Главная страница

Методические рекомендации по работе с неуспевающими учащимися (в помощь зам. Директорам школы по увр, методистам, учителям)


Скачать 62.27 Kb.
Название Методические рекомендации по работе с неуспевающими учащимися (в помощь зам. Директорам школы по увр, методистам, учителям)
Дата 24.02.2016
Размер 62.27 Kb.
Тип Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ (В ПОМОЩЬ ЗАМ. ДИРЕКТОРАМ ШКОЛЫ ПО УВР, МЕТОДИСТАМ, УЧИТЕЛЯМ).

Какие бы не были реформы школьного образования, ученик остается основной персоной образовательного процесса со своими особенностями психики, характера, способностей, познавательного интереса. Одним из самых сложных видов работы с учащимися в массовой образовательной школе является индивидуальная работа на уроке. Особого внимания требуют ученики, которые получают неудовлетворительные отметки, привыкают к этому и теряют интерес к обучению. Предлагаю изучить нижеприведенные методические рекомендации, которые при систематическом грамотном использовании дают хороший результат обучения.

  1. Изучение типов неуспевающих школьников.

Цель: выяснить, к какому из известных типов неуспевающих школьников относится тот или иной ученик, постоянно отстающий в учебе.

Неуспеваемость представляет собой явление, обусловленное рядом причин. Это причины далеко не всегда сводятся к каким-либо недостаткам в умственном развитии школьника. Как правило, неуспеваемость является результатом определенных, сформированных в предшествующем воспитании особенностей личности ребенка, накопления пробелов в знаниях или иных причин уже не психологического порядка.

    1. Порядок проведения.

Для выполнения задания необходимо иметь в виду, что психология выделяет следующие типы неуспевающих школьников в зависимости от причин, порождающих неуспеваемость.

Первый тип. Причина неуспеваемости заключается в низком уровне развития мыслительных процессов, отсутствии познавательных интересов, но вместе с тем в положительном отношении к необходимости учиться.

Для того чтобы справиться с трудностями учебной деятельности, эти учащиеся выбирают разные пути и по характеру этих путей могут быть разделены на две подгруппы:

- учащиеся занимаются иной, чаще всего практической деятельностью, с ней связывают будущую профессию, сохраняют ровные взаимоотношения с товарищами и учителями, не имеют завышенной самооценки своих возможностей. Все перечисленные особенности можно выявить с помощью описанных диагностических методик;

- трудности в учебе учащиеся стараются преодолеть недопустимыми приемами: списыванием, подделыванием отметок, использованием подсказок. Самооценка этих школьников или завышена, или занижена (неадекватна), что меняет форму их взаимоотношений с товарищами и учителями. Эти особенности школьников также могут быть обнаружены с помощью наблюдения и использования диагностических методов.

Второй тип. Эти учащиеся характеризуются высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению.

Эти дети приходят в школу хорошо подготовленными, но с привычкой заниматься только тем, что доставляет удовольствие. Более широких мотивов деятельности у них нет. Самооценка обычно неустойчива, работы выполняются небрежно, необходимые навыки не формируются.

Средства самоутверждения, выбираемые этими детьми: грубость, протест, увлечение посторонними занятиями.

    1. Анализ результатов.

В зависимости от того, какие именно занятия эти школьники выбирают, можно выделить две группы:

- выбираемые неуспевающим школьником занятия приятны для него субъективно, но вполне допустимы и полезны объективно. Например, чтение, рисование, игра в шахматы и другие виды деятельности;

- школьники самоутверждаются за счет недопустимых занятий – безделья, участия в сомнительных компаниях подростков и взрослых и т.п. Необходимые знания об этих школьниках можно получить также из наблюдения, используя диагностические методики.

2. Изучение причин неуспеваемости.

Цель: изучить возможные причины неуспеваемости школьника. Общее отставание школьника в учении может иметь различные причины. Для более глубокого изучения неуспеваемости их можно сгруппировать следующим образом:

  1. Педагогические:

- низкая интенсивность учебной деятельности;

- низкая эффективность учебной деятельности;

- пропуски занятий;

- отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя;

- недостаток заботы и любви родителей.

  1. Психологические:

- несформированность мотивов учебной деятельности;

- недисциплинированность (эти два фактора связаны между собой);

- нарушение в эмоционально-волевой сфере;

- большие пробелы в знаниях;

- большие пробелы в учебных умениях и навыках;

- низкий уровень познавательных способностей.

  1. Нейрофизиологические:

- общая ослабленность организма;

- слабый тип высшей нервной деятельности;

- нарушения зрения, слуха, артикуляции;

- микро поражения коры головного мозга.

