|
«Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного патриотического мероприятия, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»
МОО «Средняя общеобразовательная школа №21» г.Элиста
МОКУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа» с.Троицкое
«Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного патриотического мероприятия, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Авторы составители: Овьянова В.В., Бамбушева С.Н.,
учителя калмыцкого языка и литературы
город Элиста
2014
Аннотация
Настоящая работа предназначена для классных руководителей, учителей предметников, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В методических рекомендациях даны основные нормативно-правовые документы, на которые должны опираться учителя ОУ. В них предложены формы работы с учащимися по данной тематике.
Источниками практического опыта, положенных в основу рекомендаций – учебно-воспитательного работа МОКУ «Партизанская СОШ» с. Троицкое и МБОУ «СОШ №21».
.
Авторы составители: Овьянова В.В. учитель калмыцкого языка и литературы ВКК МБОУ «СОШ №21», Бамбушева С.Н. учитель калмыцкого языка и литературы ВКК МОКУ «Партизанская СОШ» с.Троицкое
Пояснительная записка
В мае 2015 года будет отмечаться славная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. В период подготовки и празднования этого знаменательного события в жизни нашего народа и всего человечества гражданско-патриотическое воспитание молодежи приобретает особую актуальность. Необходимо организовать работу так, чтобы приближающийся праздник оставил неизгладимое впечатление в сознании молодых людей, что и через семьдесят, и через сто лет мы будем помнить наших дедов и отцов, их подвиг во имя Отчизны.
Основными нормативно-правовыми документами, определяющими воспитательную работу с молодежью в этом направлении, являются:
- Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2013 года № 417 «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
- Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России»
- Распоряжение Правительства РФ от 2 января 2014 г. N 1-р О плане основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Министерством образования и науки также разработан, утвержден и направлен в учреждения образования план мероприятий по празднованию 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Чрезвычайно важно, чтобы в широкомасштабную подготовку и празднование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне включилось каждое учреждение образования. В настоящее время важнейшей целью образования является формирование у учащейся молодежи гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать ее процветанию. Реализация поставленной цели зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патриотического воспитания:
формирование гражданско-правовой культуры учащихся на основе принципов демократии;
воспитание чувства гордости и любви к своей Родине;
-
разъяснение Конституции Российской Федерации, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу, к героическому прошлому, к культуре своего народа, любви к родному языку;
привитие чувства гордости за героическое прошлое своего народа;
воспитание в духе национального взаимодействия разных наций и народов;
-
уважительного отношения к национальной духовной культуре своего народа, его языку, истории, обычаям, традициям, чувства солидарности и единства народов, населяющих нашу страну;
воспитание уважения к заслугам перед Родиной старшего поколения.
В период подготовки к празднованию 70-годовщины Победы в Великой Отечественной войне необходимо активизировать работу по созданию в каждом образовательном учреждении системы гражданско-патриотического воспитания, предполагающей формирование и развитие социально значимых ценностей учащейся молодежи, направляющих их личностное, социальное и профессиональное самоопределение, а именно:
национального достоинства;
толерантного отношения к членам социума;
активной жизненной позиции;
любви к Родине, чувства общности и принадлежности семье;
готовности к защите своего Отечества;
чувства ответственности перед собой и другими;
социальной мобильности.
Содержание
«Вне памяти, вне традиций и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».
В.П.Белов.
В плане учреждения образования по подготовке к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне важно обеспечить реализацию комплексно - деятельного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию и предусмотреть:
реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин;
использование школьных музеев и школьных библиотек (Музей боевой славы» МБОУ «СОШ №21»;
активизацию туристско-краеведческой и поисковой работы (республиканская туристско-краеведческая конференция «Бичкн Торскм», творческое объединение «Поиск» МОКУ «Партизанская СОШ» с.Троицкое);
-
шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих (работа клуба Забота МБОУ «СОШ №21»);
память о Героях Советского Союза Калмыкии;
проведение торжественных и военно-спортивных мероприятий (конкурс «Мергн баатрмуд»);
участие в проведении Всероссийских мероприятий (Вахта памяти у Вечного огня в г.Элиста и с. Троицкое)
1.1.Педагогически значимой при подготовке к празднованию 70-ой годовщины является опора на воспитательный потенциал учебных дисциплин. Героические примеры отечественной истории должны стать прочной основой гражданско-патриотического воспитания молодежи, особенно при преподавании историко-общественных дисциплин. Содержание исторического образования - проблема огромной важности. Знание истории своей страны предполагает формирование у подрастающего поколения высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Формы работы с учащимися могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали воспитанию гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей. Несомненно, следует, руководствоваться уровнем развития детей, их возрастным особенностям.
