Главная страница

«Мцыри и гордая Пальма»


Скачать 88.55 Kb.
Название «Мцыри и гордая Пальма»
Дата 15.02.2016
Размер 88.55 Kb.
Тип Урок

Предмет: литература, урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Учитель: Тимошенко Наталья Александровна, МОУ СОШ№3, Г. Тарко-Сале.


Тема: «Мцыри и гордая Пальма»
(По поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и сказке В.М. Гаршина «Attatea princeps»)


Продолжительность: 1 урок - 40 минут.

Классы:

Технологии: Power Point, Word.

Цели урока.
Обучения: совершенствовать знания о поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и о сказке Гаршина В.И. «Attalea princeps», закрепить представление о романтическом произведении; познакомить с некоторыми литературоведческими понятиями: лексический повтор, однокоренные слова; формировать умения выполнять сопоставительный анализ произведений.

Развивающие цели: развивать устную и письменную речь, творческие способности, исследовательские умения и навыки; развивать мыслительные операции (умение анализировать, обобщать, систематизировать); развивать навыки работы с художественным текстом и навыки составления текстовой характеристики литературного героя; развивать читательскую самостоятельность школьников, уверенность в своих силах, настойчивость.

Воспитывающие цели: воспитывать высшие моральные качества, потребность в знаниях; формировать эстетическую отзывчивость от поэтического слова, чувство, эстетические взгляды; стремление принести пользу людям, умение считаться с общественным мнением, дисциплинированность; обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, формировать активное отношение к ней.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Общие методы обучения: поисковый, проблемный, метод проектор.
Средства и приёмы обучения: учебник, справочная литература, мультимедийный проектор, презентация урока, музыка Чайковского к балету «Щелкунчик», ресурсы сети Итернет.
Межпредметные связи: русский язык, литература.
Рефлексия: учащийся каждой группы работает с технологической картой исследования, в которой последовательно отмечает результаты этапов исследования, в конце урока выполняет самооценку и оценивает работу участников группы.


Примерный ход урока:
У. На прошлых уроках мы познакомились с представителями литературы 19 века М.Ю.Лермонтовым и его поэмой «Мцыри» и Гаршиным и его сказкой (Появляется слайд: тема исследования)
1.Формулировка темы исследования.

1 слайд

Учитель:

Сегодняшний наш урок называется Мцыри и Гордая Пальма (По поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и сказке Гаршина) (Появляется слайд: тема урока)
2. Постановка целей, задач исследования

2 слайд.

Учитель:

Почему имена этих двух героев разных авторов разных произведений находятся рядом в теме нашего урока? (ваши предположения) Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (Выяснить, что объединяет поэму М.Ю.Лермонтова и сказку В.И.Гаршина?)

1839 году М.Ю. Лермонтов создал поэму «Мцыри», а в 1879 году, спустя сорок лет после появления лермонтовского шедевра, Гаршин воплотил идею «Пленницы» в форме сказки «Attalea princeps», в которой он запечатлел образ гордой Пальмы, томящейся в стеклянной клетке оранжереи.  
Слайд 3, 4.

У. На сегодняшнем уроке необходимо исследовать произведения и решить, что же объединяет лермонтовского Мцыри и Гордую Пальму Гаршина? Для этого вы заранее распределились по группам: одна группа анализирует произведение М.Ю.Лермонтова, другая – сказку Гаршина. Каждый из вас работает с технологической картой урока. Куда вносит свои выводы и замечания. На основе анализа этой карты выставляется оценка по итогам исследования (Учащиеся знакомы с порядком работы по технологической карте).

Слайд 5.
Какие знания вам для этого понадобятся? (Знания текстов, знания о литературном герое)

Какие умения: умения сопоставлять, анализировать, работать в группе, аргументировать.

2. Исследование и доказательство гипотез.

Учитель:

Что де объединяет героев этих двух произведений?

(Они одиноки.

Они любят родину.

Они бесстрашно стремятся к свободе).
Слайд 6.

Появляется слайд: одиночество, любовь к родине, стремление к свободе.

Учитель: Одинокое существо, оторванное от родных мест, пленено обстоятельствами. Какими?

В «Мцыри» — это монашеская келья, в «Attalea princeps» — оранжерея. Желание вырваться из этого плена на свободу усилено тоскою по родине.

Слайд 7.

Задание: Найдите в тексте строки, рисующие одиночество героев.

…Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел вздыхая на восток,

Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
(«Мцыри»)

У. Задание: Какими эпитетами автор рисует душевное состояние Мцыри? (Одинок, томим. Это краткие прилагательные. Они называют не постоянный, пассивный признак, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени, чем достигается особая экспрессия текста.)

Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные созданья; они помнили свою родину и тосковали о ней. <�…>

Была между растениями одна пальма, выше всех и красивее всех. <�…>

она была одна, она лучше всех помнила своё родное небо и больше всех тосковала о нём…” («Attalea princeps») .

