Главная страница

Дидактические игры и развитие речи


Скачать 175.93 Kb.
Название Дидактические игры и развитие речи
Дата 13.03.2016
Размер 175.93 Kb.
Тип Документы

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. Значительную роль играют дидактические игры и в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию,- главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить во­просы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развива­ется способность аргументировать свои утверждения, доводы. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения» .[1,128]

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной аналогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественном слову, подготовка к обучению грамоте. [1, 133]


Программа воспитания в детском саду ставит задачи: расширять представления детей об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять характерные при­знаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам, объединять предметы по группе признаков, развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями. Совершенствовать звуковую культуру речи детей: добиваться чистого произношения слов и звуков, правильной постановки ударений, отвечать краткими и развернутыми предложениями. Обучать простым формам монологической речи.

Фундамент развития речи закладывается в первые годы жизни ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи.

Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительно­сти. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены со­ответствующим словом.

Окружающая ребенка действительность – предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.

Знакомя детей с окружающим, организуя и направляя познавательную деятель­ность детей, воспитатель помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир.

Знакомство с окружающим – одно из средств формирования у детей устной речи. Развитая речь дает ребенку возможность лучше овладеть знаниями, формирует ум. волю, чувства.

Е И. Тихеева рассматривает развитие речи детей в тесной связи с их деятельностью. Она пишет: «С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, и запечатлеваются в мозгу. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол», [цит. по1, 136]

Известно, что знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по назначению и похожие внешне: чашка – стакан – кружка; платье – сарафан; портфель – ранец и т. п. Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их, определять назначения помогают дидактические игра

А как трудно научить ребенка описывать предмет, учитывая всю совокупность признаков как сложно ему осваивать последовательность описания, избегать повторов. Именно эти трудности и помогают преодолеть дидактические игры типа: «У кого какой предмет?», направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы и т.п.), способствующая активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов.

В игре «Ателье» дети, опираясь на опыт, полученный в игре «У кого какой предмет?», упражняются в умении интересно и подробно описывать предметы одежды, характеризуя ткань (шелковая, шерстяная, фланель, ситец) с точки зрения фактуры ( толстая, прозрачная, шероховатая), расцветки (клетчатая, в полоску, в рубчик, цветами, однотонная).

Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Уже в дидактической игре

«У кого какой предмет?» дети обучаются способам сравнения двух объектов, а в игре «Ателье» упражняются в классификации одежды. Умения группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игро­вых упражнений «Каждую птицу на свое место» и «Отвечай быстро». Параллельно закрепляется труднейший программный материал: по ознакомлению с образом жизни, особенностями животных и птиц; дошкольники учатся осознанно использовать обобщающие слова типа: звери, насекомые; дикие, домашние, морские животные, хищные, водоплавающие, болотные птицы.

Умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в логической четкости, доказательности речи. Так, одна из целей упражнения «Каждую птицу на свое место» - обучение детей использованию сложноподчиненных предложений

Для будущих школьников очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картины и т. п. Для раз­вития такого умения хороша игра «Угадай по описанию», вооружающая детей спо­собами распознающего наблюдения. Вниманию ребенка предлагаются пять изо­бражений, например пять снеговиков (пять бабочек, пять петрушек, пять матрешек и т. п.). Каждый снеговик имеет одинаковые и разные признаки с остальными четырьмя. Педагог дает описание по одной из картинок, а дети должны отгадать, о котором из снеговиков он рассказывает.

Перед рисованием и аппликацией «Цветных страничек» целесообразно провести игру «Цветное лото» и упражнение «Оденем кукол». Дети с большим интересом и разнообразнее (в плане цветового решения) изображают жар-птицу, если перед этим их учили различать холодные и теплые цвета (игры «Составь букет» и «У кого будет больше?»).

В понятие «звуковая культура речи» входят не только правильное звукопроизношение, но и культура речепроизнесения (отчетливое произнесение звуков, слов, фраз хороший темп речи, ее громкость), а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи - необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте. Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове (игра «Определи первый звук»), затем — первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) (игровое упражнение («Найди место звука в слове» и игра «Украсим елку»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: с – ш, рл (игры«Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»). [3, 12]

В игровом упражнении «Найди пару» дети, передвигая двойную стрелку по диску, учатся подбирать слова, близкие по звучанию: миска - мишка, усы - осы, ком – сом и т.п. С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в названии облюбованного растения.

Оригинальна игра «Включи телевизор», по условиям которой ребенок составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов, предъявленных педагогом: кошка — ослик — мак — (ком) и др.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

В дидактических играх, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, задачи по развитию связной речи, активизации словаря, звукопроизношению даны на более трудном содержании; вводятся отдельные персонажи в игре, взаимоотношения между которыми довольно сложны; применяются картинки, на которых нарисованы не отдельные образы и игрушки, а уже целые сюжеты.

