|
«Поэт всесилен, как стихия…» (Ф. Тютчев)
Класс: 10
Тема: «Поэт всесилен, как стихия…» (Ф.Тютчев)
(Лингвопоэтический анализ стихотворения А.Фета «Как беден наш язык!- Хочу и не могу…»)
Цель:
- путем лингвопоэтического анализа текста выявить идею стихотворения;
- закрепить навыки лингвопоэтического анализа;
- развить умение самостоятельной работы с художественными текстами.
Оборудование урока: сборники стихов Ф.Тютчева, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, В.Жуковского др. поэтов XIX века.
Искусство- ноша на плечах,
Зато, как мы, поэты, ценим
Жизнь в мимолетных мелочах!
(А.Блок.)
Ход урока
I. Слово учителя
- Как вы понимаете выражение Ф.И.Тютчева, которое взято в качестве темы сегодняшнего урока?
- Как соотносится с обозначенной темой эпиграф?
- Дома вы работали над выбором стихотворений поэтов XIX века, посвященных теме «Поэт и поэзия».
- Какие ассоциации возникают в связи со словом « поэт»?
(учащиеся приводят примеры из произведений:
Восстань, Пророк…
А.Пушкин.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
А.Пушкин
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья…
М.Лермонтов
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
В дни торжеств и бед народных.
М.Лермонтов
Но ты знаком мне, чистый Гений!
В.А.Жуковский
А ты Поэт, избранник неба,
Глашатай истин вековых
Н.Некрасов
И делают вывод о назначении поэта).
II. Работа над содержанием стихотворения А.Фета «Как беден наш язык!..»
- Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворением А.Фета, проанализировать его, выявить с помощью лингвопоэтических ключей его идею.
1.Чтение стихотворения учителем
2.Беседа по содержанию
- О чем это стихотворение? Докажите.
(Стихотворение состоит из двух частей:
1-я часть - о бедности (ограниченности) языка
2-я часть - о могуществе поэта и поэзии)
-Какие слова, важные для понимания смысла, можно отметить в этом тексте?
-Как вы объясните их значение в тексте?
3. Рассуждения учащихся, объяснение слов-концептов
-В первой части стихотворения есть выражение «ложью роковой».
Что-то подобное вы уже встречали?
(У Тютчева в стих. «Silentium!» «Мысль изреченная есть ложь)
-Что по этому поводу можно сказать? (Подтверждается мысль об ограниченности возможностей обычного человеческого языка)
- В чем еще похожесть этих текстов? (У Фета: «Не передать того ни другу, ни врагу, что буйствует в груди прозрачною волною»
У Тютчева: «Взрывая, возмутишь ключи…»)
- Как объяснить строки:
«И клонит голову маститую мудрец…»
Маститый - почтенный, заслуженный, преклонных лет (Даже мудрец бессилен перед бедностью языка и вынужден довольствоваться ложью)
- Какова соотнесенность выражений:
«крылатый звук»- «Юпитера орел»? (Звук - слово на службе у поэта, как и орел на службе у Юпитера - верховное божество у древних римлян)
Слово - это подобие «снопа молний». Слово у поэта «закрепляет вдруг, и темный бред души, и трав неясный запах…».
Таким образом, слово поэта всесильно, всеобъемлюще, а сам поэт- это божество, подобное Юпитеру, обладающее всемогущей властью не только над языком, но и над душами человеческими)
-как объяснить антитезу: «беден» - «безбрежного»? (в стихотворении сравниваются (противопоставляются) два мира: земной («скудный дол», с его бедностью, невозможностью высказать «вечное томление сердец».)
И мир возвышенный, («Безбрежный», с которым поэт связан своим творчеством и уже является «небожителем»)
-Какое, по-вашему, слово является в этом стихотворении ключевым и почему? (главным словом учащиеся называют слово «поэт», мотивируя это тем, что сам автор акцентирует внимание на этом слове с помощью выделительной частицы лишь:
«Лишь у тебя, поэт…, т.е. только поэт может справиться с миссией «передать... что буйствует в груди… и темный бред души, и трав неясный запах»
-А какова главная мысль, идея? (Поэт- это Гений)
III. Подведение итогов.
Учащиеся делают выводы об актуальности темы стихотворения, о миссии поэта, о его нелегкой «ноше на плечах», о роли поэзии в жизни человека.
IV. Домашнее задание: подобрать стихи поэтов XX века на тему:
«Поэты- рыцари чина Светлого Образа»
(А.Вознесенский)
|
|
|