Главная страница

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения подростков


Скачать 69.72 Kb.
Название Методическая разработка по профилактике асоциального поведения подростков
Дата 20.02.2016
Размер 69.72 Kb.
Тип Методическая разработка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 14».

Методическая разработка
«Коллективное творческое дело с учащимися и родителями по профилактике асоциального поведения подростков»


Разработал: педагог-психолог

Богдашкина Анна Ивановна

т. 8-904-047-95-06

г. Дзержинск

2011


Методическая разработка по профилактике асоциального поведения подростков.
В современном обществе наиболее острой является проблема употребления ПАВ (психоактивных веществ) подростками. Следствием употребления алкоголя и наркотических средств является не только ухудшение здоровья подростков, ухудшение умственных способностей, но проявление других форм асоциального поведения (грабеж, разбой, нарушение порядка и пр.). Именно поэтому в первую очередь стоит обратить внимание на профилактику употребления ПАВ подростками в современных образовательных учреждениях.
Профилактическую работу можно провести в несколько этапов:

  1. Просмотр (общешкольный) фильма (роликов) о вреде употребления ПАВ, алкоголя, табакокурении.

  2. Проведение тренингов «Влияние ПАВ на организм человека и последствия его употребления»

  3. Творческий конкурс: создание видеоролика, клипа, инсценировки на тему «Негативные последствия употребления ПАВ» или «Мы за здоровый образ жизни».

  4. Общий просмотр результатов творческого конкурса, подведение итогов, обсуждение.


I.Общешкольный просмотр фильма (роликов) о вреде употребления ПАВ, алкоголя, табакокурении.
II. Программа тренинга:

  1. «Знакомство»

  2. Упражнение «Ассоциации»:

Цели: определить уровень знаний участников группы; создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий;

Материалы: ручки, листы бумаги на каждого участника.

В игре обязательно участвует вся группа. В ходе игры определяется исходное отношение группы к проблеме.

Педагог дает задание: «назовите 1-2 слова, которое приходят вам на ум, когда вы слышите слова «наркотики», «наркомания», «алкоголь», «алкоголизм», «зависимость», «психоактивные вещества».

Участники по кругу высказывают одну-две ассоциации, которые у них вызывают предложенные слова. Результаты записываются на ватман и обсуждаются. Ассоциации бывают разные, чаще всего они отражают личностное отношение человека к этой проблеме, даже неосознаваемое.

  1. Игра «Кот в мешке»

Цель: дать понятие психоактивных веществ, «психическая» и «физическая» зависимости, абстинентный синдром. Выяснить и обсудить мотивы, причины начала употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, сигарет).

Материалы: непрозрачная коробочка, морковка.

Педагог кладет в непрозрачную коробочку или мешочек морковку. Коробка (мешок) находится на отдельном столе.

Педагог говорит участникам: «В коробке лежит - «нельзя», «плохо», «запрещено». Каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке как хочет. Вы можете подойти и заглянуть в коробку (мешок), а можете не заглядывать».

Обычно больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь. Педагог всем напоминает, что то, что лежит в коробочке (мешке) - это «плохо», «нельзя», но, несмотря на это, многие участники не захотели принять это во внимание.

Педагог обращается к участникам:

- Что вы чувствовали, когда вам предлагали заглянуть в коробку (мешок)?

Так же случается и в реальной жизни, когда нам или нашим близким предлагают попробовать, посмотреть то, чего вы никогда не видел или имеете об этом смутное представление.

4. Беседа «Причины употребления психоактивных веществ».

Цель: выяснение реальных причин употребления психоактивных веществ.

После проведения игры педагог предлагает следующие вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, почему подростки начинают употреблять спиртные напитки, наркотики, сигареты?

- Среди причин, оказывающих влияние на употребление алкоголя, сигарет, наркотиков выделяют следующие:

Причины употребления алкоголя, сигарет, наркотиков в семье:

1.Родители не контролируют поведение детей вне дома;

2. Употребление родителями алкоголя, сигарет, наркотиков;

3. Конфликты между родителями, отсутствие эмоциональной близости между родственниками;

4. Генетическая предрасположенность к употреблению ПАВ;

5. Отсутствие интереса к ребенку со стороны родителей;

6. Неправильный тип воспитания в семье (гиперопека, гипоопека и т.п.);
Причины употребления алкоголя, сигарет, наркотиков в школе:

1. Недостаточное внимание преподавателей к вопросам профилактики употребления алкоголя, сигарет, наркотиков;

2. Смена школы и привычного окружения учащегося;

3. Неблагополучный круг общения среди сверстников;

4. Раннее употребление наркотиков, сигарет и алкогольных напитков;

5. Асоциальное поведение: кражи, бродяжничество
Причины употребления алкоголя, сигарет, наркотиков в обществе:

1.Законы и общественные нормы, не препятствующие употреблению алкоголя;

2.Наркотики, сигареты, спиртные напитки легко доступны и дешевы;

3.Неблагоприятный социально-экономический климат в обществе;
Педагог сообщает о том, что в алкоголь (вино, пиво, крепкие напитки, напитки домашнего приготовления), сигареты, сигары, трубочный табак, жевательный табак (содержат никотин и смолы), наркотики называются психоактивными веществами.