Задание: Какие слова помогают нам определить душевное состояние Пальмы? (одна, тосковала)

Слайд 8.

Вывод по второй гипотезе: героев объединяет чувство одиночества и любовь к родине.

Слайд 9.

Учитель:

Тоска по родине побуждает героев к отчаянному действию.

Слайд 10.

Задание: в каких строчках авторы передают это отчаянное стремление? Выделите части речи передающие динамику изображаемой картины.

Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат,
Обняться с бурей был бы рад!

(Не случайно в этом отрывке автор использует большое количество глаголов, тем самым передавая динамичность изображаемой картины: стремление Мцыри к свободе. Лексический повтор глагола узнать (анафора) подчёркивает стремление героя к познанию неизведанного.)

Учитель.

Два образа автор противопоставляет в словах Мцыри. Какие это образы? (воля и тюрьма)

Учитель.

Что делает Мцыри для осуществления своей мечты? ( Бежит из монастыря)

Учитель.

Как выражает Гаршин стремление Пальмы к свободе?(Текстовые антоним: небо и солнце не сквозь эти решётки и стёкла)

“— Я и одна найду себе дорогу. Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стёкла, — и я увижу! <�…>

Учитель.

Какие отчаянные действия предпринимает пальма?

Тогда пальма начала расти. <�…>

И она росла, тратя все соки только на то, чтобы вытянуться, и лишая их свои корни и листья…”

Слайд11.

Какой элемент повествования вы считаете кульминационным? Зачитайте.

Учитель.

Кульминация побега Мцыри из монастыря и выплеска — обнаружения его природных сил — битва с барсом.

Удар мой верен был и скор.
Надёжный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…

Учитель.

Для пальмы кульминация роста — схватка с железными решётками и прорыв сквозь крышу к желанному небу.

Attalea подымалась. Наконец она плотно упёрлась в рамы. Расти дальше было некуда. Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что давило на решётки, и решётки уже подавались, хотя были сделаны из крепкого железа. <�…>

И в эту минуту раздался звонкий удар. Лопнула толстая железная полоса. Посыпались и зазвенели осколки стёкол. <�…>

Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зелёная крона пальмы”.

Учитель.

Герои решительны в своём стремлении к свободе. Не считаются с препятствиями.

3.Вывод исследования.

Учитель.

Какой вывод можно сделать в результате нашего исследования?

Слайд12.

И у Лермонтова, и у Гаршина в этих произведениях особенно неразрывно и трагически переплетаются мотивы одиночества, любви к родине и стремления к свободе. Именно это объединяет лермонтовского Мцыри и Гордую Пальму Гаршина.

Таким образом, мы доказали, что у героев есть нечто общее и не напрасно он находятся рядом в теме урока.
Учитель.

Какова развязка произведений?

Учащиеся:

Обессилевшего Мцыри находят недалеко от монастыря и снова приносят в келью, где он, умирающий, рассказывает перед своей неизбежной кончиной старику-монаху о трёх днях, проведённых на воле.

И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.

Ещё более трагична участь пальмы: её спилили и выбросили на задний двор в осеннюю грязь. А перед этим, когда она пробила крышу оранжереи и увидела снаружи вместо ожидаемого солнца “мелкий дождик пополам со снегом”, “серые клочковатые тучи”, оголённые деревья, похожие на мертвецов, её постигло разочарование. Только-то? — думала она. — И это всё, из-за чего я томилась и страдала так долго? И этого-то достигнуть было для меня высочайшей целью?”.

Учитель.

Развязка произведений Гаршина и Лермонтова трагична, что вполне свойственно романтическим произведениям.

Слайд 13.
4.Формулировка домашнего задания.

Учитель.

Доказательство следующей гипотезы - ваше домашнее задание.

Слайд 14.

  • 1. Подбирая иллюстрации и эпизоды произведений, доказать что герои романтичны.

  • 2. Повышенной сложности. Составьте проект «Мцыри - романтический герой», «Пальма – романтический герой» и выполните его презентацию.

Учитель.

- Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том, как погибли герои произведений? Переживаем ли мы гибель?

Анонимный рецензент в журнале «Дело» упрекал В.М. Гаршина за проявленные “недоверие к жизни” и “неверие в людей”: “Наша борьба представляется ему бессмысленной сутолокой, по поводу наших идеалов он спрашивает: «только-то?».

- Бесполезны ли были стремления героев произведений по вашему мнению?( мысли ребят)

- Так что же для вас стало ценно в образе этих двух героев?

(Заслушиваются ответы учащихся)

Главная сила людей, подобных этой пальме и подобных лермонтовскому Мцыри, заключается в цельности их чувств, в могущественности их мнений и желаний, в их вере. Достигнув своего идеала, они не спросят: «только-то?», и не погибнут от отчаяния, а лягут в могилу, успокоенные и умиротворённые.


Учитель.

Хочется пожелать вам быть упорными в достижении своей цели.

15. Подведение итогов, выставление самооценки и оценки работы участников группы.