С ними широко применяются словесные игры, построенные на воспроизведении отдельных сюжетов, действий по памяти.

В игре «Что изменилось» ребенок не только отгадывает, какого предмета не стало, но и называет его, а также описывает по основным признакам, не видя его. Игра требует от ребенка умения запомнить качества предмета и описать их по памяти. Предметы в игре подбираются различные по цвету, по форме, по материалу. Например, шарик бочонки, кубики красного, коричневого, зеленого цветов, деревянные, железные, стеклянные.

Игра «Что изменилось» дается и с таким содержанием: дети рассказывают, какие изменения произошли в обстановке комнаты куклы. Например, кресло стояло около кровати, а его переставили к окну; фикус стоял на столе, а теперь стоит на подставке у окна и т.д..

Игры, в которых дети воспроизводят все по памяти и объясняют словом, требуют от них напряженной работы мысли и умения связно рассказать о происшедших изменениях.

Запас слов у детей старшего дошкольного возраста велик, но значение многих слов для них еще не всегда ясно. Мало пользуются дети глаголами и прилагательными, хотя потребность в этом есть. Словарной работе с детьми старшего возраста не всегда уделяется должное внимание. Обычно считают, что дети этого возраста уже знают значение слов, а это далеко не всегда так. Поэтому необходимо восполнять этот пробел широким использованием дидактических игр. В таких играх, как «Разведчики», «Что вам нужно», «Кому что», «Нужно – не нужно» у детей воспитывается умение найти нужное слово. Например, ведущий говорит: «Мальчику-школьнику подарили...» - дети по очереди называют нужные предметы: красный карандаш, перочинный нож, резинку и т. д. «Портнихе подарили» - нитки, пуговицы, наперсток и т. д.

Активизация бытового словаря осуществляется в дидактических играх «Цветная посуда» «Скажи, из чего сделано», «Что это». Содержание их разнообразно. В одной игре ведущий описывает предмет, а дети отгадывают его название: «Сделан из дерева, имеет четыре ножки и спинку» (стул); потом загадывают по очереди дети. В другой игр ведущий бросает одному из играющих мяч и называет какой-либо предмет мебели. Поймавший мяч говорит, из какого материала сделан этот предмет.

Правильное звукопроизношение для детей старшего дошкольного возраста особенно важно, так как неточности звукопроизношения могут затормозить общение с товарищами и отрицательно сказаться на учебе ребенка в дальнейшем.

В старшей группе дети обычно уже овладевают всеми звуками родного языка, произношение у большинства правильное. С детьми, имеющими недостатки в звукопроизношении, обычно ведется индивидуальная работа. [7, 49]

У отдельных детей старшего дошкольного возраста наблюдается иногда непра­вильное произношение звука ш, вместо звука р дети произносят л или совсем упускают его. У некоторых детей недостаточна звуковая культура языка: нет отчетливой дикции, умения регулировать силу своего голоса, интонацию, выразительность, умения управлять дыханием. Устранению перечисленных недостатков в речи детей способствуют дидактические игры «Оркестр», «Ку-ка-ре-ку», «Эхо» и другие, взя­тые из младшей группы.

С целью развития отчетливой дикции используются игры со скороговорками, подвижные игры с диалогами, народные шутки, построенные на вопросительной и утвердительной интонации.

Для детей старшего дошкольного возраста игровое действие игры «Чудесный мешочек» заключается в том, что ведущий выбирает на ощупь фрукт или овощ и, не называя, рассказывает о его признаках. А принимающие участие в игре дети должны отгадать, что это за предмет.

Задача — закрепление характерных признаков овощей и фруктов (цвет, плотность, форма, вкус) и правильное их название.

Игра «Вершки и корешки» направлена на уточнение знаний об овощах и хлебных злаках. Детям раздается ботва разных корнеплодов (морковь, репа, свекла, редис и другие), а в корзине лежат овощи без ботвы. Вынимая овощ из корзины, воспитатель говорит: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Дети, у которых ботва от этого овоща, показывают ее. Кто правильно отгадает, тот получает овощ к ботве. Игра может быть проведена и по картинкам. Выигрывает тот, кто не ошибается в назва­нии ботвы.

Игра «Кем что выращено» проводится в конце года в старшей группе и в любое время в подготовительной. Она направлена на уточнение знаний об овощах, фрук­тах, домашних животных и труде людей.

