Главная страница

«Идеал прекрасного в понимании Л. Н. Толстого»


Скачать 82.96 Kb.
Название «Идеал прекрасного в понимании Л. Н. Толстого»
Дата 16.02.2016
Размер 82.96 Kb.
Тип Урок

Тема урока: «Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого»

(По роману «Война и мир»)

Цель урока:

1)раскрыть сущность прекрасного,

обратившись к эпизодам: на охоте, святки,

в доме дядюшки (герои эпизодов- члены семьи Ростовых

2) противопоставить чистоту народной жизни, истинной красоте природы,

народному искусству ложь, пошлость, искусственность,

безнравственность мира Курагиных, обратившись к эпизодам:

«в зрительном зале», «на сцене»

Прекрасен тот, в ком жизнь живет.

Живут традиции, обычаи народа,

Божественная русская природа

В ком чистоты, добра и правды

Свет искрится,

Кто не фальшивит и не лжет,

Любовь в душе своей кто свято бережет.

Объявление темы урока.

-Кто является воплощением прекрасного в романе ?

Семья Ростовых.

В романе много эпизодов,связанных с этими героями. Остановимся на не которых из них.

А)на охоте; Б) в доме дядюшки ; В)праздничные святки.

Часть 4 глава 3- охота стр.251

-С чего начинается сцена охоты?

С описания осенней природы.(звучит «Осенняя песня»Чайковского)

Обратимся к иллюстрации, выполненной учащимися(сцена охоты)

Выразительное чтение текста.

Уже были зазимки, утренние морозы заковывали смоченную осенними дождями землю, уже зелень уклочилась и ярко-зелено отделялась от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины леса в конце августа были еще зелеными островами между черными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей. Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать и оттепелью.

Поделитесь впечатлениями о прочитанном.

Ответы: Благодатный для охоты день,

-не охотиться просто нельзя.

-особый мир, отличающийся от того, с которым писатель знакомил до сих пор

-простота, точность

-мир поэзии, красоты, мир разнообразных красок, света

-ощущение полноты жизни, радости , молодости, силы

-Что помогает писателю создать его?

(Лексика)

Необычный язык повествования.

Докажите!

-образный язык отрывка.

-простонародная лексика: зазимки, уклочилась, жнивы (близость к народному быту; трудно адекватные слова отыскать в литературном языке)

Замолаживать. Как можно сказать по-другому?

Небо стало хмуриться, заволакиваться туманом, сделалось пасмурным.

Почему замолаживать?

Молодость придает картине радостный колорит.

Сопоставьте слова: потеплело и оттеплело.

Потеплело -совсем тепло.

«Оттеплело» -стало лишь несколько теплее.

(Какая точность!)

-Как раскрывает сцена охоты идеал прекрасного?

Ответы: Прекрасно уже то, что

А) у человека возникла потребность общения с природой;

ведь любовь к природе -это любовь к жизни;

Б)участники охоты испытывают чувства радости,восторга,азарта.

-Что сказано о Николае?

«…его охватило то непреодолимое чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствии своей любовницы» стр.252

«…совершилось величайшее счастье -и так просто без шума, без блеска» (встреча с волком) стр.260

Наташа «…Наташа, закутанная платками, из-под которых виднелось оживленно, с блестящими глазами лицо».

Стр269 «Наташа, не переводя духа, яростно и восторженно визжала»

Илья Андреевич был веселый, румяный, глаза его блестели ,он находился в хорошем расположении духа.

Наши герои «со счастливыми лицами взвалили волка на лошадь»

Участники охоты находятся состоянии полёта(несутся гончие и люди,увлечнные охотой)

«…стаи неслись вдоль по лесу»

«…град ударил мерина по бокам и понесся за гончими» стр.259

«Николай закричал не своим голосом, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь» стр 261

«Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летели, сами не зная, как и куда, видя только собак и зайца» стр 268

Каковы ваши впечатления?

Сцена охоты выявляют истинную ценность человека. Она определяется не тем, к какому

сословию принадлежит человек , а его опытом, силой, ловкостью, удалью, умением.

Интерес в этом отношении образ Данилы: сильный, мудрый, сноровистый. В решающую минуту, когда волк вот-вот мог уйти от своих преследователей, не кто иной, как Данило, решил исход травли. Он действует как умный и ловкий зверь, представляется естественным в гуще собак, в схватке с волком.