Порядок проведения.

  1. Необходимо попытаться наметить возможные причины отставания в учении того или иного школьника. Для выявления этих причин используются эксперименты. Беседы с учителями и родителями школьника, а также наблюдение за поведением и деятельностью школьника.

  2. Необходимо наметить в связи с изученными причинами педагогические пути улучшения успеваемости школьника.

  3. Необходимо определить, какие факторы оказались связанными между собой.

Схема анализа причин неуспеваемости учащегося (пример).

  1. Ученик __________________ _______ класса ___________ школа.

  2. Состояние здоровья _____________ (слабое, удовлетворительное, хорошее).

  3. Успеваемость в начальной школе и последующих классах, повторные годы обучения.

  4. Предметы, по которым возникла неуспеваемость, ее причины, по мнению ученика. Знание им критериев оценивания.

  5. Понимание изучаемого материала на уроках (умение концентрировать внимание, оперативное (быстрое) запоминание, умение повторить изложенное, умение самостоятельно выполнять задание на уроках).

  6. Уровень развития учебных умений (чтение, письмо, счет, речь, понимание прочитанного; умение преобразовывать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации); владение приемами развития памяти; уровень ответов без конспектов; владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязей, планирование деятельности); владение методами выполнения практических заданий).

  7. Посещение дополнительных занятий (дополнительные занятия по предметам, виды учебных заданий на дополнительных занятиях, самостоятельные дополнительных занятия).

  8. Выполнение домашних заданий (последовательность выполнения домашних заданий; виды учебных заданий, которые вызывают затруднения; виды помощи при выполнении трудовых заданий).

  9. Дополнительные занятия в каникулярное время (предметы, виды заданий).

3. Памятка для учителей по работе со слабоуспевающими детьми (индивидуальная работа).

1. Выяснить индивидуально-психологические особенности ученика (помощь психолога, классного руководителя).

2. Затем, учитывая особенности нервной системы, придерживаться следующих правил:

а). Не задавать неожиданных вопросов, готовить ребенка перед ответом. Дать время на подготовку и обдумывание.

б). Практиковать ответы в письменной форме.

в). Не требовать немедленного включения в работу.

г). Не следует спрашивать таких детей в начале урока.

д). Не заставлять сразу отвечать новый материал. Оставить вопрос на следующий день.

е). Ввести определенную тактику поощрений (не только оценка, но и слово учителя). Все неудачи таких детей оценивать очень осторожно.

ж). Обязательно давать дополнительное время для проверки и исправления.

з). Не требовать быстрого изменения неудачной формулировки и помнить, что такие дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий.

и). При работе с большим и сложным материалом помощь ребенку разбить его на куски и работать с каждой частью по мере усвоения предыдущей.



  1. Рекомендации родителям.

1. При работе дома. У ребенка должна быть возможность работать в том ритме, в каком работает его мозг.

Как только ребенок начинает отвлекаться. Перебирать карандаши. Менять ручки, снимать-одевать тапки, «мечтательно» смотреть в пространство и т.п., надо сразу прекратить занятие, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам.

2. Родителям или кому-нибудь из взрослых желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятием (сам он этого может и не делать).

3. Сохраняйте спокойствие, при выполнении домашнего задания. Не раздражайтесь и не нервируйте ребенка. Не ругайте его за то, что он постоянно отвлекается.

4. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком.

5. Дайте ребенку отдохнуть, прежде чем он начнет переписывать задание на чистовик.

6. Выполняйте домашнее задание в первой половине дня. Ребенок не может сохранять работоспособность до позднего вечера. Так как утомление имеет свойство накапливаться, несмотря на то, что ребенок отвлекается от выполнения заданий и отдыхает. Накапливающееся утомление мешает ребенку запоминать и понимать полученную информацию.

7. Длинное стихотворение учите небольшими отрывками, не все сразу. Затем повторите его.

8. Сделайте небольшой перерыв после повторения заученного стихотворения или правила.

9. вечером прочитайте ребенку то, что ему надо запомнить. Но не требуйте от него, чтобы он это повторил. Дополнительное прослушивание информации поможет ее запомнить и не приведет к переутомлению. А еще одно повторение по памяти может привести к перенапряжению ребенка и утром он ничего не сможет вспомнить.

10. Делайте перерывы в занятиях. Самое вредное для здоровья ребенка держать его за столом до тех пор, пока все уроки не будут сделаны. Такая тактика не приносит положительных результатов в учебе.

11. Дате ребенку четкую короткую инструкцию для выполнения каждой части домашнего задания. Всегда придерживаетесь этой инструкции и не изменяйте ее.