|
Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе с учащимися 5 класса по теме
МОУ «Гимназия № 1»
г. Железногорска Курской области
Методическая разработка
открытого урока по музыкальной литературе
с учащимися 5 класса по теме
«В мире музыкальных инструментов»
Учитель теории музыки
Борзенкова Оксана Валериевна
Цель урока: закрепление знаний о пройденных музыкальных инструментах, изучение новых: органа, клавесина, фортепиано; повышение познавательной активности и интереса к предмету музыкальной литературы у учащихся путем применения различных форм учебно-продуктивной деятельности.
Задачи урока.
Образовательная (предметные планируемые результаты): изучение нового материала, обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Музыкальные инструменты и их тембры».
Воспитательная (личностные планируемые результаты): повышать интерес учащихся к музыкальному искусству; воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым стимулируя интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся.
Развивающая (метапредметные планируемые результаты): развивать и совершенствовать умение анализировать, сопоставлять и обобщать вновь полученные знания и ранее пройденный материал; способствовать проявлению инициативы и самостоятельности учащихся, формированию их эстетического вкуса.
Тип урока: интегрированный урок.
Этапы урока:
Организационный момент
Постановка цели урока.
Актуализация знаний УУД
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
Рефлексия деятельности
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:
Фотоизображение органа, клавесина
Карточки-задания
Мультимедиа проектор
Экран
Телевизор
Ноутбук
Музыкальный центр
DVD
Применение элементов педагогических технологий
Технология проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что звучит?», «Какой оркестр вы услышали?», «Как зовут дирижера?» и т.д. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают свое мнение.
Технология личностно-ориентированного обучения.
На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку). Отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.
Технология индивидуализации и дифференциации.
Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО – проектор, ноутбук, телевизор, DVD); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).
Технология формирования мотивации и игровая технология.
Включение в учебный процесс игровых моментов – музыкальные аудио- и видео-викторины, игра-соревнование по командам – повышает интерес обучающихся к занятиям музыкальной литературы, активизирует их творческую деятельность. Создание на уроке «ситуации успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам музыкальной литературы.
Здоровьесберегающая технология.
Очень важен на уроке стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Поэтому на уроке музыкальной литературы широко применяется элементы музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных обучающемуся переживаний на звучащую музыку).
План урока:
Организационный момент.
Музыкально-теоретическая разминка: повторение и определение видов оркестров, музыкальных инструментов и их тембров.
Изучение новых инструментов: органа, клавесина, фортепиано.
Закрепление материала.
Обобщение, подведение итога занятия.
Конспект урока:
Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока – «В мире музыкальных инструментов». Мы повторим пройденные инструменты, закрепим знания о них и изучим 3 новых инструмента: орган, клавесин, фортепиано. Вначале прослушайте фрагмент музыкального произведения и постарайтесь определить, что звучит (по составу инструментов). Звучит отрывок Марша Тореодора из оперы «Кармен» Бизе. Дети отвечают: симфонический оркестр.
А какие еще виды оркестров вы знаете?
Дети: камерный, эстрадный, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов.
Сейчас по видеофрагментам определите, какой оркестр звучит. Звучат отрывки: Лунная серенада – джазовый оркестр, обр. рнп «Коробейники» - оркестр нар. инструментов, "Прощание славянки» - духовой оркестр, Танго Пьяццолы – камерный оркестр, то же танго – эстрадный оркестр, Вальс из музыки к повести Пушкина «Метель» - симфонический оркестр. По ходу прослушивания учитель просит назвать фамилии известных дирижеров из данных фрагментов: Спиваков, Федосеев, Жилин.
На сколько групп делятся инструменты симфонического оркестра? На 4 группы. Назовите эти группы. Струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Какая из них самая многочисленная в оркестре? Струнно-смычковые.
Перечислите инструменты данной группы. Скрипка, альт, виолончель, контрабас. Какой из них самый низкий по звучанию? Контрабас. Какой называют душой оркестра? Скрипку.
Перечислите деревянные духовые инструменты. Перечисляют.
Перечислите медные духовые инструменты. Перечисляют.
Назовите ударные инструменты. Называют.
