Главная страница

Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, Москва, «Просвещение»


Скачать 354.7 Kb.
Название Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, Москва, «Просвещение»
страница 2/2
В.Я. Коровиной
Дата 11.02.2016
Размер 354.7 Kb.
Тип Литература
1   2
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.





п\п

Тема

урока

Кол-во

часов

Предполагаемый

результат

Контроль

усвоения

Домашнее задание

Календарные сроки




I четверть – 17 ч., (из них РР – 5ч.; Вн. чт. – 1 ч.; К.р. – 1 ч.)
















I

Введение

1













1

Художественное произведение. Содержание и форма, автор и герой

1

Знать о роли книги в жизни человека

Отвечать на вопросы; развёрнутый ответ на поставленный вопрос

Подготовить рассказ (устно) на тему: «Книга, оставившая след в моей жизни»




II

Устное народное творчество

2













2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

1

Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен

Вопросы

Выполнить задания по учебнику




3

Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы и поговорки.

Развитие речи №1. Обучение составлению высказывания на основе пословиц и поговорок.

1

Знать определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка», их отличительные особенности

Подобрать синонимы к пословицам

С.11-14 читать, отвечать на вопр. 1-6 с.15; нарисовать иллюстрации к пословицам и поговоркам, рассказ с использованием пословиц и поговорок




III

Древнерусская литература

1













4

Русская летопись. Отражение исторических событий в «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

1

Знать определение понятий; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы

Выразительное чтение отрывка; письменный ответ на вопрос

С.22-24 выразительно читать, вопрос 3




IV

Произведения русских писателей XVIII века

1













5

Русская басня. Противопоставление труда и безделья в басне И.И.Дмитриева «Муха»

1

Знать жанр басни; творчество И.И.Дмитриева

Выразительное чтение; вопросы

С.25-26, вопросы 1,2; с.25-29, воп.4; басню выразительно читать




V

Произведения русских писателей XIX века

12













6

И.А. Крылов. Сведения из биографии баснописца. Равное участие власти и народа в достижении общественного блага в басне «Листы и корни». Секрет «Ларчика».

1

Творчество И.А.Крылова; история и сюжет басни

Выразительное чтение, вопросы

С.30-34, пересказ; по выбору читать басню выразительно, статью о басне пересказ




7

И.А.Крылов. Суд над отношением к искусству в басне «Осел и Соловей». Афористичность басен Крылова.

Развитие речи №2. Подготовка к написанию сочинения.

1

Афористичность басен

Выразительное чтение, анализ басен, групповая работа

Написать сочинение по басне «Любопытный» на тему «Слона-то я и не приметил».




8

А.С.Пушкин. Сведения из биографии поэта. Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С.Пушкина. «Узник».

Развитие речи №3. Обучение выразительному чтению.

1

Знать факты биографии и творческой деятельности А.С.Пушкина; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения

Вопросы, выразительное чтение

С.45-52 читать, вопросы с.51-52; стихотворение с.53 – наизусть




9

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Единение природы и человека.

Развитие речи №4. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения

1

Знать, какие художественные средства использует поэт

Вопросы, выразительное чтение

С.54 – наизусть




10

Есть ли цена у дружбы? Стихотворение А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Зимний пейзаж в стихотворении «Зимняя дорога».

1

ИКТ

Знать факты биографии и творческой деятельности А.С.Пушкина; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения

Устное словесное рисование с использованием цитат из стихотворения

«Барышня-крестьянка» (знать содержание)




11

Цикл повестей Белкина. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Приём антитезы в повести «Барышня-крестьянка»

1

ИКТ

Знать понятие цикл повестей

Вопросы, выразительное чтение

«Выстрел» (знать содержание)




12

Внеклассное чтение №1. Повесть А.С.Пушкина «Выстрел». Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них.

1

Знать особенности прозы Пушкина; особенность композиции повести «Выстрел»

Пересказ эпизодов, беседа по прочитанному, составление кластера

«Дубровский» (том 1-й). Взаимоотношения между семьями Дубровских и Троекуровых




13

Повесть А.С.Пушкина «Дубровский». Изображение русского барства. Конфликт между Дубровскими и Троекуровыми

1

ИКТ

Знать историю создания романа;

Уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы, оценивать поведение героев

Анализ текста

Прочитать 2-й том повести «Дубровский»




14

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Защита чести и независимости личности.