«Данило, пристав, сделал падающий шаг, как будто ложась отдыхать, повалился на волка, хватая его за уши» стр.263

Николай хотел колоть, но Данило прошептал: «Не надо и, переменив положение, наступил ногою на шею волка» (мы видим преимущество Данилы перед барином ,и Николай, чувствуя это, принимает все как должное)

«Однако, брат, ты сердит,- сказал граф. Данило ничего не сказал и только застенчиво улыбнулся детски- кроткой и приятной улыбкой» стр.264, такими же нарисованы русские солдаты в батальных сценах, их сходство их с Данилой не случайно.

Г) стираются грани не только между слугами и господами, но и между людьми и животными, от полноты чувства человек выражает свою радость, простодушно и непосредственно как зверек.

« Караюшка! Отец!, «Милушка, матушка», «Ерзынька, сестрица».

«По-человечьи» выражают свои чувства собаки.

«Что ж, я такой то, как и все, когда дело не коснется травли. Ну а уж тут держись!- казалось Николаю, что говорил вид этой собаки»

Д)Происходит единение людей (а ведь оно будет так необходимо в годину тяжелых испытаний).

Данило, Наташа, Митька, дядюшка, другие охотники (бессознательно любовное единение с людьми, которое особенно дорого Толстому: и родственники вместе, и слуги вместе с господами)

Илагин Ростову : «Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией, уже чего же лучше, а это чтобы шкуры считать,- мне все равно» стр.267

Е) А разве не прекрасен дом дядюшки как продолжение леса?

« в сенях которого пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры…в гостиной стоял березовый стол» стр.271

А из угощений, поданных к столу «были травник, наливки, орехи сырые и каленые».

Дом в котором все вместе: и слуги и господа. Общение с народом радует дядюшку.

Дядюшка любил слушать музыку Митьки- кучера. А Митька- кучер был мастером своего дела. И это по достоинству оценили слушатели.

Близок к идеалу прекрасного образ дядюшки ,и поэтому у наташи весело на душе от пребывания в его доме. Стр.273

-Чтение по ролям диалога Наташи и брата. Стр.274

Ростов «…правда ,вот оно настоящее, которое не есть ,а должно быть». Из коридора ясно слышны стали звуки балалайки, на которой играл мастер своего дела.

- Как хорошо! Право, отлично,- сказал Николай, как будто ему были приятны эти звуки.

- Как отлично ?- с упреком сказала Наташа. Не отлично, а прелесть что такое!

Наташа и Николай в восторге и от игры и пения дядюшки.

-Как вы можете это объяснить?-

«Дядюшка пел так, как поет народ… этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош» стр.276

Исполнение песни напоминает мир природы, его песня как продолжение того, что видели и пережили Николай и Наташа на охоте, его песня как продолжение игры Митьки-кучера.

Это образец подлинного народного искусства , который олицетворяет собой и Наташа. Все радует ее и требует разрядки накопившихся впечатлений, и Наташа выплескивает их в лихой пляске.

Обратиться к иллюстрациям, выполненным учащимися, прокомментировать их.

-Какие строчки из текста приходят на память?

Стр 276 «…как только она встала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил присутствующий прошел, и они уже любовались ею. И дело, конечно, не в искусстве танца, а в умении понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке»

_ Чем подкупает ее танец?

-В нём русское начало, простота, естественность, неповторимость.

_ А какой вы во время пляски видите Наташу?

Элементы словесного рисования:

-как радуга после ливня;

-как распустившиеся почки на деревьях;

-как живые цветы зимой.

Ощущение полноты жизни не покидает Наташу и по дороге домой. Стр.277

Сопоставьте с эпизодами пребывания в Отрадном сцену святок.

Общее: Дружная семья Ростовых ,вместе и господа, и слуги, великолепный пейзаж.

Различие : Отрадное- больше реальности.

святки- больше волшебства.

Т.11 часть 4 главы 9-12 стр 281

Святки. Что знаете об этом празднике?

Перескажите в сжатой форме фрагмент катания на санях.

Звучит пересказ на фоне музыки Чайковского «Тройка»

-обратиться к иллюстрации (какие строки подписали бы?)

-Какие поэтические строчки приходят на память? Ваши впечатления?

В этом фрагменте много радости, восторга и движения: тронулась, зашумели, завизжали, толкнул, прибавлять, подергивать, летела, поспевали, визжат, свистят, шумят, звенит, побрякивает хохот, голоса ряженых.

В эпизоде много волшебства. Приведите примеры!

Волшебный лес, блестки алмазов, волшебные здания, серебряные крыши.