Кроме инструментов симфонического оркестра мы прошли еще народные инструменты. Давайте вспомним русские народные инструменты. Называют. Украинский народный инструмент? Бандура. Кавказские нар. инструменты? Тар, кяманча, зурна. Азиатские инструменты? Домбра, комуз. Испанский инструмент? Гитара. Итальянский инструмент? Мандолина. Шотландский инструмент? Волынка.
Какое произведение мы недавно прошли? Симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева. По этому произведению мы сейчас проведем устную викторину. Вам нежно будет определить, чья тема звучит, и какой инструмент ее исполняет. Звучат темы Пети, Птички, Волка, Деда, Утки, Охотников. Дети называют их и звучащие инструменты.
Хорошо, молодцы. Все названные инструменты можно разделить по способу звукоизвлечения на 3 большие группы: струнные, духовые и ударные. Но есть инструменты, которые сложно отнести к какой-то одной группе: это орган, клавесин и фортепиано. На эту тему ребята готовили презентации. Давайте их послушаем.
Орган. Презентация.
(См. изображение)
Видимая часть органа называется фасадом: это металлические трубы различной длинны, расположенные в индивидуальном порядке, и исполнительский пульт (несколько рядов ручных клавиатур – мануалов, педаль – ножная клавиатура и более 200 различных кнопок и рычагов для изменения звука). Множество прекрасной музыки написано для органа и многие величайшие композиторы мира служили церковными органистами. В их числе и И. С. Бах. Его произведение мы сегодня послушаем. Так к какой же группе можно отнести орган? У него есть трубы, в которые вдувается воздух. Есть клапаны, как в духовых, но еще есть и клавиатура. Значит, орган – клавишно-духовой инструмент.
Далее – клавесин.
Презентация.
(См. изображение)
Клавесин имел множество разновидностей: клавир, клавикорд, спинет, вирджинал, чембало. Этот инструмент был очень распространен в 17-18 вв., когда носили напудренные парики, пышные платья с кринолинами и оборками. Много музыки для клавесина создали французские клавесинисы: Дакен, Рамо, Куперен. Клавесин имел яркий серебристо-хрустальный тембр и часто звучал на балах и концертах. К какой же группе относится клавесин? В нем есть струны, звук извлекается щипком, но все это приводится в действие нажатием клавиши. Значит, клавесин – клавишно-струнно-щипковый инструмент. Сейчас его можно услышать только в записи.
На смену ему пришел более совершенный инструмент – фортепиано.
Презентация.
(См. изображение)
1 слайд. Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.
История фортепиано
2 слайд. Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.
3 слайд. На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.
4 слайд. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.). Бартоломео Кристофори, изобретатель фортепиано.
5 слайд. Фортепиано Кристофори, 1722
Виды фортепиано
1. Домашнее пианино (вертикальное пианино средних размеров). Это пианино весит около 300-350 кг
2. Небольшой кабинетный рояль. Он весит около 200-250 кг
3. Салонный рояль.
4. Большой концертный рояль. Весит концертный рояль около 450-500 кг
Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме, проходя через дискантовый и басовый штеги, приклеенные к резонансной деке (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для звуков нижнего регистра используется одна струна, для среднего и высокого регистров используется парный или тройной хор струн. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы
(более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном).
8 слайд.
В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре[7]) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
9 слайд.
Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать обучение желательно в детском возрасте. В детских музыкальных школах(ДМШ) в России обучение занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед поступлением в музыкальное училище. После ДМШ или эквивалентной подготовки можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в консерватории, вузе, став профессиональным пианистом. В ДМШ общее фортепиано также является обязательным предметом почти для всех специальностей.
10 слайд.
Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:
Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
После окончания игры обязательно закрывать крышку клавиатуры.
И на этом все. Благодарим за внимание!
Фортепиано действительно безгранично по своим техническим возможностям. На нем можно извлекать звуки от нежнейшего пианиссимо до мощного фортиссимо играть стаккато и легато. И неслучайно, что многие композиторы не только сочиняли музыку для этого инструмента. Но и сами были блестящими пианистами: это Бетховен, Шопен, Лист, Рахманинов, Скрябин, Шостакович. И этот список можно продолжить.