1

ИКТ

Знать содержание глав; уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе

Вопросы; анализ текста

Прочитать главы 12 – 19

Подготовить пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование




15

Любовь Владимира и Маши

1

ИКТ

Знать содержание глав; уметь составлять устное описание портрета героя

Гл.17 пересказ эпизода близко к тексту

Составить простой план романа. Придумать своё окончание повести




16

Развитие речи №5. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

ИКТ

Знать определение понятий «сюжет», «композиция»

Вопросы, сравнительная характеристика героев

Написать сочинение по плану. Подготовиться к контрольной работе по творчеству Пушкина




17

Контрольная работа №1 по теме «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество»

1

Проверить знания уч-ся по теме. Уметь самостоятельно работать, обобщать и применять знания

Тест










II четверть – 14 ч., (из них РР –

2 ч.; Вн. чт. – 2 ч.)



















Произведения русских писателей XIX века

14













18

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта-изгнанника. Любовь к Родине.

1

ИКТ

Знать факты биографии поэта, его творческой деятельности; историю появления стихотворения «Тучи»

Вопросы, выразительное чтение

стихотворение «Тучи» наизусть;




19

Тема красоты и гармонии в стихотворениях «Листок», «На севере диком…», «Утёс»

1

Знать определение понятий «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»; понимать сюжет

Вопросы, выразительное чтение

Выучить по желанию




20

Развитие речи №6. Обучение анализу стихотворения «Три пальмы».

1

Знать определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ» и др.;

Понимать настроение стихотворений

Анализ стихотворения

Инд.: сообщение об И.С.Тургеневе; с.163 – 165, чит., вопр.5;

С.165-166, вопр.1





21

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Пейзажные зарисовки в рассказе

1

ИКТ

Знать факты биографии писателя, своеобразие цикла «Записки охотника»

Вопросы, сопоставление рассказов мальчиков

Написать сочинение по данному началу: «Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня – пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу. Каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…»




22

Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания

1

Знать содержание рассказа; определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»

Анализ текста

Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг»:

  1. «Был прекрасный июльский день…» до «…затеплится на нём вечерняя звезда»




23

Внеклассное чтение №2. М.Ю.Лермонтов «Русалка».

1


Уметь сопоставлять литературный материал

Выразительное чтение, анализ стихов

Биография Тютчева




24

Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии поэта. Разные взгляды на жизнь, отражённые в стихотворении «Листья». Судьба человека и судьба коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

1

Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности

Выразительное чтение, анализ стихов

Выучить стихотворение




25

Пять картин в стихотворении Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело»

1

Уметь сопоставлять словесные и зрительные картины

Анализ стихов, работа в группах

Выучить наизусть




26

А.А.Фет. Сведения из биографии поэта. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности

Анализ стихов; выразительное чтение

Выучить наизусть понравившееся стихотворение




27

А.А.Фет. «Учись у них – у дуба, у березы…» Природа – образец для подражания.

1

Уметь применять сравнительный анализ

Анализ стихов; выразительное чтение

Ответить на вопросы по учебнику




28

Развитие речи №7. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А.Фета. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Уметь выразительно читать стихотворение и анализировать его

Анализ стихов; выразительное чтение

Написать сочинение по плану




29

Н.А.Некрасов. Сведения из биографии поэта. Историческая основа стихотворения «Железная дорога». Правдивое изображение подневольного труда

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности

Письменный ответ на вопрос

Подготовить устный рассказ на тему: «Всё ли хорошо под сиянием лунным»?




30

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». Фантастическое и реальное в стихотворении.

1

Знать определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация» и др.; уметь определять средства художественной выразительности

Вопросы, анализ текста

Читать поэму «Дедушка»




31

Внеклассное чтение №3. Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»

1

Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя

Вопросы

Подготовиться к контрольной работе







III четверть – 21 ч., (из них РР –

2 ч. ; Вн. чт. – 2 ч.; контр. раб. – 2ч)



















Произведения русских писателей XIX века

6













32

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова.

1


Закрепить навыки практической работы с текстами

Таблица, тест

Найти примеры стихотворений, написанных трёхсложными размерами стиха. Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Левша»




33

Н.С.Лесков. Сведения из биографии писателя. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант.

