Главная страница

Мбоу сош №126 Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения фгос


Скачать 105.8 Kb.
Название Мбоу сош №126 Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения фгос
Дата 06.03.2016
Размер 105.8 Kb.
Тип Документы

Вилкова Н.Е.

Нижний Новгород

МБОУ СОШ №126

Особенности обучения английскому языку в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.

Возрастание роли предмета «Иностранный язык», изменение ценностных ориентиров, возникновение новой системы оценки достижения планируемых результатов учащихся начальной школы требуют внесения изменений в организацию обучения иностранному языку.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Поэтому изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

  • расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;

  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

  • развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;

  • приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке, различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;

  • духовно-нравственное воспитание школьника;

  • развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе[4];

  • формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности)[3].

Иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке современных УМК для начальной школы, где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Иностранный язык» основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования[1]. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное» воспитание личности ребенка - педагогически организованный процесс усвоения и принятия ценностей. Какова же моя роль в данном процессе? Я, как учитель иностранного языка, знакомлю детей с миром зарубежных сверстников через детский фольклор, детскую художественную литературу и традиции носителей изучаемого языка. Тем самым я веду учащихся к пониманию того, что они живут в многоязычном и поликультурном сообществе. Воспитываю чувство уважения культуры других народов, развиваю доверие и способность к пониманию других людей. В своей практике стараюсь выбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в ребёнке доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, пробуждают эстетические потребности и чувства. Дети очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные диалоги-поздравления с днём рождения, с Новым годом, с Рождеством. Разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, младшие школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счёт расширения спектра проигрываемых ролей.

В учебном процессе речевые ситуации позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников. Например, работая с текстом об уникальной природе Австралии, беседую с третьеклассниками о защите окружающей среды во всём мире. При изучении раздела «Наша страна» акцентирую внимание учащихся на достижениях и великих людях России.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»

В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому они также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.

Требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ для предмета «Иностранный язык» и конкретизирующие их планируемые результаты представлены Примерной программой по иностранному языку с учётом ведущих целевых установок изучения данного предмета.

Под личностными результатами освоения учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам

Личностные универсальные учебные действия – ведущие, поскольку делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями. С этой целью на занятиях создаю условия, при которых у учащихся появляется необходимость, потребность, желание включиться в учебную деятельность. Использую такие задания, как: «Прочитай и угадай», «Послушай песенку. Какие животные есть у старика Макдональда на даче?» В своей практике часто использую задания на самоопределение, ориентирующие учеников на выявление моделей языковых единиц известных и неизвестных им, прошу оценить поступки героев ( «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы», «Ты соглашаешься с героем?», «С каким суждением ты согласишься?»).

Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:[5].

а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
б) освоение учащимися межпредметных понятий.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речью как новым способом общения. Отработка действия планирования осуществляется при подготовке монологического высказывания по плану предложенного текста .

Проектные задания позволяют учащимся расширить и углубить изучаемый материал. В ходе работы над проектом, как на учебных, так и на внеурочных занятиях происходит обсуждение индивидуальной или групповой деятельности учащихся по избранной теме, демонстрация отдельных результатов. Школьники учатся самостоятельно работать с литературой (словарями, детскими энциклопедиями), рассматривать тему с разных сторон. Проектная деятельность обогащает опыт учащихся, учит применять исследовательские методы.

Развитие навыков поиска и сбора информации, работа с первоисточниками происходит во время подготовки мультимедийного сопровождения при изучении определённых разделов УМК. Учащиеся готовят презентации совместно с учителем, родителями и защищают свои работы. Совместная деятельность на общем информационном поле позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества, эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии.

Познавательные учебные универсальные действия включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы. Для отработки данного учебного действия стараюсь выбирать такие задания, которые направлены на извлечение информации из прослушанных текстов, умение работать с текстом , с таблицами, умение действовать по образцу.

Логические универсальные действия сравнения, анализа, синтеза отрабатываю при выполнении таких заданий, как «Нарисуй вещь своего друга и подпиши по образцу», « Соедини буквы в алфавитном порядке, напиши, что получилось», «Вообрази монстрика, нарисуй его и опиши».

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальное взаимодействие, включающее учёт позиции партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Данные УУД отрабатываются в рамках работы над проектами, во время ролевых игр, разнообразных диалоговых ситуаций. Формирование коммуникативных УУД осуществляется на моих занятиях и в рамках групповой работы. Командные соревнования позволяют актуализировать в детях мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться и связано с формированием универсальных учебных действий. На моих уроках она проводится в ходе выполнения заданий творческого и поискового характера, через учебное проектирование, комплексные работы на межпредметной основе.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.

  • приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

  • сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы[4].

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Основную роль в оценках по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся играют четвертные и годовые контрольные работы, результаты выполнения которых объективно покажут, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной компетенции в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами. В конце обучения в начальной школе проводится итоговая контрольная работа, характеризующая уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио младшего школьника.

С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях»[2]. В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Варианты портфолио являются одним из компонентов современных УМК по иностранному языку.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио.

Таким образом, современные подходы к оценке достижения планируемых результатов по иностранному языку включают в себя уровневую дифференциацию на основании накопительной системы оценивания через портфолио.

Библиографический список

[1] Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России [Текст] — М.: Просвещение, 2009. — 24 с. — (Стандарты второго поколения).
[2] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с. — (Стандарты второго поколения).
[3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е.С. Савинов]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
[4] Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа [Текст] В 2 ч. Ч.2. — М.: Просвещение, 2010. — 231 с. — (Стандарты второго поколения).
[5] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).