Главная страница

Курсовая работа Формирование лидерских качеств у младших школьников посредством внеклассных занятий «Социальная педагогика»


Скачать 0.66 Mb.
Название Курсовая работа Формирование лидерских качеств у младших школьников посредством внеклассных занятий «Социальная педагогика»
страница 2/4
Дата 23.03.2016
Размер 0.66 Mb.
Тип Курсовая
1   2   3   4
Глава 2. Анализ опытно-поисковой работы по развитию лидерских качеств младших школьников

2.1. Характеристика опытно – экспериментальной работы Петруниной М.В., направленной на формирование лидерских качеств у младших школьников, проведенной на базе МОУ Пышминской СОШ

В данном параграфе мы попытаемся проанализировать сущность опытно-экспериментальной работы, которую провела Петрунина М.В. в МОУ Пышминская СОШ.

Контрольный эксперимент был осуществлен, пока данные готовятся.

Тема эксперимента: Формирование лидерских качеств у младших школьников на внеклассных занятиях

Исполнитель эксперимента: Петрунина Марина Владимировна

Научный руководитель эксперимента: Устьянцева Людмила Даниловна

Актуальность темы: Современная жизнь и обстановка в обществе ставит нас в такие условия, что выживает сильнейший. Успеха быстрее добьется человек с развитыми чертами лидера, уверенный в себе, с адекватной самооценкой. Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они — результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками. Их мир часто ограничивается монитором ПК и телевизором. Тут уже не до проявлений лидерства. Вернее, лидерство заключается в наличии дома ПК и прочей техники. Поэтому в наше время существует такая проблема как формирование и совершенствование лидерских качеств именно у младших школьников.

Идея эксперимента заключается в том, чтобы посредством форм внеклассных занятий создать условия для формирования лидерских качеств у младших школьников. Это позволит ребенку быть более успешным как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Замысел эксперимента заключается в следующем:

  1. Подобрать диагностический инструментарий

  2. Обосновать выбор диагностического инструментария

3. Провести первичный замер, направленный на выявление лидерских качеств у младших школьников

  1. Разработать и реализовать на практике систему форм внеклассных занятий, направленную на формирование лидерских качеств у младших школьников

  2. Провести вторичный замер, направленный на выявление сформированных лидерских качеств у младших школьников

Объект экспериментирования: процесс формирования лидерских качеств у младших школьников

Предмет экспериментирования: формы организации внеклассных занятий, способствующие формированию лидерских качеств у младших школьников

Педагогическая цель: создание условий для формирования лидерских качеств у младших школьников посредством форм внеклассных занятий

Цель эксперимента: подтвердить или опровергнуть предположение о том, что формы внеклассных занятий являются эффективными методами формирования лидерских качеств у младших школьников.

Задачи:

1. Подбор и обоснование диагностического инструментария, позволяющего определить уровень сформированности лидерских качеств у младших школьников

2. Разработка форм внеклассных занятий, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников

3. Проведение первичного и вторичного замеров, на основании которых можно говорить об сформированности лидерских качеств у младших школьников

В соответствии с задачами исследование имеет следующие этапы:

  1. Констатирующий

Цель: выявить уровень сформированности у младших школьников лидерских качеств

Задачи:

  1. Проанализировать литературу, направленную на формирование лидерских качеств у младших школьников

  2. Определить систему оценивания уровня сформированности лидерских качеств у младших школьников

  3. Разработать занятия, направленные на формирование лидерских качеств у младших школьников.

Диагностический инструментарий:

- Тест «Я - лидер» [Приложение 2]

- Тест «Организаторские способности лидера» [Приложение 3]

- Методика «Ролевые ожидания» [Приложение 4]

-Методика «Лидер с узким индивидуальным диапазоном» [Приложение 5]

- Методика «Склонность к доминированию» [Приложение 6]

  1. Формирующий

Цель: создание условий для повышения уровня сформированности лидерских качеств у младших школьников

  1. Отобрать занятия, которые смогут повысить уровень сформированности у учащихся лидерских качеств

  2. Проанализировать и описать педагогические условия создаваемые в процессе обучения с целью формирования у учащихся лидерских качеств

  3. Способствовать формированию у учащихся лидерских качеств

  4. Выявить действенность форм внеклассных занятий для формирования лидерских качеств у учащихся.

На данном этапе проводились работы по формированию таких лидерских качеств, как:

1. Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер.

2. Активность – умение действовать энергично, напористо.

3. Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.

4. Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми.

5. Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное.

6. Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умения доводить дело до конца.

7. Самообладание – способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях.

8. Работоспособность – выносливость, способность вести напряжённую работу.

9. Наблюдательность – умение видеть, мимоходом отмечать важное, замечать детали.

10. Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя.

11. Организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность

  1. Контрольный

Цель: проверить эффективность применения форм внеклассных занятий для повышения уровня сформированности лидерских качеств у учащихся

Задачи:

1) Проведение вторичной диагностики с целью выявления динамики уровня сформированности у учащихся лидерских качеств

2) Анализ получаемых результатов об эффективности использования форм внеклассных занятий для формирования лидерских качеств у учащихся

3) Выявление положительных и отрицательных факторов, повлияющих на апробацию форм внеклассных занятий.

Формирование лидерских качеств осуществлялось в следующих оптимальных условиях:

а) добровольность и заинтересованность учащихся на внеклассных занятиях по формированию лидерских качеств;

б) создание благоприятного климата на внеклассных занятиях;

в) внешняя и внутренняя готовность к установлению контакта между учащимися и учителем;

г) данные формы внеклассных занятий должны использоваться периодически;

д) учет специфики проведения внеклассных занятий;

е) все дети будут занимать активную позицию в ходе проведения внеклассных занятий.

Сроки эксперимента: 6 недель


2.2. Обоснование выбора диагностического инструментария
Методы и методики диагностики отобраны в соответствии с целью эксперимента: подтвердить или опровергнуть предположение о том, что эффективными методами формирования лидерских качеств у младших школьников являются формы внеклассных занятий

В данном эксперименте используются разные методы диагностики, подобранные с учетом разных типов диагностических данных : Q – данных – опросные методы: опросники; Т – данных – методы тестирования.

Опросный метод в нашем исследовании подразумевает использование следующих диагностических методик: тест «Организаторские способности лидера», «Ролевые ожидания», «Лидер с узким индивидуальным диапазоном», «Склонность к доминированию», Тест «Я - лидер», предназначенных для детей младшего школьного возраста.

Целью теста «Организаторские способности лидера» является оценка способности человека быть лидером. Результаты диагностики выражены в баллах и анализируются по следующим параметрам: менее 25 баллов- качества лидера выражены слабо; от 26 до 35баллов – качества лидера выражены средне; от 36 до 40 баллов– качества лидера выражены сильно; более 40 баллов– человек как лидер склонен к доминанту. Ответы учащихся сопоставляются с ключом, при каждом совпадении выставляется 1 балл. Форма проведения данной диагностики индивидуальная, для первичного и вторичного замеров.

Цель методики «Ролевые ожидания»: определить ролевой статус лидера и тип исполнителя по следующим критериям: идеолог, организатор, исполнитель, дезорганизатор. Результат отмечается на сводном бланке число выборов, полученных каждым учащимся в той или иной роли. Форма проведения данной диагностики индивидуальная, для первичного и вторичного замеров.

Диагностическая методика «Лидер с узким индивидуальным диапазоном» проводится с целью выявления лидера в специальных видах деятельности: спорт, досуг, трудовое дело, туризм, культурная жизнь, выпуск газеты. Подсчитывается число выборов, полученных учащимися в первую и вторую очередь.

Диагностическая методика «Склонность к доминированию» позволяет выявить лидерские качества: доминантность, склонность к руководству, уверенность в себе, самостоятельность. Результаты данной диагностики обрабатываются следующим образом: каждый из вопросов соответствует одному из лидерских качеств, ответы учащихся сопоставляются с ключом. 1 – количество ответов в 1 столбце делится на количество ответов во 2 столбце. Если получится более 1, то преобладают черты лидера инициативного, не избегающего ответственности. Если получится менее 1, то человеку свойственен ведомый характер, он несамостоятельный, он готов работать под руководством других. 2 – количество ответов во втором столбце делится на количество ответов в 4 столбце. Если получится более 1, то у человека преобладает уверенность в себе, самообладание, самостоятельность, способность к достижению и он легко справляется с трудностями. Если получится менее 1, то человеку свойственна неуверенность в себе, нерешительность и незрелость характера, безынициативность. Форма проведения индивидуальная, для первичного замера.

Тест «Я- лидер» позволяет выявить собственные лидерские качества. Результаты теста обрабатываются по следующим критериям: 4 – полностью согласен с утверждением; 3 – скорее согласен, чем не согласен; 2 – трудно сказать; 1 – скорее не согласен, чем согласен; 0- полностью не согласен.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы: 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:
А - умение управлять собой; Е - знание организаторской работы;
Б - осознание цели (знаю, что хочу); Ж - организаторские способности;
В - умение решать проблемы; З - умение работать с группой.
Г - наличие творческого подхода Д- влияние на окружающих.

Если при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41 поставлено более 1 балла, считается, что ответ участника теста был неискренен. Форма проведения данного теста индивидуальная, для первичного и вторичного замера.

