Главная страница

Методическая разработка. Система занятий по развитию пространственной ориентировки, с использованием пособия «Пертра». Овчинникова Л. В. учитель-дефектолог


Скачать 83.49 Kb.
Название Методическая разработка. Система занятий по развитию пространственной ориентировки, с использованием пособия «Пертра». Овчинникова Л. В. учитель-дефектолог
Дата 13.03.2016
Размер 83.49 Kb.
Тип Методическая разработка

Методическая разработка.

Система занятий по развитию пространственной ориентировки, с использованием пособия «Пертра».

Овчинникова Л.В. учитель-дефектолог

ГБДОУ № 2 Петродворцового района

Пособие «Pertra», разработанное известным педагогом Марианной

Фростинг, позволяет в игровой форме развивать восприятие, память, мышление, пространственную ориентировку, непроизвольное и произвольное внимание, речь; развивать содружественные движения глаз и руки. А также формировать универсальные предпосылки учебной деятельности – умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Я использую это пособие на занятиях с детьми любого возраста, индивидуально и в малых подгруппах (по 2-3 человека) за столом или на коврике.

Комплект выглядит как комод с семью выдвижными ящиками заполненными пластинами с углубления для построения дорог, машинками, куколками, шарами, кольцами для построения всевозможных пирамид, кубиками с отверстиями, вставными деталями, геометрическими фигурами разной формы, величины и цвета. Имеются шнуры и веревки для нанизывания деталей, металлические шарики и магнитный штифт для проведения шариков по дорожкам-желобкам. Также в комплект входят 2 доски-основы с 28 и 280 отверстиями, диаметры которых совпадают с выступающими частями деталей из различных наборов.

Упражнения для развития пространственной ориентировки с использованием пособия «Перта».

Игровой набор 1 «Konstruktion» (Пространство на плоскости)

Задачи: развитие тонкой моторной координации, содружественных движений глаз и рук, пространственных представлений, самоконтроля, внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти.

1. Шагай по дорожке

Подготовительный этап: На доске основе педагог выкладывает маршрут движения машинки (I вариант – желоб, II вариант – плоское изображение)

Ребенку предлагается:

1. Провести весь путь указательным пальцем ведущей руки (затем большим пальцем, средним, безымянным, мизинцем). Затем, то же самое пальцами другой руки.

2. Прошагать весь путь указательным и средним пальцами ведущей руки (указательным и безымянным, большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем). Затем, то же самое пальцами другой руки.

3. Пройти весь путь (провести пальчиком или прошагать) одновременно двумя руками:

- в одном направлении (одна рука «догоняет» другую)

- в разных направлениях (навстречу друг другу или от середины к краям)

4. Ребенку предлагается провести машинку (любую другую игрушку) по маршруту, точно соблюдая все повороты и не выбиваясь из желоба.

5. Ребенку предлагается провести машинку (любую другую игрушку) по маршруту, точно соблюдая все повороты и не выходя за края темной полосы.

2. Проведи машинку палочкой

Подготовительный этап: На доске - основе педагог выкладывает маршрут

движения машинки (I вариант – желоб,II вариант – плоскостное изображение)

Ребенку предлагается передвигать машинку по дорожке (желоб или

плоскостное изображение) при помощи палочки, не касаясь рукой.

3. Обмен маршрутами

Подготовительный этап: Игровой материал для одновременной работы

двух детей.

Детям предлагается самим составить маршрут движения машинки и предложить поменяться составленными маршрутами, а затем провести машинку по маршруту, составленному другим ребенком.

4. Маршрут по схеме

Дополнительные материалы: на клетчатой основе (8х5 клеток) педагог заготавливает карточки-схемы маршрутов.

Усложнение: детям выдается фотография маршрута.

Ребенку предлагается составить маршрут в соответствии с заданной

схемой (фотографией) и провести по нему машинку. Схема представляет собой один путь.

5. Маршрут по словесной инструкции

Дополнительные материалы: педагог составляет несколько словесных описаний маршрутов движения.

Ребенку предлагается составить маршрут в соответствии со словесной

инструкцией и провести по нему машинку.
6. Придумай, расскажи, составь маршрут

Дополнительные материалы: бумага в клетку, карандаши.

Дети придумывают (рисуют на бумаге в клетку) различные маршруты. Затем

один ребенок диктует, а остальные дети зарисовывают, составляют маршрут в соответствии со словесной инструкцией и проходят его. Затем диктует маршрут другой ребенок.

7. Лабиринт

1 Вариант. Подготовительный этап: На доске-основе педагог выкладывает лабиринт.

Ребенку предлагается провести машинку, пальчиком по лабиринту и выбрать дорогу, которая приведет к цели.

2. Вариант. Дополнительные материалы: на клетчатой основе (8х5 клеток) педагог заготавливает карточки-схемы маршрутов или выдает фотографии маршрутов.

Ребенку предлагается выложить на доске-основе лабиринт по образцу педагога. Провести по нему машинку, пальчиком, называя направления движения.

3. Вариант. Дополнительные материалы: На доске-основе педагог выкладывает лабиринт.

Ребенку предлагается карточка-схема с одним маршрутом. Необходимо найти этот маршрут на доске-основе и провести по нему машинку с помощью руки или палочки.

4. Вариант. Карточка-схема с одним маршрутом.

Ребенку предлагается проследить весь маршрут взглядом и назвать направления движения.

8. Найди дорогу

Дополнительные материалы: педагог составляет несколько словесных описаний маршрутов движения.

Подготовительный этап: На доске - основе педагог выкладывает

фрагменты таким образом, чтобы на одном поле получилось несколько маршрутов.

