|
Методическая разработка: «Особенности развития сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»»
Методическая разработка:
«Особенности развития сенсомоторной сферы у
детей с интеллектуальными нарушениями»
Составила: учитель-дефектолог
Дектярёва Светлана Анатольевна
Мариинск, 2015 г.
Особенности развития сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями
Для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития значимыми остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. Присутствие наглядно-образного мышления в развитии обычных детей 6-7 лет является нормой, а у детей того же возраста с проблемами в интеллектуальной сфере преобладающим остаётся мышление наглядно-действенное. У них отмечается пониженная цветовая чувствительность, с трудом усвоив основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный), они ещё долго путают их оттенки. Также у «особенных» детей страдает произвольное внимание, восприятие и все процессы мышления и памяти. Основным в процессе коррекции на данной стадии развития дошкольников является совершенствование сенсомоторной сферы детей и высших психических функций.
Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой аномалию в психофизиологическом развитии ребёнка, имеющую значительные различия в структуре, степени тяжести и возможностях коррекции (компенсации) дефекта. С психолого-педагогической точки зрения эти дети обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом, что вызывает определённые трудности в процессе обучения и воспитания. Основной дефект — нарушение познавательной деятельности — вызван органическим повреждением коры головного мозга (Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.).
Целостное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.
Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей с интеллектуальными отклонениями состоит не столько в нарушениях воспринимающих аппаратов, сколько в отклонениях в восприятии, как сложной психической функции.
Процесс восприятия характеризуется рядом свойств.
Для восприятия любой модальности свойственна избирательность, т. е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка.
Предметность — основной результат процесса восприятия, уровень которого определяет, насколько целостно и осмысленно воспринят объект, отражена ли в восприятии его структура.
Для нормального функционирования восприятия характерна константность — способность узнавать объект вне зависимости от его расположения, удаленности, освещенности и т. д., т. е. от условий восприятия.
Рассмотрим, как проявляются указанные свойства у детей с нарушениями интеллектуальной сферы.
В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие данной категории детей. Установлено, что восприятие носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются от самого предмета. Причем ребенок с интеллектуальной недостаточностью выделяет преимущественно наиболее яркие свойства, а иногда всего лишь одно, по которому отличает предмет от других предметов. В обозреваемом объекте «выхватываются» отдельные части, при этом недооценивается важный для общего понимания материал, что подтверждает узость объема восприятия. Нарушена избирательность восприятия: дети с интеллектуальными нарушениями долго не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации, нередко оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности постепенно у них развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Характерным недостатком детей с интеллектуальной недостаточностью является нарушение обобщённости восприятия, что проявляется в скудности представлений, недостаточно точных, наличии частных и случайно запомнившихся. Кроме того, как показывают исследования отечественных психологов (П. Б. Шошин и др.), скорость восприятия у них становится значительно ниже при любом отклонении от оптимальных условий: малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, контурные, зашумленные и перекрытые изображения, частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии). Много ошибок допускается при восприятии изображения перевернутых предметов, по-разному расположенных (К. И. Вересотская). Не всегда узнаются и часто смешиваются сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы. Данные факты означают, что более сложные формы аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора отстают в своем развитии от более простых форм.
Ученый-психолог И. М. Соловьев отмечал, что многопредметный участок действительности оказывается для таких детей «малопредметным». Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью — последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей «теряют».
Недостаточная активность, слабая целенаправленность у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются в отсутствии стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах. При этом отмечается снижение остроты зрения, что не позволяет выделить в объекте присущую ему специфичность.
Указанные особенности сказываются на различении цвета. Ж. И. Шиф отмечала, что дети с интеллектуальной недостаточностью значительно позже своих сверстников начинают различать цвета, при этом характерным является соединение в одну группу несходных цветов и оттенков, не различение промежуточных цветов и малонасыщенных цветовых оттенков.
Своеобразие зрительного восприятия детей с интеллектуальными нарушениями отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным(И. М. Соловьев,Н. М. Стадненко).
Итак, нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.
Указанные особенности являются характерными практически для любого вида восприятия, что подтверждают имеющиеся научные исследования.
Искаженность предметно-пространственных представлений (Т. Н. Головина) проявляется в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов.
Подчеркнем, что ориентировка в пространстве складывается постепенно, от чувства собственного тела до выработки стратегии поведения в физическом и социальном мире. Это сложный полифункциональный процесс, включающий в себя такие составляющие, как целостность поля зрения, острота зрения, глазомер.