Никотин, содержащийся в сигаретах, в чистой форме - смертельный яд! Инъекция одной капли (70 мг) способна убить мужчину среднего размера за несколько минут. Большинство сигарет, тем не менее, содержит от 0,2 мг до 2,2 мг. И это вещество накапливается в организме. Смолы, угарный газ – другие ядовитые вещества, которые возникают при горении табака и являются причиной или развития рака легких. Сегодня курить, употреблять спиртные напитки и наркотики – это вовсе не модно, не здорово!

  1. Упражнение «Учимся говорить «НЕТ».

Каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой (любой). Задача: сказать «нет», при этом обосновав свой отказ.

Потом разыгрывается ситуация, в которой один подросток предлагает попробовать выпить, закурить, принять легкий наркотик, а другой должен отказаться.

Примеры предложения употребления ПАВ:

a) «Хочешь пива? Почему нет? Тебе запрещают родители?»

b) «Пожалуйста, я уже налил тебе! Почему бы тебе не выпить стакан вина?»

c) «Ты не пьешь? Слабак! Тебе еще нужно пить молоко!»

d) «Не будь таким несговорчивым! Выпей чего-нибудь с нами!»

Примеры конструктивного реагирования:

1. Нет, спасибо, я не хочу неприятностей с родителями (учителями, друзьями, и т.д.)

2. Нет, спасибо, мне не нравится запах (вкус)

3. Нет, спасибо, я не пью.

4. Нет, спасибо, это не для меня

5. Нет, спасибо, мне еще надо заниматься допоздна.

6. Нет, спасибо, мне необходимо иметь ясную голову.

7. Нет, спасибо, я потом чувствую себя усталым.

8. Нет, спасибо, мне на тренировку.

9. Спасибо нет.

После упражнения идет обсуждение.

  1. Мозговой штурм «Учимся противостоять влиянию»:

Подросткам предлагается обсудить что такое влияние и на что или на кого можно повлиять.

Психолог дает нужные определения, объяснения, дополняя или поправляя участников группы.

  1. Дискуссия «Мифы и реальность о влиянии и последствиях употребления ПАВ (психоактивных веществ) на организм человека».

Цель: повышение психологической культуры учащихся и формирование установки на ведение здорового образа жизни.

Психолог: Предлагаю разделиться на 2 команды. Вы получите карточки с утверждениями. Одна команда будет дискутировать «за» употребление ПАВ, другая – «против» употребление ПАВ. Вам необходимо за 5-7 минут внутри вашей группы обсудить данные утверждения и защитить их.

Это следующие вопросы:

1) Алкоголь – это депрессант. Он угнетает 1) Алкоголь – это стимулирующее

деятельность головного и спинного мозга. средство; его употребление ведет

к поднятию бодрости духа.

2) Зависимость от наркотиков – реальна. 2) Зависимость от наркотиков – это

Она бывает одновременно физической просто состояние души.

и психической.

- Объяснить, что такое «привыкание» к спиртным напиткам, сигаретам, наркотикам и как оно происходит?

Педагог сообщает о том, что в результате употребления наркотиков, спиртных напитков, сигарет формируются два вида зависимостей.

Психоактивные вещества, вызывающие зависимость, изменяют сознание.

Психическая зависимость – это неосознанная потребность в употреблении конкретного психоактивного вещества для достижения желаемых психотропных эффектов.

Как же возникает психическая зависимость?

a) После знакомства с психоактивным веществом происходит получение эйфории.

b) Фиксирование эйфории в сознании, подсознании.

c) В дальнейшем стремление к получению эйфории еще раз.

Физическая зависимость – это состояние необходимой потребности для потребления конкретного вещества, в случае прекращения которого развивается абстинентный синдром.

Абстинентный синдром (состояние) – комплекс психопатологических, вегетососудистых, неврологических расстройств, возникающих после прекращения приема психоактивного вещества, при чем постоянно.

3) Если алкоголь попал в кровь, то нет 3) Чашка крепкого черного кофе, глоток

способа ускорить процесс обмена веществ свежего воздуха или холодный душ

для более быстрого выведения его из организма. помогут вам протрезвиться, если вы

намереваетесь вести машину,

употребив перед этим алкоголь.

4) Употребление алкоголя вызывает 4) Употребление алкоголя согревает

расширение кровеносных сосудов у поверхности тело.

кожи. Хотя расширение создает ощущение тепла,

организм на самом деле теряет тепло быстрее, тем

самым вызывая снижение температуры тела.



  1. Упражнение «Здоровый образ жизни – это здорово».

Привести участников группы к тому, что здоровый образ жизни – это намного приятнее, привлекательнее, что это ЗДОРОВО!

Создание агитплаката, рекламы, миниатюры на тему «Здоровый образ жизни – это ЗДОРОВО».

  1. Обсуждение тренинга, рефлексия.

III. Творческий конкурс: создание видеоролика, клипа, инсценировки на тему «Негативные последствия употребления ПАВ» или «Мы за здоровый образ жизни».

Проведение общешкольного конкурса на создание видеоролика, клипа, инсценировки, связанных с пропагандой здорового образа жизни и отрицанием употребления ПАВ.

IV. Общий просмотр результатов творческого конкурса, подведение итогов, обсуждение.