Воспитатель или ведущий раздает детям карточки с картинками, на которых изо­бражены разные предметы: овощи, фрукты, домашние животные и птицы, машины, используемые людьми для сельскохозяйственных работ. Играющие рассматривают картинки. Затем все картинки кладутся стопкой – вниз изображением.

Правила игры: дети поочередно открывают картинку, показывают ее играющим, называют, что изображено, и рассказывают, что и где выращено колхозниками. Правильно ответивший получает фишку или значок. При ответе учитывается правильность построения предложения. Если ответ неправильный, картинки кладутся вниз. Второй ребенок, уточняющий ответ, тоже получает фишку.

После того, как все картинки открыты, дети собирают их по назначению: Витя собирает все, что относится к труду в колхозе, Нина – что сделано на заводе, фаб­рике, Саша – все, что растет в лесу.

В дидактических играх типа «Что из чего и как сделано» дети уточняют, что можно сделать из дерева, из хлопка и других материалов. Ценность этих игр зави­сит от умелого подбора картинок и интересного игрового действия, которое вызва­ло бы интерес не только к игре, но и также больше узнать нового. В игре «Кто куда» на маленьких картинках изображены различные животные, необходимо разложить по коробкам картинки с изображением домашних животных, насекомых и диких животных, назвать их и рассказать, где и как они живут, как за ними ухаживать. Или разложить по коробкам картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, назвать их и рассказать о них все, что знаешь, или загадать загадку.

Можно загадать загадки

«Круглая да гладкая, откусишь – сладкая, засела крепко на грядке... (репка).

В зеленом домике живет много беленьких жильцов (огурец).

Голодная мычит – сытая жует. Всем ребятам пить дает (корова).

Длинный клюв и много пятен, ну, конечно, это... (дятел)».

Или закрепить в дидактической игре

«Растет, цветет и зреет» знание о растениях луга, поля и леса. [ 5, 33]

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Всесторонняя готовность ребенка к школе может быть решена при условии

осуществления воспитательно-образовательного процесса в целом. В том числе с широким использованием дидактических игр как одного из средств умственной и нравственно-волевой подготовки детей к школе.

Большинство детей этого возраста обладают необходимыми знаниями и навы­ками, имеют представление об окружающей жизни, владеют звуковой культурой, навыками звукового анализа слов. У них хорошо развит фонематический слух, они умеют отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать. Хорошо рисуют, умеют сочетать гамму различных тонов красок. Хорошо поют, легко и ритмично двигаются в плясках. Для детей подготовительной группы представляют интерес такие игры, в которых требуется не простое сличение изображений и название их, а классификация предметов по менее заметным признакам, необходимость делать умозаключение.

Дидактические игры типа «Расскажи» направлены на умственное развитие детей, воспитание у них выдержки, внимания, сосредоточенности, развитие речи и уста­новление логических связей в рассказах. Игра эта состоит из 5 комплектов карти­нок, по 5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Таких тем в игре пять:

1. Елка.

2. Красный шар.

3. Отчего заболел Миша.

4. Письмо бабушке.

5. Бобик и домик.

Первая картинка каждого рассказа отмечена красным кружочком с цифрой 1.

Задача играющего - подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждого из них, составив целый рассказ.

Перед началом игры ведущий читает какой-либо рассказ, иллюстрирует его картинками, раскладывая при этом картинки на столе в определенной последовательности. За один прием не следует показывать более одного-двух комплектов картинок.

Ведущий задает вопросы, предлагает детям ответить на них и повторить рассказ по картинкам самостоятельно. Когда дети познакомятся с содержанием всех рассказов и картинок к ним, можно приступить к игре.

Ведущий (взрослый) раздает играющим по одной картинке – первой в рассказе; остальные карточки перемешивает и складывает стопкой на столе. Затем, снимая со стопки походной карточке, ведущий показывает играющим, что на ней изображено, и спрашивает: «Кому дать эту карточку?» Каждый играющий должен посмотреть на свою первую картинку и определить, подходит ли к ней картинка, показанная ведущим. Если картинка подходит, играющий говорит: «Мне нужна эта карточка» и, получив ее, кладет перед собой рядом с первой. Получив все пять картинок, играющие должны разложить их в последовательном порядке и передать по картинкам связный рассказ.

Например: «Было холодно. На улице шел дождь. Все люди были в пальто, в ботинках и под зонтами. Только один мальчик Миша бегал по лужам босиком и раздетый. Домой он пришел такой мокрый и грязный, что бабушка испугалась. Миша простудился и заболел. Бабушка уложила его в постель и дала ему лекарство. Потом пришел доктор и стал Мишу выслушивать и лечить. Скоро Миша выздоровел. Он надел шапку, пальто, ботинки и галоши и пошел гулять».