Дети с интеллектуальной недостаточностью неточно понимают и употребляют в активной речи предлоги, что свидетельствует о неполном осознании пространственных отношений предметов, неумении эти понятия обобщать и адекватно обозначать. Дефектное развитие словесно-логического мышления не обеспечивает базы для полноценного осмысливания пространственной ситуации.
Становится ясно, что характерные трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире.
Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе, для многих видов труда.
Гармоничное развитие ребёнка невозможно без игровой деятельности; развитие сенсорной сферы не является исключением. Процессы познания, ощущения, восприятия, обследования, сравнения проходят через игру.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал. В. А. Сухомлинский.
«Матрёшки». На столе приготовлены матрёшки, отличающиеся величиной. Ребёнок должен сравнить их и сказать, которая из них больше, поставить их по росту, а потом вложить одну матрёшку в другую.
«Лото». Очень просто и интересно проводится игра в лото, направленная на закрепление представлений ребёнка о цвете. Лото состоит из табличек, в клетках которых нарисованы кружки разных цветов.
«Сделай бусы». Для этой цели можно использовать пуговицы, крышечки от бутылок разных цветов. Ребёнку показать образец, например, три кружочка разных цветов в определённом порядке (красный, жёлтый, синий) и предложить нанизать на нитку, леску или верёвочку в такой же последовательности предложенные предметы. Таким же образом целесообразно использование геометрических фигурок.
«Одень свою куклу». Заранее готовятся несколько комплектов кукольной одежды разного цвета. На стульчик сажают кукол с разными бантиками. Вся одежда перемешана. Даётся задание – надень всё, что подходит Кате (например, это будет кукла с красным бантом), Маше ( кукла с белым бантом).
«Подбери цветок». Можно использовать живые цветы, поставленные в одной вазе в виде букета. На столе четыре вазы разного цвета, в них надо поставить цветы соответствующей окраски, т.е. взять из общего букета красный цветок и поставить его в красную вазу, жёлтый цветок – в жёлтую и т.д., пока все цветы не окажутся в вазах соответствующего цвета. Вазы и цветы можно сделать из цветной бумаги.
«Букет для мамы». Готовится аппликация (можно использовать картинку с изображением букета цветов). Надо назвать цветы. Нарисованные на картинке, посчитать сколько цветов в букете, найти среди них такие, которые встречаются 1,2,3 раза.
«В гостях у ёлки». Дети украшают ёлку специально подобранными игрушками. Надо посчитать, сколько всего игрушек на ёлке, найти среди них 2,3,4 совершенно одинаковые; 2-3 игрушки, отличающиеся только по цвету, по размеру.
«Бабочки-сестрички». На картинке нарисованы 2 бабочки: одна с раскрашенным левым крылышком, другая совсем не раскрашенная. Надо определить, чем одна бабочка отличается от другой, а затем сделать их совсем одинаковыми.
«Волшебное дерево». На картинке изображено дерево, на нём несколько яблок – зелёных, жёлтых; на опущенных ветках – контуры не раскрашенных яблок. Под деревом также находятся яблоки – зелёные, жёлтые и не раскрашенные. Надо внимательно рассмотреть картинку, определить, где больше яблок – на дереве или под деревом, раскрасить яблоки таким образом, чтобы зелёных и жёлтых было поровну.
«Найди свой цвет». Дети вступают в круг. Им раздаются шарики двух цветов (например, красный и зелёный). Ведущий держит в одной руке красный шарик, в другой – зелёный. По сигналу «Раз, два, три» дети, которым достался красный шарик, становятся по правую сторону ведущего ( к него в правой руке красный шарик), дети, которым достался зелёный шарик, становятся по левую сторону ведущего ( в левой руке у него зелёный шарик).
«Спрячь шарик в ладошках». Данная игра направлена на закрепление представлений ребёнка о величине. На столе раскладываются большие и маленькие шарики. Взрослый даёт ребёнку маленький шарик и просит его спрятать в ладошках так, чтобы никто из ребят шарик не увидел. Другому ребёнку взрослый даёт большой шарик и тоже предлагает спрятать в ладошках. У ребёнка не получается спрятать шарик, так как он большой. Далее дети по очереди подходят к столу, закрывают глаза, берут любой шар и говорят, большой он или маленький.
|
|
|