Давайте запишем в тетрадь то основное по этим инструментам, что вы должны будете выучить и знать к следующему уроку.
Орган – клавишно-духовой инструмент, отличающийся большим размером и мощным звучанием. Клавиатура у органа называется мануалом. Записывают в тетрадь.
Послушайте, как звучит орган. Бах. Токката ре минор.
Звучит музыка.
Вот такой величественный и мощный звук у органа.
Клавесин – клавишно-струнно-щипковый инструмент, предшественник фортепиано. Записывают в тетрадь. Теперь послушайте клавесин. Бах. Прелюдия До мажор № 1.
Звучит музыка.
Фортепиано было изобретено Бартоломео Кристофори в 18 в. А представит нам его Михайлова Лиза. Григ. Кобальд.
Звучит музыка.
Теперь давайте проведем викторину, где будут звучать все эти инструменты. Дети определяют в муз. фрагментах флейту, клавесин, балалайку, гитару, трубу, орган, виолончель, фортепиано. Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
А сейчас мы разделимся на 3 команды и проведем соревнование. Капитаны команд выходят к доске и читают вопросы и задания. Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл (фишку). Победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Всего - 45 вопросов и заданий, включая устный тест по пройденному материалу.
1)Какой инструмент изобрел бельгийский музыкант Сакс?
2)Сколько струн имеет скрипка?
3)Какой инструмент внешне напоминает челеста?
4)Самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент?
5)Какой инструмент является предшественником фортепиано?
6)Чем прославился Антонио Страдивари?
7)Какой инструмент называют «душой оркестра»?
8) Название какого инструмента дословно переводится как «лесной рог»?
9)Самый низкий струнно-смычковый инструмент?
10)Король музыкальных инструментов?
11)Какой оркестр звучит на улицах во время парадов и праздников?
12)Чем прославился Бартоломео Кристофори?
13)Как называется клавиатура у органа?
14)В каком инструменте 47 струн и 3 педали?
«Расшифровать» названия инструментов (карточки):
15)Теласче
16)Морбонт
17)Фасонкос
18)Челонвоиль
19)Линмонада
20)Бута
21)Табур
22)Ефтайл
23)Наабраб
24)Гисул
25)Иртага
26)Лесвирь
27)Рамод
28)Налкерт
29)Аконтарбс
30)Рогмань
31)Корож
32)Яроль
33)Ортофепина
34)Кавылон
35)Таль
36)Рапскик
37)Бойго
38)Тагоф
Тест:
39)Какие бывают гусли?
Кабинетные
Коридорные
Столовые
Ванные
40)Название инструмента «ксилофон» переводится как звук
Стеклянный
Оловянный
Деревянный
Чугунный
41)Пластинка для игры на струнных инструментах
Куратор
Медиатор
Авиатор
Супинатор
42)Деталь струнного инструмента называется
Орел
Коршун
Беркут
Гриф
43)Что сжимает в руках гармонист?
Шелк
Шерсть
Мех
Шарф
44)Есть такая группа инструментов
Язычковые
Ушные
Кожные
Глазные
45)Деталь деревянных духовых инструментов
Клюка
Посох
Помело
Трость
Молодцы! Давайте подсчитаем результаты. 1 команда – 17 баллов, 2 – 14 и 3 – тоже 14 баллов. С отрывом в 3 балла побеждает 1 команда. Поздравляю!
Итак, какие инструменты мы сегодня прошли? Отвечают. Какой из них самый большой и громкий? Как называется его клавиатура? Какой инструмент является предшественником фортепиано? Кто и когда изобрел фортепиано? Хорошо.
Сегодня вы все старались, работали активно, отвечали на вопросы, готовили презентации. (Выставление оценок). Домашнее задание – выучить конспект в тетради. Благодарю вас за урок!
Список используемой литературы:
Акимова Л. Музыкальная литература: Дидактические материалы. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002
Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. – М.: Музыка, 1982
Лагутин А., Смирнова Э. Программа по музыкальной литературе для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. – М., 1982
Лисянская Е. Методические рекомендации по преподаванию музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. – М.: 1990
Шорникова М. Музыкальная литература. Первый год обучения.- Ростов н/Д: Феникс, 2004
|
|
|