Главная страница

Литература с элементами театрализации Герасим в доме барыни


Скачать 37.7 Kb.
Название Литература с элементами театрализации Герасим в доме барыни
Дата 24.02.2016
Размер 37.7 Kb.
Тип Документы

Герасим в доме барыни

( по рассказу И.С.Тургенева «Муму» )
Цели:

  • образовательные:

    • проанализировать первую часть рассказа – образы барыни и Герасима

    • показать авторское отношение к персонажам

    • направить читательское восприятие

    • выйти на проблематику рассказа

  • развивающие:

    • развивать умение использовать элементы театрализации при анализе текста

    • развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы

    • формировать умение анализировать текст художественного произведения

  • воспитательные:

    • учить слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение

    • воспитание нравственности через анализ поступков героев



- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами начинаем анализировать рассказ И.С.Тургенева «Муму». У вас было домашнее задание: прочитать первые три страницы рассказа. Даже не спрашиваю – надеюсь, что это сделали все.

- Какие персонажи вам встретились?

/Герасим и барыня

- Если взять процентное соотношение – кому Тургенев отдает предпочтение, кого он описывает более подробно?

/Герасима

- Интересно, а почему? Кто такая барыня?

/хозяйка Герасима, дворянка.

- А кто такой Герасим?

/ Герасим всего лишь дворник, ее крепостной.

- Тем не менее большее внимание Тургенев уделяет именно Герасиму. Почему?

/Герасим – главный герой рассказа, автор выделяет его.

- Получается, что в начале рассказа мы знакомимся с Герасимом и барыней, вернее с Герасимом в доме барыни, так как о ней мы узнаем немного.

Записываем тему урока: Герасим в доме барыни.
Цели нашего сегодняшнего урока:

  • познакомиться с некоторыми героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»,

  • составить о них свое мнение,

  • опираясь на текст, попытаться определиться с некоторыми проблемами, затронутыми в произведении.

(цели урока произносятся только губами, без голоса)

- Ой, что-то с голосом моим стало… Наверное, неспроста – ведь наш главный герой – глухонемой. Ребята, помогите мне озвучить цели нашего урока. Анализируя любое произведение, что мы обязательно рассматриваем? Какие цели мы перед собой ставим?

/Познакомиться с текстом, выявить образы и проблемы, затронутые автором в тексте.

- Спасибо.

Запись на доске: ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМЫ

- Итак, давайте ближе познакомимся с героями. Первой на страницах текста появляется барыня, с нее и начнем.

Анализируем первый абзац текста, выходим на запись на доске

Запись на доске: барыня – дворянка, старая, скупая, одинокая

- Как к ней относится автор?

/Отрицательно

- Но все-таки главный герой – это, несомненно, Герасим. К сожалению, сам о себе он рассказать не может, так как глухонемой от рождения. Что значит «глухонемой»

/Не слышит, не говорит

- А мы можем судить о человеке, если он ничего не говорит?

/Да

- Как? Как нам понять, что за человек Герасим?

/По поступкам: внешности, отношению к работе, к людям, по интерьеру комнаты

- Согласна. Давайте и рассмотрим эти моменты. Но не следует забывать, что наш поток называется как?

/Литература с элементами театрализации

- Поэтому и анализировать образ Герасима мы будем, используя… театрализацию
Задание:

1 ряд – ваша тема – «Отношение Герасима к работе», используете прием «живые картины». Ваша задача – разработать и представить нам эту тему.

2 ряд – ваша тема – «Герасим и челядь», используете прием инсценирования.

3 ряд – занимаетесь оформительской работой – разрабатываете эскиз костюма Герасима и эскиз декорации – «Комната Герасима».

У вас 5-7 минут, потом представляете свои работы.
1 ряд представляет «живые картины»

- Вопрос к зрителям – На что вы обратили внимание?

/Как Герасим упал и лежал не двигаясь.

- Почему? О чем Герасим думал, вспоминал, может быть, мечтал?

/О деревне

- Неужели ему так плохо живется в городе?

/Нет, но его сюда привезли по воле барыни, он не может понять – зачем он здесь, ему непривычно, одиноко

- Как ему жилось в деревне?

/Жил один, много работал, на его работу было весело смотреть

2 ряд представляет свою сценку

На что обратили внимание?

/На важность, степенность Герасима, уверенность в себе
3 ряд представляет эскизы костюмов и декорации

презентация эскиза. Что мы можем сказать о человеке, у которого такая комната?

/Основательный

Запись на доске: Герасим – дворник, крепостной, работяший, уверенный в себе, основательный
- Итак, мы познакомились с двумя героями рассказа. Конечно, их намного больше, и на следующих уроках мы продолжим знакомство с образами рассказа. Какие же проблемы затрагивает автор в своем произведении?

/Одиночество, произвол, крепостничество.

- Замечательно, Запишем.

Запись на доске: одиночество, произвол, крепостничество
- Сегодня мы с вами только начали изучать рассказ И.С.Тургенева «Муму», познакомились с некоторыми образами и проблемами этого произведения. На следующих уроках мы продолжим работу.
Д/з – разгадать кроссворд, подготовить рассказ о герое, загаданном в кроссворде

Приложение №1

Приложение №2