Так, например, в начальной школе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Так, например, для учащихся 1-4 классов в рамках учебных предметов и дисциплин могут проводиться ”уроки мужества“, тематические конкурсы, викторины, беседы. Тематика данных мероприятий может быть различна, например: ”Героев знать, на них держать равнение“, ”Детство опаленное войной“ ”С чего начинается память о войне“, ”Далекой войны солдат“; викторина ”Знаешь ли ты о юных героях Великой Отечественной войны?“.
Для детей 7-9 лет интерес вызывают заочные путешествия: ”Дорогами войны“, ”Перелистывая страницы истории“, ”Там, где была война“, ”Искусство, опаленное войной“. Актуальным будет и проведение интегрированных уроков, тематических недель, декад, месячников, которые дадут возможность многостороннего обсуждения с учащимися событий и последствий Великой Отечественной войны.
Особое место в организации воспитательной и учебной работы с учащимися 5-11 классов необходимо отвести проведению акций «Поздравь ветеранов», конкурсов поэтов и чтецов ”Их подвиг будет жить в веках“, ”Память о героях священна“; конкурсов рисунков и плакатов ”Мир глазами детей“, ”Помнить больно – забыть нельзя“, ”Великой Победе – 70! “; подготовки исследовательских проектов: «История семьи – история России», «Память, которой не будет конца», «Помни имя свое», встречам с ветеранами: «Гордимся славою отцов», «Спасибо деду за Победу»
В основной школе выбор надлежит отдавать комплексу познавательных и практических заданий и исследовательских работ «Вспомним всех поименно», «Если б не было войны; подготовке и написанию сочинений, рефератов и эссе по истории Великой Отечественной войны, созданию учебных кейсов на военно-патриотическую тематику. Актуальным будет проведение интегрированных уроков, тематических недель, декад истории Победы, которые дают возможность «сквозного» и многостороннего обсуждения с учащимися событий и итогов Великой Отечественной войны. В рамках изучения учебных дисциплин могут проводиться «уроки мужества» с участием представителей государственных органов власти и ветеранов, военнослужащих Вооруженных Сил России.
В старшей школе лучше избрать поисково-исследовательской метод и деятельностную практику, дискуссионные и лекционные мероприятия по тематике Великой Отечественной войны, информационные часы, диспуты, устные журналы, пресс-конференции, тематические лекции, написание исследовательских работ ”Вспомним их поименно…“, «Поклонимся великим тем годам…».
Ожидаемый результат.
Воспитание личности на героических примерах земляков, участниках Великой Отечественной войны (Э.Деликов, Н.Санджиров., Б.Городовиков, М.Нармаев, М.Хонинов и др.), знающих историю своей страны, ответственных за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В процессе работы учащиеся должны уметь находить требуемую информацию в различных источниках, интерпретировать и систематизировать ее, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы. Важно научить учащихся отличать факты от мнений, субъективную информацию от объективной, достоверное от сомнительного.
Сохранение традиций школы, внимание к символам и ритуалам.
Уважения, внимание, забота о ветеранах.
Сохранение общечеловеческих ценностей: преемственность поколений, связь поколений, милосердие.
Сформировать у присутствующих мнение, что война - объективное зло. Зло, с которым нельзя мириться и которое нельзя оправдывать ни до, ни после.
Список рекомендуемой литературы по данной теме:
1. «Калмыкия в истории СССР». – Элиста, 1968. – С. 115-118.
http://kalmyk.info/index.php/ru/menu-hystory/8-kalmyki-v-vov/30-kalmykiya-v-vov
Широкстрой: Широклаг. Сборник воспоминаний воинов-калмыков, участников строительства Широковской ГЭС. Элиста, 1994.1. Периодические издания.
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/deyatelnost-zhenschin-kalmykii-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny#ixzz3KGqLs7YM
В тылу врага и на фронте. Женщины-комсомолки в годы Великой Отечественной войны. М., 1985.
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/deyatelnost-zhenschin-kalmykii-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny#ixzz3KGqbAxw7
Организация общешкольных мероприятий: Сценарий тематических и творческих праздников, викторин, интеллектуальных игр и игр- путешествий, фестивалей, конкурсов и турниров/ Сост. С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2007.-216 с.
Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т.2./ Сост. Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
|
|
|