|
«Лексические нормы»
Упражнения по теме «Лексические нормы»
Упражнение 1.
Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.
Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета - надета) меховая шапка.
Упражнение 2.
Составьте словосочетания с данные паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.
1) Артистический - артистичный, архаический - архаичный, асимметрический - асимметричный, завладеть - овладеть, обессилить - обессилеть, стать - встать, основать - обосновать, героизм - героика - героичность, тема - тематика, реально - реалистически, индивидуальный - индивидуалистический, оклик - отклик, соседний - соседский, аллегоричный - аллегорический.
2) Дипломант - дипломник, значимый - значительный, нетерпимый - нетерпеливый, опростить - упростить, патриотичный - патриотический, типичный - типический, трагичный - трагический, сценичный - сценический, заразный - заразительный, проблема - проблематика, плодовитый - плодотворный, туристский - туристический, психически - психологически, комедия - комизм, акцент - акцентирование.
3) Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить, отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный - читательский.
Упражнение 3.
Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок. В тех случаях, когда паронимы могут сочетаться с одними и теми же словами (например: главная роль и заглавная роль), укажите, чем различаются такие словосочетания.
1. Дипломатичный - дипломатический (ответ, поступок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, неприкосновенность); эффективность - эффектность (освещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения новой техники, капиталовложений, производительности труда); основать - обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию); усвоить - освоить (целинные земли, хорошие манеры, привычку, моду, машину, новую технику, профессию, лекцию, теорию).
Упражнение 4.
Исправьте предложения, заменив ошибочно употребленные слова соответствующими паронимами.
1. На полях рукописи краснели пометы, сделанные преподавателем.
2. Домоуправление обратилось к жильцам с просьбой очистить подвалы от захламленности.
3. Всем студентам, находившимся в зараженной зоне, будет выплачиваться стипендия.
4. Когда за начальником мастерских были замечены факторы пьянства, о нем написали в газете.
5. Люди чувствуют это и бережнее относятся к народному добру.
6. Он до сих пор половину своей зарплаты отсылал жене, жил бережно.
7. Ocoбенно ярко выражена жизнь народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
8. Аржанова считали человеком молчаливым, скрытым, придурковатым.
9. Характер любoгo человека вырабатывается под действием окружающей среды.
10. Много лет прошло после первого издательства романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
11. Нас охватило горделивое чувство патриотизма, и мы запели нашу любимую песню.
12. Я молчаливо наблюдал эту сцену, пока конфликт не погас сам по себе.
13. Пришел главбух, велел всем поставить в ведомости росписи и получить деньги.
14. После аварии больной на целый месяц попал в травматическое отделение
|
|
|