Таким образом, выбранные методики соответствуют предъявляемым требованиям и позволят исследовать особенности формирования лидерских качеств у младших школьников, а также сопоставление двух результатов двух контрольных замеров, с использованием подобранных методик, позволит сделать вывод о действенности выбранных методов по формированию лидерских качеств у младших школьников. [Приложение 1]

Состав диагностических методик определения лидерского потенциала

Номер

Методика

Качества

1.

Тест «Организаторские способности лидера»

- настойчивость

- инициативность

- самокритичность

- требовательность к себе и другим

- критичность

- надежность

- выносливость

- восприимчивость к новому

- оптимистичность

- решительность

2.

Методика «Ролевые ожидания»

- организованность

- инициативность


3.

Методика «Склонность к доминированию»

- доминантность

- склонность к руководству

- самостоятельность

4.

Тест «Я - лидер»

- умение управлять собой;

- знание организаторской работы;
- осознание цели (знаю, что хочу);


- организаторские способности;
- умение решать проблемы;


- умение работать с группой.
- наличие творческого подхода


- влияние на окружающих

5.

«Лидер с узким индивидуальным диапазоном»

- организованность

- трудолюбие

- самостоятельность


3.3. Сущность внеклассных занятий

по формированию лидерских качеств.
Занятие «Хороший старт – залог успеха»

Цель: введение в тему; группообразование; снятие тактильного барьера; принятие групповых правил.

Необходимые материалы: бейджики, рабочие тетради, маркеры, карточка для записи.

Ход занятия:

  1. Приветствие и настройка

Приветствие ведущего и обсуждение настроения (10 мин.)

  1. Введение тему

Упражнение «Лидер в моей жизни»

Этап 1. Индивидуальный.

Ведущий. Я сейчас порошу каждого представить себе лидера – человека, который по своим личным качествам для вас является лидером, приоритетом, авторитетом во многих отношениях, того, кого можно назвать образцом лидерства. Это может быть реальный человек, герой книги или фильма.

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом? (1мин.)

Этап 2. В парах.

Ведущий. Теперь я попрошу вас объединиться в пары с тем человеком, с которым вы рядом сидите. Поделитесь друг с другом вашим образом лидера.

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом? (по 1, 5 минут на человека)

Этап 3. В группе.

Ведущий. Какие образы вы представляли? Были ли среди них известные персонажи? Кто хочет рассказать о своем образе?

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом? (3 мин)

Упражнение «Антилидер»

Ведущий. Теперь представьте себе образ человека, который, по вашему мнению, совершенно не является лидером, или, иначе говоря, образ «отрицательного лидера», т.е. человека, который отрицательно влияет на окружающих людей. Это может быть реальный человек, герой книги или фильма.

Кто он? Какой он? Как он выглядит? Какими качествами обладает?

Почему этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом?

То же самой индивидуально, в парах и в группе. (7 мин)

Упражнение «Определение лидерства»

Ведущий. Давайте определим тогда, кто же такой настоящий лидер? Может быть, вам известны определения из словарей или специальной литературы.

Ведущий может выписать основные слова на доске.

Затем из всех определений выбрать наиболее простые и понятные для участников и записать их всем в своей рабочей тетради (10-15 мин.)

Перерыв 10 мин.

  1. Работа с групповым сплочением

Игра «Паутинка»

Ведущий. Ребята сейчас вы становитесь в тесный круг и протягиваете руки к его середине. По моему хлопку вы беретесь за руки так, чтобы у каждого в левой и правой руке оказались руки других участников (но не соседи справа и слева).А потом вам нужно будет распутаться, не разнимая рук (10 мин).

Игра «Перестройки»

Первое задание.

Ведущий. Сейчас вам необходимо построиться по размеру обуви (молча). Справа от меня ребята с самым большим размером обуви, а у крайнего слева должен быть самый маленький размер (2 мин).

После выполнения этого и следующих заданий происходит проверка правильности выполнения и обсуждение:

Как вы себя ощущаете? Справились? Почему? Что помогло?

Второе задание.

Ведущий. А теперь постройтесь по цвету глаз (молча). Справа от меня – самые светлые, а слева - самые темные (3 мин).

Третье задание.

Ведущий. А теперь необходимо, чтобы не о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды.

Четвертое задание.

Сейчас самое интересное. Вам необходимо построиться по росту. Справа от меня – самый высокий, а слева – самый маленький. Причем сделать это нужно молча, с закрытыми глазами (3 мин)

Общий анализ: после этого упражнения включает обсуждение следующих вопросов:

- как вы себя ощущаете?

- что вам понравилось больше всего?

- что было труднее всего выполнить?

- с чем связаны некоторые ваши неудачи в выполнении заданий?

- успешен ли, по – вашему, результат?

- что бы вы изменили, если бы у вас была возможность пройти все испытания сначала?