Таким видит лес Николай. И это не случайно! Ведь он сам находится в необычном состоянии: он влюблен. Для него это праздник молодых чувств.

Ощущение радости, (сказки, праздника) счастья, полноты жизни не покидает Ростовых и в доме Милюковых, причем это состояние охватывает хозяев дома.

«Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи… вошли в залу»,

«Паяс Димлер с барыней открыли пляску»,

« Эдуард- то Карлыч как хорош! Да как танцует»,

«Ну, утешили, а мы тут так тихо сидели…»,

«Через десять минут вся молодежь семейства Милюковых присоединилась к ряженым»,

« Все тело Пелагеи Даниловны тряслось от неудержимого старушечьего смеха»,

«Пелагея Даниловна восхищалась тем, как были сделаны костюмы, благодарила всех, кто так повеселил ее»,

«После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку, и рублик, устроили общие игры»,

«Грудь Николая дышала какой-то вечно молодой силой и радостью»,

«Наташа сияет от радости» стр.293, 294, 295.

Вывод: В прочитанных главах писатель раскрывает сущность прекрасного, которое, с его точки зрения заключается в любви к природе, в любви к народным традициям и преданиям, в тесных родственных связях, в единении людей друг с другом, в любви друг к другу, в желании доставлять людям радость, в умении оставаться самим собой, быть простым, непосредственным, а следовательно, прекрасным.

Мы познакомились с той атмосферой, в которой жила семья Ростовых. Соприкосновения с миром Курагиных контрастно противопоставлено этой атмосфере.

-Докажите это, обратившись к своим выборочным комментированным пересказам.

11 том 8,9, 10 главы, 5 часть

Прослушивание индивидуальных сообщений.

  1. «В зрительном зале» стр.332, 335, 336.

  2. «на сцене» стр.338

  3. « В каком отношении мир Элен противопоставлен деревенскому миру» стр.334,336,337,338

  4. «Как и почему меняется Наташа под влиянием новой обстановки»

Обобщение ответов

Говоря о зрительном зале и его посетителях, обращаем внимание на повторяющиеся художественные детали, которые оттеняют безнравственность этого мира, внешний блеск и его внутреннюю нечистоту.

«блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам и шумящий и блестящий мундирами партнер. Блеск («блеснули»), («блестящий») и обнаженное тело -вот что мы снова видим в этих сценах.

В зрительном зале встречаем уже известных нам героев, которые чувствуют себя как дома, ибо это привычный для них мир. Здесь и Жюли, с жемчугами на толстой красной шее», и Элен с «очень оголенными белыми полными плечами и шеей». Толстой словно не видит их лиц, а видит лишь голое тело. И Наташа, пораженная красотой Элен, смотрит на ее лицо: «Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуга, прическу и любовалась красотой плес и жемчугов».

Фальшь, искусственность, ложный блеск и мишура царят на сцене. Здесь повторяются те же художественные детали: «яркий свет», «яркая музыка», «девицы с голыми толстыми ногами и худыми руками»

Знакомя нас с искусством, которое, по мнению писателя, существует для Элен, Жюли, Толстой подчеркивает антиэстетический характер этого искусства. Оно, как и вся жизнь зрительного зала , «вычурно-фальшиво и ненатурально».

Рисуя сцену, Толстой использует прием сатирического обнажения сущности вещей. Вместо того, чтобы описывать декорации, изображающие сад или лес, деревья, луну, Толстой употребляет такие слова, обозначающие не внешний вид декораций, а материал, из которого они сделаны: «На сцене были равные доски посередине, с боков стояли красные картоны, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках.»

Спектакль Наташа воспринимает, сравнивая его по длинным, живым деревенским миром.

«После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, все это было дико и удивительно ей»

Высокая нравственная чистота народной жизни, истинная красота природы, народного искусства, любовь людей друг к другу противопоставлены лжи, пошлости, безнравственного мира Элен. Но влияние этого мира отравляет молодую душу Наташи. Если вначале Наташа преисполнена «равнодушием ко всему окружающему», то вскоре «под тенью Элен» она теряет свою непосредственность и улыбается Борису такою же улыбкой, которою улыбается Элен. Между ней и Анатолием «совсем нет той преграды стыдливости, которую она чувствовала между собой и мужчинами». К концу спектакля она смотрела на сцену, «совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась».

Д\Р Сочинение-рассуждение: « Каков же он- идеал прекрасного в понимании

Л.Н. Толстого?»