Ребенку предлагается из выложенных на доске маршрутов выбрать нужный

по словесной инструкции и провести по нему машинку.

Если требуется упростить задание, то ребенку предлагается сначала зарисовать маршрут на бумаге в клетку.
9. Составь маршрут по памяти

Дополнительные материалы: на клетчатой основе (8х5 клеток) педагог заготавливает карточки-схемы маршрутов или выдает фотографии маршрутов.

Ребенку предлагают карточку-схему, потом ребенок должен по памяти составить этот маршрут на доске-основе.

Игровой набор 5 «Grafomotorik» (от каракуль к каллиграфии)

Задачи: развитие мелкой моторики, зрительно-пространственной

координации, внимания, самоконтроля, межполушарных связей, содружественных движений глаз и рук, ориентировки в пространстве,

формирование навыков письма.

1. Проведи шарик палочкой

Подготовительный этап: На доске- основе педагог выкладывает дорожку

для шарика (машинки).

Ребенку предлагается провести шарик (машинку) по дорожке при помощи палочки, не касаясь рукой.

2. Проведи машинки двумя руками

Подготовительный этап: на доске- основе педагог выкладывает две

вертикальные дорожки для машинок. Дорожки могут быть как одинаковыми, так и различными.

Ребенку предлагается:

− провести одновременно двумя руками машинки по двум дорожкам снизу вверх, или сверху вниз.

− провести одной рукой снизу вверх, а другой сверху вниз по рядом расположенным дорожкам.

3. Продолжи дорожку

Подготовительный этап: В левом верхнем углу доски-основы педагог выкладывает часть дорожки.

Ребенку предлагается:

− продолжить маршрут, повторив предложенный маршрут зеркально сначала относительно вертикальной оси, а затем – горизонтальной;

− зарисовать получившийся маршрут на листе в клетку.

4. Нарисуй дорожку

Подготовительный этап: На доске - основе педагог выкладывает дорожку

(желоб).

Ребенку предлагается:

− с закрытыми глазами провести пальцем по дорожке;

− открыв глаза, но не глядя на дорожку, зарисовать маршрут на листе в клетку.
Игровой набор 2 «Klassifikation» (упорядочение элементов)

Задачи: Развитие мышления, умения удержать инструкцию, внимания, способности ориентировки на плоскости, речи, пространственных

представлений.

1.Волшебная дорожка

1. Ребенку предлагают построить «волшебную дорожку» таким образом, чтобы, например, за красной фигуркой всегда лежала синяя, затем желтая, затем зеленая и снова красная. Далее в том же порядке.

Усложнение – в обратном порядке.

Вариант – дети придумывают задание сами и предлагают его другому ребенку

2. Ребенку предлагают построить «волшебную дорожку» таким образом, чтобы рядом не было фигур, одинаковых по цвету (форме, размеру), одинаковых по цвету и форме одновременно (цвету и размеру, форме и размеру), одинаковых одновременно по цвету, форме и размеру.

2. Ориентировка на плоскости

1. Ребенку предлагают положить перед собой, например, синий треугольник, справа от него…, слева …, снизу …, сверху… В правый верхний угол положить…

2. Ребенку предъявляют уже сложенную композицию и предлагают ответить, какая фигура лежит в верхнем левом углу, в нижнем ряду посередине, в правом столбце снизу…

3. Ребенку предъявляют уже сложенную композицию и предлагают ответить, где лежит зеленый квадрат, синий треугольник…

4. Ребенку предлагают разложить фигурки таким образом, чтобы, например, красный квадрат лежал между синей и зеленой фигурой, а желтый треугольник был самым правым и лежал рядом с синей фигурой

3. Повтори узор

Предварительная работа: подготовить готовый узор и набор деталей для второго такого же или два одинаковых набора деталей.

Ребенку предлагается готовый узор и набор деталей для второго такого же. Ребенок должен:

- сложить такой же узор

- сложить симметричный узор (симметрия может быть горизонтальная или вертикальная).

Игровой набор 4 «Relation» (Пространство и преобразования)
Задачи: развитие восприятия цвета, внимания, пространственного мышления, моторики, внимания, способности к ориентированию на плоскости.

1.Волшебные веревочки

Подготовительный этап: На доске - основе педагог выкладывает узор с помощью штырьков и шнура. Выдается карточка-схема с образцом узора.

Ребенку предлагается:

- выложить шнуром узор по предложенному образцу

- выложить шнуром узор, зеркальный предложенному образцу

- выложить узор по собственному замыслу

- выложить узор по памяти.

2. Лабиринт

Подготовительный этап: на доске-основе педагог с помощью «флажков» или штырьков и веревочек составляется лабиринт.

Ребенку предлагается пройти данный лабиринт.
3. Построй лабиринт

Дополнительные материалы: педагог готовит карточку-схему с лабиринтом.

Ребенку предлагается:

- построить лабиринт по образцу

- построить лабиринт по словесной инструкции педагога

- нарисовать образец лабиринта для другого ребенка.
4. Слушай и выполняй

Подготовительная работа: педагог устанавливает на доске-основе несколько «флажков» (воротца).

Ребенку предлагается повернуть флажок в указанном направлении.
5. Повтори фигуру

Дополнительные материалы: педагог заготавливает карточки-схемы с изображением букв, геометрических и других фигур, которые можно составить с помощью «флажков».

Ребёнку предлагается построить фигуру

- по предложенной схеме

- по словесной инструкции (повернуть флажок №1 вправо, флажок №2 влево и пр.)

Благодаря разнообразию деталей комплект «Pertra» всегда отвечает потребностям, интересам и настроению ребёнка. Действия с множеством

интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов вызывают у

детей интерес и повышают их познавательную активность.