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ», «эпическое повествование»; содержание рассказа

Характер героя, вопросы

Чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан»




34

Особенности языка сказа «Левша»

1

Знать содержание рассказа; уметь объяснять авторское отношение к героям, роль образа повествователя сказе

Работа в группах

Прочитать рассказ Лескова «Привидение в Инженерном замке»




35

Внеклассное чтение №4. Святочные рассказы. «Привидение в Инженерном замке».

1

Знать историю создания и содержание рассказа, уметь оценивать поступки героев, отношение к ним автора

Анализ рассказа

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»




36

А.П.Чехов. Сведения из биографии писателя. Юмор в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»


1

Знать факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа; определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»

Анализ текста, тест

Подготовиться к литературной гостиной (разбиться на три команды)





37

Природа в стихотворениях Я.Полонского, Е.Баратынского, А.Толстого.

1

Знать определение понятий «лирика», «эпос», уметь анализировать стихи и выразительно читать

Работа в группах, анализ стихотворений

Выучить наизусть стихотворение




IV

Произведения русских писателей XX века

15













38

А.П.Платонов. Сведения из биографии писателя. «Неизвестный цветок».

1

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности;

Уметь отличать сказочные и реальные моменты повествования

Чтение, анализ текста

А.Грин «Алые паруса»




39

Внеклассное чтение №5. А.Грин. Мечта в произведении А.Грина «Алые паруса».

1

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

Уметь составлять тезисный план

Тезисный план статьи; анализ текста

Сочинение-миниатюра «Чем мне понравилась феерия «Алые паруса»?»




40

М.М.Пришвин. Сведения из биографии писателя. «Кладовая солнца».

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности;

Понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча


Отметить эпизоды, которые можно назвать сказочными

Составить план произведения (по главам).




41

Развитие речи №8. Учимся сравнивать. «Мужичок в мешочке» и «Золотая курочка».

1

Знать скрытый смысл прозвища Насти «золотая курочка», авторское отношение к главной героине. Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке»; авторское отношение к герою


Сравнительная характеристика, самостоятельная работа

Описание природы. История о ели и сосне.




42

Сказка и быль в произведении. Природа как образ. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе

1

Знать определение понятия «пейзаж»; уметь находить в тексте заданные эпизоды

Анализ текста, таблица

Ответить на вопрос: «Почему Пришвин так назвал свою сказку-быль?»




43

Контрольное сочинение по тексту сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

1


Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы

Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши

Дописать сочинение




44

Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

1

ИКТ

Знать авторов стихотворений; факты их биографии, творческой деятельности;

Уметь выразительно читать стихи


Выразительное чтение

Выучить наизусть

с.80-81




45

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Д.С.Самойлов «Сороковые».

1

Знать авторов стихотворений; факты их биографии, творческой деятельности;

Уметь выразительно читать стихи


Выразительное чтение, анализ стихотворения

Читать рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой»




46

В.П.Астафьев. Сведения из биографии писателя. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. «Конь с розовой гривой».

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»;

Уметь рассказывать выборочно


Анализ текста

Нарисовать, каким вы представляете тот пряник. Подготовить пересказ эпизода с земляникой




47

Честность, доброта, чувство долга в рассказе «Конь с розовой гривой»

1

Уметь подбирать материал и составлять характеристику литературных героев

Кластер

Сделать закладки «Особенности речи героев произведения»




48

Развитие речи №9. Речевая характеристика героев. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой»

1


Знать определение понятий «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки»

Анализ текста, письменная работа в парах.

Перечитать фрагмент рассказа: «День был ясный, летний…» до конца рассказа; пересказать близко к тексту с.98-105




49

В.Г.Распутин. Сведения из биографии писателя. Отражение в рассказе «Уроки французского» трудностей военного времени

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности;

Понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приёмы характеристики героя»

Выразительное чтение, пересказ, анализ текста

Эпизод, связанный с историей игры в «замеряшки»; письменно ответить на вопрос




50

Нравственные проблемы, поднятые в рассказе «Уроки французского»

1

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия

Ответы на вопросы

Устное сочинение на тему «Послевоенное детство героев рассказа «Уроки французского» и детство ребят в наше время»




51

«Тихая лирика» Николая Рубцова

1

ИКТ

Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества


Выразительное чтение, анализ стихотворения

Выучить наизусть понравившееся стихотворение




52

Мифы Древней Греции.

1

Знать определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»;

Понимать смысл мифов, образ идеального героя

Чтение, вопросы, тест

Пересказ одного из подвигов Геракла или миф «Нарцисс»







IV четверть – 18 ч.,

(из них КР – 2 ч. ; Вн. чт. – 5 ч.)
















