|
Литература с элементами театрализации Герасим в доме барыни
Герасим в доме барыни
( по рассказу И.С.Тургенева «Муму» )
Цели:
-
образовательные:
проанализировать первую часть рассказа – образы барыни и Герасима
показать авторское отношение к персонажам
направить читательское восприятие
выйти на проблематику рассказа
-
развивающие:
развивать умение использовать элементы театрализации при анализе текста
-
развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы
формировать умение анализировать текст художественного произведения
-
воспитательные:
-
учить слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение
воспитание нравственности через анализ поступков героев
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами начинаем анализировать рассказ И.С.Тургенева «Муму». У вас было домашнее задание: прочитать первые три страницы рассказа. Даже не спрашиваю – надеюсь, что это сделали все.
- Какие персонажи вам встретились?
/Герасим и барыня
- Если взять процентное соотношение – кому Тургенев отдает предпочтение, кого он описывает более подробно?
/Герасима
- Интересно, а почему? Кто такая барыня?
/хозяйка Герасима, дворянка.
- А кто такой Герасим?
/ Герасим всего лишь дворник, ее крепостной.
- Тем не менее большее внимание Тургенев уделяет именно Герасиму. Почему?
/Герасим – главный герой рассказа, автор выделяет его.
- Получается, что в начале рассказа мы знакомимся с Герасимом и барыней, вернее с Герасимом в доме барыни, так как о ней мы узнаем немного.
Записываем тему урока: Герасим в доме барыни.
Цели нашего сегодняшнего урока:
познакомиться с некоторыми героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»,
составить о них свое мнение,
опираясь на текст, попытаться определиться с некоторыми проблемами, затронутыми в произведении.
(цели урока произносятся только губами, без голоса)
- Ой, что-то с голосом моим стало… Наверное, неспроста – ведь наш главный герой – глухонемой. Ребята, помогите мне озвучить цели нашего урока. Анализируя любое произведение, что мы обязательно рассматриваем? Какие цели мы перед собой ставим?
/Познакомиться с текстом, выявить образы и проблемы, затронутые автором в тексте.
- Спасибо.
Запись на доске: ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМЫ
- Итак, давайте ближе познакомимся с героями. Первой на страницах текста появляется барыня, с нее и начнем.
Анализируем первый абзац текста, выходим на запись на доске
Запись на доске: барыня – дворянка, старая, скупая, одинокая
- Как к ней относится автор?
/Отрицательно
- Но все-таки главный герой – это, несомненно, Герасим. К сожалению, сам о себе он рассказать не может, так как глухонемой от рождения. Что значит «глухонемой»
/Не слышит, не говорит
- А мы можем судить о человеке, если он ничего не говорит?
/Да
- Как? Как нам понять, что за человек Герасим?
/По поступкам: внешности, отношению к работе, к людям, по интерьеру комнаты
- Согласна. Давайте и рассмотрим эти моменты. Но не следует забывать, что наш поток называется как?
/Литература с элементами театрализации
- Поэтому и анализировать образ Герасима мы будем, используя… театрализацию
Задание:
1 ряд – ваша тема – «Отношение Герасима к работе», используете прием «живые картины». Ваша задача – разработать и представить нам эту тему.
2 ряд – ваша тема – «Герасим и челядь», используете прием инсценирования.
3 ряд – занимаетесь оформительской работой – разрабатываете эскиз костюма Герасима и эскиз декорации – «Комната Герасима».
У вас 5-7 минут, потом представляете свои работы.
1 ряд представляет «живые картины»
- Вопрос к зрителям – На что вы обратили внимание?
/Как Герасим упал и лежал не двигаясь.
- Почему? О чем Герасим думал, вспоминал, может быть, мечтал?
/О деревне
- Неужели ему так плохо живется в городе?
/Нет, но его сюда привезли по воле барыни, он не может понять – зачем он здесь, ему непривычно, одиноко
- Как ему жилось в деревне?
/Жил один, много работал, на его работу было весело смотреть
2 ряд представляет свою сценку
На что обратили внимание?
/На важность, степенность Герасима, уверенность в себе
3 ряд представляет эскизы костюмов и декорации–
презентация эскиза. Что мы можем сказать о человеке, у которого такая комната?
/Основательный
Запись на доске: Герасим – дворник, крепостной, работяший, уверенный в себе, основательный
- Итак, мы познакомились с двумя героями рассказа. Конечно, их намного больше, и на следующих уроках мы продолжим знакомство с образами рассказа. Какие же проблемы затрагивает автор в своем произведении?
/Одиночество, произвол, крепостничество.
- Замечательно, Запишем.
Запись на доске: одиночество, произвол, крепостничество
- Сегодня мы с вами только начали изучать рассказ И.С.Тургенева «Муму», познакомились с некоторыми образами и проблемами этого произведения. На следующих уроках мы продолжим работу.
Д/з – разгадать кроссворд, подготовить рассказ о герое, загаданном в кроссворде
Приложение №1
Приложение №2
|
|
|