|
«Глина в жизни человека»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №45»
Конспект
занятия по познавательному развитию
на тему:
«Глина в жизни человека»
Автор:
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ФФНР
Калинина И. В.
Г. Заволжье, 2009 г.
Цель: познакомить детей с природным материалом – глиной и её свойствами: плотная, не рассыпается, мягкая, пластичная, легко лепится, хорошо сохраняет форму.
Задачи:
Формировать умение сравнивать материалы, называть их особенности, в соответствии с их свойствами использование в поделках.
Познакомить детей с назначением разных видов глины (красно-коричневая и белая).
Развивать умение определять материал по его внешним характеристикам и свойствам (песок, глина, дерево).
Уточнить представление детей о назначении материала – дерево.
Вызвать познавательный интерес через постановку проблемной ситуации.
Развивать речь (активный словарь: прилагательные - плотная, рыхлый, мягкая, пластичная, хрупкий, красно-коричневый; существительные – археолог, история; пассивный словарь: водопроницаемость, податливый, упрямый, залежи, залегает, бело-серая).
Расширять кругозор.
Воспитывать любознательность, организованность, дисциплинированность.
Предшествующая работа:
1.Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь материала, из которого изготовлен предмет).
2.Рассматривание альбома «Как жили люди на Руси» (закрепление представлений детей о назначении материала – дерево).
3.Рассматривание деревянных изделий, иллюстраций деревянных строений.
4.Беседа о профессии археолога.
5.рассматривание глиняных скульптурок.
Материал:
Демонстрационный: 1.глиняные черепки,
2.схема-разрез слоя земли,
3.виды глины (красно-коричневая, серая, бело-серая),
4.карта Нижегородской области с отмеченными
территориями залегания глины),
5.карьерный песок,
6.таблица с карточками-символами «Свойства глины и
песка».
Раздаточный: 1.совки,
2.карта маршрута,
3.2 воронки ( с зелёным прямоугольником – с песком, с розовым
прямоугольником – с глиной),
4.2 стакана,
5.мерный стакан с водой,
6.глина,
7.влажный песок (карьерный),
8.подносы,
9.влажные салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы узнать как жили люди в прошлом, какими предметами они пользовались?
Дети: Да.
Воспитатель: А как это можно сделать?
Дети: -Переместиться на машине времени;
-Прочитать книгу;
-Посмотреть фильм; и т.д.
Воспитатель: Это всё правильно, но есть и другой способ: можно представить жизнь людей прошлого, видя и зная предметы, которыми они пользовались. А где же взять эти предметы?
Дети: Можно посмотреть их в музее, у бабушки в деревне и т.д.
Воспитатель: Но от куда же все эти старинные предметы попадают в музей?
Дети: Их приносят люди, которые хотят поделиться своей историей с другими, сохранить свою историю или отдают учёные.
Воспитатель: Какие учёные?
Дети: Археологи.
Воспитатель: Кто это такие археологи?
Дети: Археолог – это учёный, который изучает жизнь людей прошлого по сохранившимся вещам.
Воспитатель: Часто им эти вещи приходится раскапывать из земли. Вот и сегодня я вам предлагаю побыть археологами и познакомиться с жизнью людей прошлого, с теми предметами, которые их окружали, и постараться выяснить из чего же изготавливали эти предметы и почему брали этот материал? Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: У археологов есть руководитель группы. Выбирайте его сами.
Дети выбирают «руководителя» группы.
Воспитатель: Берите всё, что необходимо вам для раскопок: совки, руководителю я вручаю карту. Определитесь на ней, пожалуйста, где предположительно нужно делать раскопки. В путь!
Дети определяют на карте место поиска, идут «по маршруту» и находят место «раскопок». Раскапывают и обнаруживают глиняные черепки.
Воспитатель: Что вам удалось найти?
Дети: Похоже, что это - части какой то посуды.
Воспитатель: Можно по этим частям определить, как она выглядела?
Дети: нет.
Воспитатель: А можно определить из какого материала она сделана?
Дети: Да, можно. Предположительно это глина.
Воспитатель: Почему вы решили, что это глина?
Дети: У неё красно-коричневый цвет, она не сгнила в земле, она хрупкая и легко бьётся. А ещё люди прошлого часто из неё делали разные предметы : посуду, игрушки, кирпичи.
Воспитатель: В земле скрывается
В руках преображается,
Огнём закаляется,
В посуду превращается.
Воспитатель: А почему её так широко использовали? Вы знаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: А из какого материала люди раньше могли делать посуду, игрушки, строить дома?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А что в них плохого?
Дети: -Дерево гниет;
-Может загореться;
-А ещё лес приходится вырубать, а это очень плохо.
Воспитатель: И вот люди стали искать другие материалы. Наткнулись однажды на грязь, которая, засыхая на солнце, становится твёрдой. Догадались, как она называется?
Дети: Глина
Воспитатель: Глину добывают под верхним слоем земли (демонстрирует схему-разрез слоя земли).