53

«Серьёзный юмор» в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности;

понимать смыл названия рассказа


Вопросы, чтение текста

Подготовиться к контрольной работе по пройденному материалу




54

Контрольная работа №3 по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, Я.П.Полонского и др.

1


Уметь работать с текстом


тест










Произведения русских писателей XX века

3













55

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С.Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»

1

ИКТ

Знать автора; определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; уметь находить художественные средства языка

Выразительное чтение, анализ стихотворений

С.187-188, выразительно читать; подготовить иллюстрации (по желанию)




56

А.А.Ахматова. Сведения из биографии поэтессы. Поэтизация родной природы в стихотворении «Перед весной бывают дни такие…».

1

ИКТ

Знать автора; уметь выражать впечатления от прочитанного

Выразительное чтение, анализ стихотворения

Рассказы Шукшина «Срезал», «Критики»




57

В.М.Шукшин. Образ «странного» героя в литературе. Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Срезал» и «Критики»

1

ИКТ

Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества

Анализ рассказов, работа в группах

Подготовить сообщение о своей национальности: промыслы, особенности одежды, традиции




V

Из литературы народов России

1















58

Общечеловеческое и национальное в литературе народов России. Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга». Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда..», «Каким бы малым ни был мой народ…»

1

ИКТ

Знать сведения о поэтах; уметь выразительно читать стихотворения; уметь объяснять художественные приёмы в стихотворении

Выразительное чтение, анализ стихотворения

Прочитать отрывки из поэмы «Илиада». Подготовить пересказ «Легенды об Арионе»




VI

Из зарубежной литературы

10















59

Геродот и Пушкин. «Легенда об Арионе».

1

Знать определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»;

Понимать смысл мифов, образ идеального героя

Чтение, вопросы, сопоставительный анализ двух произведений

Прочитать отрывки из поэмы «Одиссея»




60

Гомер. Эпические поэмы «Одиссея» и «Илиада». Одиссей – легендарный герой Греции

1

Знать понятие «героический эпос»; уметь находить средства художественной выразительности

Чтение, вопросы

Отрывки из романа Сервантеса «Дон Кихот»




61

Внеклассное чтение №6. Мигель де Сервантес Сааведра. Сведения о жизни и творчестве писателя. Роман «Дон Кихот»

1

Знать автора; уметь выражать впечатления от прочитанного; сравнивать героев

Чтение, вопросы

Письменно ответить на вопрос: Чем близок и дорог роман «Дон Кихот» людям нашего времени?




62

Ф.Шиллер. Сведения о жизни и творчестве писателя. Достоинство и честь в балладе «Перчатка».

1

Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», её отличие от былины и песни

Выразительное чтение, анализ баллады

Прочитать новеллу Мериме «Маттео Фальконе»




63

Внеклассное чтение №7. П.Мериме. Остросюжетность новеллы «Маттео Фальконе»

1

Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности;

Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

Вопросы, диспут

Написать миниатюру «Я протестую…», основанную на впечатлениях от новеллы. Читать «Приключения Гекльберри Финна» Твена




64

Внеклассное чтение №8. Марк Твен. Сведения о жизни и творчестве писателя. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

1

Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности;

определение понятий «комическое», «юмористическое»; уметь сравнивать поведение героев с точки зрения сходства и различия

Анализ эпизодов

Дочитать главы




65

«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека.

1

Уметь сравнивать поведение героев с точки зрения сходства и различия

Анализ эпизодов

Сочинение-миниатюра «Моё самое увлекательное приключение»




66

Внеклассное чтение №9. А.де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Маленький принц».

1

Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности;

определение понятий «философская сказка», «притча», «символ»

Анализ текста

Дочитать притчу-сказку




67

Реальное и фантастическое в произведении «Маленький принц». Философская сказка или мудрая притча?

1

Знать определение понятий «философская сказка», «притча», «символ»

Анализ эпизодов

О Генри «Вождь краснокожих»




68

Внеклассное чтение №10. О Генри. «Вождь краснокожих»

1

Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

Анализ эпизодов

Подготовиться к контрольной работе




69

Контрольная работа №4 по темам: «Родная природа в русской поэзии 20 века», «Писатели улыбаются», «Из литературы народов России»

1

Показать осведомленность в текстах изученных произведений

Тест







70

Резервный урок

1












1   2