились из строя путем взрыва сферической части барабана. После освобождения оккупированных областей было принято решение отремонтировать барабаны с применениям сварки. Из одного барабана делались заплатки и вваривались в три оставшихся. Отремонтированные котлы выдерживали давление превышающее рабочее в два раза и электростанции удалось запустить в кратчайшие сроки.


\

Ведущий 1

III часть познавательной конференции: «Путешествие по истории сварочного дела» проводится в форме викторины
  1   2   3