Выигравшим считается тот, кто первым подберет картинки и составит по ним рассказ.[4, 45]

Дидактические игры с картинками на классификацию, с недостающим или лишним изображением, игровое действие в которых (найти недостающий предмет или избавиться от ненужного предмета, сбросить «штрафную» картинку) заставляют детей вспоминать, фантазировать и доставляют им много радости, развивают эмоциональные чувства.

Также в этой группе поводятся дидактические игры:

«Что вам нужно», «Кому что», «Нужно – не нужно», «Путешествие», «У кого

детки с сосновой ветки», «Цветочный магазин», «Думай дальше» и многие другие . В этих дидактических играх уточняются знания о овощах, фруктах, птицах, животных, цветах, растениях , дети упражняются в связной речи, в умении продолжать незаконченный рассказ.

Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому темпу умственной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры по звуковой культуре речи.
Старший дошкольный возраст.

«Что неверно?» Цель: Развивать внимание к речи окружающих, подбирать нужные слова с учетом содержания текста.

«Найди и назови нужное слово» Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, учить слышать в словах звук «С» и правильно выделять во фразах нужные слова.

«Каждому предмету свое место» Цель: Учить слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении пары звуков «Ц-Ч»

«Цепочка слов» Цель: Упражнять в определении первого и последнего звука в словах.

«Найди место звука в слове» Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, в середине или в конце).

«Кто в домике живет?» Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

«Кто быстрее соберет вещи?» Цель: Упражнять детей в дефференциации звуков «С-Ш».

«Магазин» Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков «Р-Jl», «С-Ш»

«Определи первый звук в слове» Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

«Цветы и пчелки» Цель: автоматизация звука «3»

«Назови картинку» Цель: Автоматизация звуков «3, Зь» в словах и предложениях.

«Куклы заблудились» Цель: Научить выделять в словах звук, произносимый с утрированной интонацией.

«Угадай какой звук играет с тобой в прятки» Цель: Научит определять на слух, какой звук слышится в тексте.

«Четвертый лишний» Цель: Научить выделять звук из слова на основе громкого проговаривания.

«Кто быстрее» Цель: Научить различать звуки «С и Ш» в словах по представлению.

«Найди сбежавший звук» Цель: Определять первый звук в словах в собственной речи.

«Собери по три» Цель: Закрепление умения находить место заданного звука в слове по представлению.
Подготовительная группа.

«Какой звук есть во всех словах» Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков, в правильном назывании твердых и мягких согласных.

«Назови первый звук в слове» Цель: Учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, выделять в словах первый звук

«Назови последний звук в слове» Цель: Учить детей различать на слух и в произношении согласные твердые и мягкие, выделять в словах последний звук

«В каких словах звук лишний, в каких пропущен» Цель: Развивать фонематическое восприятие, развивать внимание к звуковой стороне слова, определять в словах наличие заданного или отсутствие звука.

«Чем отличаются слова» Цель: правильно указывать различия в словах и четко и внятно произносить отдельные звуки.

«Часы» Цель: Упражнять в четкости и правильности произношении звуков «Ш, Ж, Ч, Щ, JI, Ль, Р, Рь», выделять и называть первый и последний звук в названии предметов.

«Собери букет» Цель: упражнять детей в различении заданного звука в словах.

«Найди пару» Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематисеский слух.

«Построим пирамиду» Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

«Цветочный магазин» Цель: Упражнять в делении слов на слоги, закреплять в словаре детей названия цветов.

«Включи телевизор» Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов из трех-четырех букв.

«Как их зовут?» Цель: Закреплять у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

«Украсим елку» Цель: Развивать у детей фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги.

«Поезд» Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах, упражнять в определении количества звуков в словах, упражнять в определении количества слогов в словах.

Список использованных источников

1 Бородин, A.M. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов лед ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»./ A.M. Бородин. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 1981.-С. 128 - 149.

2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя лет. сада / А.К. Бондаренко - 2-е изд., дораб. - Мл Просвещение, 1991. - 160 с.

        1. Козырева, JI. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет / JI. М. Козырева. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160 с.

        2. Максаков, А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. /А. И. Максаков, Г. А. Тумакова - 2-е изд., испр. и доп. - Мл Просвещение, 1983. - 143 с.

        3. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новоторцева - Ярославль: Академия развития, 1998.-240 с.

        4. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /О.С. Ушакова, А.Г. Арушанов, Е.М. Струнина и др.; под. Ред. О.С. Ушаковой. - Мл Просвещение: Учеб. лит., 1996. - 192 с.

        5. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / Г. С. Швайко; под. ред. В. В. Гербовой. - Мл Просвещение, 1983. - С.42-64.