Глина бывает разного цвета (демонстрирует виды глины).
Как вы думаете, что можно сделать из красно-коричневой глины?
Дети: Игрушки, кирпичи, глиняную посуду.
Воспитатель: А из бело-серой ( она встречается реже).
Дети: Наверно, только посуду.
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами недавно рассматривали карту нашей Нижегородской области (демонстрирует карту).
На ней я отметила места, где у нас в области есть залежи глины.
Дети рассматривают карту.
Воспитатель: Обратите внимание, что около нашего города Заволжье глины залегает очень много. Вот эту глину я нашла на окраинах города (демонстрирует).
Но много залегает и песка (демонстрирует карьерный песок, по цвету очень похожий на глину).
Как же отличить глину от песка?
Дети дают предположительные ответы.
Воспитатель: Вы сейчас археологи, а, значит, учёные. А учёные прежде чем о чём-то высказаться, проводят опыты. Вот и я вам сегодня предлагаю провести опыты и узнать все свойства глины и песка. Только так можно отличить глину и песок и понять почему же люди в прошлом стали использовать для своих нужд именно глину. А сейчас я вам предлагаю немного «зарядиться» перед сложной научной работой.
Физкультминутка
Мы шагали,
Мы копали,
Из земли клад доставали.
Всё изучим,
Разберём.
Всё докажем,
Всё поймём.
|
Дети маршируют
имитация движений работы лопатой
присед, «подъём» руками предмета
имитация руками раскрытой книги
руки по очереди развести в стороны
выставить по очереди указательные пальцы левой и правой рук
указательные пальцы рук - к вискам головы
|
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Воспитатель: Сначала мы будем выявлять первое свойство – водопроницаемость, т.е. пропускает глина воду или нет.
У вас на столах стоят 2 стакана, в них – 2 воронки, в воронке с красным квадратиком – глина, а с синим – песок. Подвиньте их к себе.
Дети подвигают стаканы.
Воспитатель: У вас у каждого стоят мерные стаканчики с водой. Возьмите их и аккуратно налейте немного воды в воронку с глиной (дети выполняют).
Что можно сказать про глину?
Дети: Глина не пропускает воду.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она плотная.
Воспитатель: Молодцы! А теперь из этого же стакана налейте немного воды в воронку с песком (дети выполняют).
Что вы можете сказать о песке?
Дети: Песок пропускает воду.
Воспитатель: Почему?
Дети: Песок рыхлый.
Воспитатель: Молодцы! Отодвиньте на край стола стаканы с воронками и стакан с водой (дети выполняют).
Теперь я вам предлагаю выявить второе свойство глины – глина материал прочный, пластичный и податливый или, наоборот, хрупкий и «упрямый».
У вас на столах стоят подносы, на которых лежит влажная глина и влажный песок. Подвиньте к себе подносы. Для того, чтобы проверить прочный ли материал – глина, вы должны оторвать кусок глины (дети выполняют).
Что можете сказать о глине? Как она отрывается?
Дети: Глина легко отрывается, не рассыпается.
Воспитатель: Правильно. Глина – материал прочный. Теперь оторвите кусок песка (дети выполняют).
Что произошло?
Дети: Песок тоже легко отрывается, но рассыпается.
Воспитатель: Очень хорошо. Песок – материал хрупкий. Для того, чтобы проверить пластичность глины, попробуйте оттянуть от куска глины пальцами. (Дети выполняют)
Что вы можете сказать о глине?
Дети: Глина мягкая, пластичная; хорошо лепится, ей можно легко придать любую форму.
Воспитатель: Умницы. А теперь попробуйте оттянуть от куска песка пальцами какую-либо форму (дети выполняют).
Что вы можете сказать о песке?
Дети: Песок не такой пластичный материал, ему сложнее придать форму и сохранить её.
Воспитатель предлагает детям вытереть руки влажной салфеткой.
Воспитатель: Ну что, уважаемые учёные, вы провели опыты с сырой глиной и сырым песком. Что сейчас вы можете сказать о глине и песке?
Я вам предлагаю занести результаты опытов в таблицу:
-
-
-
Здесь есть 2 кармана: в один карман вы будете вставлять карточки-характеристики глины, а в другой – песка.
Воспитатель предлагает детям по желанию выйти, показать карточку, назвать, что она обозначает (например, пропускает – не пропускает воду, прочный или хрупкий материал, пластичный или «упрямый» материал) и вставить в соответствующий карман.
Когда все карточки будут расставлены воспитатель достаёт карточки из кармана «Глина» и просит детей назвать все свойства глины.
Дети: Глина плотная, прочная, не рассыпается, мягкая, пластичная, легко лепится, хорошо сохраняет форму.
Воспитатель: Вот поэтому люди с давних времён и использовали глину в своём хозяйстве. И сейчас, несмотря на то, что изобретены новые материалы, глина до сих пор служит человеку. Наверняка у вас в доме есть какие-то глиняные предметы: утварь, посуда, скульптурки.
|
|
|