|
Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи
Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения речи занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы с речью.
Нарушения речи могут возникать под влиянием разного рода причин. Во многих случаях подлинного этиологического фактора нарушений речи установить не удается. Нередко появление той или иной речевой патологии обуславливается взаимодействием нескольких этиологических моментов.
Воспитание и обучение детей с нарушениями речи, предполагает проведение коррекционной работы. Определённое место в системе коррекционного обучения занимает формирование восприятия пространства и навыков ориентирования в нем.
Нарушение речи, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Дети с нарушениями речи ограничены в пространственном познании. Они испытывают значительные затруднения в задачах зрительного поиска, в задачах, требующих трансформации форм, в запоминании больших объёмов информации и в организации движений и действий на местности.
Для дошкольников с нарушениями речи характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро-макро-ориентировки, словесные обозначения пространственных отношений, а также ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Маленький ребёнок с нормальным речевым развитием сначала становиться двигательно-компетентным в пространственных отношениях окружающей среды и лишь, затем может нарисовать, описать, мысленно проанализировать эти отношения. Ребёнок с нарушениями речи отстаёт в пространственном развитии. То, что дети с нормальным речевым развитием познают стихийно, дети с нарушениями речи должны специально изучать.
Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушениями речи:
формирование потребности в самостоятельной ориентировке;
преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
-
овладение ориентировкой на своем теле;
обучение способам и приемам ориентировки в микро-пространстве (за столом, на листе бумаги, в книге);
формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;
обучение ориентировке совместно со сверстниками с нормальным речевым развитием и взрослыми;
Обучение детей ориентировке в пространстве логопед осуществляет по специально разработанным методикам, они включают в себя несколько этапов:
-
на первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе»;
на втором этапе – дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающей моделированию предметно практических построений;
третий этап – обучение детей моделированию предметно- практических построений;
четвёртый этап- обучение ориентировке в пространстве с помощью схем;
Работа логопеда проводится во взаимодействии с воспитателем. Логопед осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателем. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и обрабатывает способы зрительного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приёмы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях логопеда, учит пользоваться этими способами и приёмами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).
При обучении ориентировке на собственном теле используется следующие приёмы:
зрительно-осязательное обследование ребёнком своего тела;
нахождение и называние частей своего тела;
соотнесение ребёнком частей своего тела;
соотнесение ребёнком частей своего тела с телом другого ребёнка;
словесное обозначение их пространственного расположения;
зрительно-осязательное обследование ребёнком куклы: выделение и называние частей её тела; словесное обозначение их расположения.
Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.
Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчёта «от себя» логопед развивает умение выделять различные ориентиры. Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко - далеко», «ближе - дальше».
Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умение создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями.
Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно:
обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану;
знакомство с условными изображениями предметов;
формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой;
-
обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства;
Приобретённые детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях, но и в незнакомом замкнутом пространстве.
Родителям и педагогам необходимо уделять самое пристальное внимание развитию навыков восприятия пространства, понимания пространственных закономерностей, ориентирования в окружающей среде. Это не только поможет в организации умственной и практической деятельности ребёнка, но и даст новый толчок в развитии психических процессов ребёнка.
|
|
|