- произошли ли какие – то изменения в группе после прохождения всех испытаний? Если да, то что изменилось?

4. Завершение.

Какой опыт я приобрел после этого занятия?

Приложение.

Афоризмы для лидера.

«В рай доходит тот, кто после каждого падения встает и идет дальше» (Иоанн Златоуст)

«не дерево выбирает птицу, а птица выбирает дерево» (Конфуций)
Лидер и его команда

Младший школьный возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей. Данная игра построена таком образом, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя лидером.

«Если ты всегда впереди

В массе жизни, в гуще событий

И других готов за собой вести,

Значит, ты по натуре лидер»

Условия игры: команда из 6 человек участвует в конкурсах, в каждом конкурсе один человек – лидер, остальные – команда. В очередном конкурсе лидер меняется. Таким образом, каждый член команды может попробовать себя и в роли лидера – организатора, и в роли исполнителя.

Конкурс 1. Качества лидера

Девиз конкурса – «познай себя!»

Ведущий: Друзья, я приветствую вас на школе актива «Лидер и его команда».

Юный лидер – человек, ведущий за собой своих товарищей, друзей. Он лучше других понимает, что и как нужно делать, чтобы жизнь была интересной, насыщенной, разнообразной.

Какие же качества нужно иметь, чтобы стать настоящим лидером?

(Команды в течение 2 мин. Записывают качества, на их взгляд необходимые лидеру, затем один участник команды обосновывает ее выбор:

  • Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

  • Активность – умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;

  • Инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичности, предприимчивости;

  • Настойчивость – проявление силы воли, упорство, умение доводить дело до конца;

  • Самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

  • Работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;

  • Наблюдательность – умение видеть, мимоходом отмечать примечательное, сохранять в памяти детали;

  • Организованность – способность подчинить себя необходимому режиму, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.)

Конкурс 2. Имидж лидера 21 века.

Девиз конкурса – «Не так, как все»

Под музыку с комментарием необходимо продемонстрировать модель лидерской моды.

Конкурс 3. Четкие цели.

Девиз конкурса – «Знаю, что хочу!»

Требуется коллективно обсудить психологическую ситуацию за 2 мин. Дать вариант ее решения.

Ситуация 1. На кружке по изобразительному искусству 2 девочки, работая вместе сделали прекрасную, яркую работу. Руководитель кружка сразу же предложил отправить ее на выставку. И тогда девочки забеспокоились: «А как вы подпишите нашу работу? Кому она достанется после выставки?». Что бы вы ответили?

(Вариант решения ситуации детьми: руководитель кружка объяснит девочкам, что когда она будет подписывать работу, то обязательно укажет фамилии обоих. А после выставки работу можно оставить в кружке как образец хорошей творческой работы. А если девочки все же захотят ее забрать, то можно им посоветовать сделать еще одну коллективную работу.)

Ситуация 2. Один из ваших одноклассников постоянно приходит в школу очень неопрятным. Что бы вы сделали, что сказали, чтобы помочь своему однокласснику измениться в лучшую сторону?

(Вариант решения ситуации детьми: прежде всего нужно выяснить причину его неопрятности. Если из-за того, что он не успевает, то можно посоветовать ему составить режим дня и помогать его выполнять. Если есть другие причины, то лучше всего, если с этим мальчиком поговорит тот человек, к чьему мнению он прислушивается.)

Конкурс 4. Игротека.

Девиз конкурса – «научи себя и других!»

Чайничек

Играющий повторяет за ведущим слова и движения.

Чайничек с крышечкой,

Крышечка с шишечкой,

Шишечка с дырочкой,

Из дырочки пар идет.

Пар идет из дырочки,

Дырочка в шишечке,

Шишечка в крышечке,

Крышка на чайнике.

(Участники игры произносят слова несколько раз, каждый раз меняя по одному слову на повторяющиеся звуки и выполняет определенные движения.)

Замена звуков:

  • «пар идет» меняется на «ля-ля»

  • «дырочка» меняется на «ту-ту»

  • «шишечка» меняется на «пам-пам»

  • «крышечка» меняется на «гав-гав»

  • «чайничек» меняется на «хрю-хрю».

Выполняемые движения:

  • «чайничек» - показывать контур чайника;

  • «крышечка» - показывать ладонь, обращенную вниз;

  • «шишечка» - показывать сжатый кулак;

  • «дырочка» - соединить указательный и большой палец, чтобы получилось кольцо;

  • «пар идет» - делать спиралеобразное движение рукой вверх.

Чики – ай

Играющие повторяют за ведущим слова и движения:

  • «чики – ай» (указательным пальцем рисуем одну половинку сердца);

  • «чики - ту» (другим указательным пальцем рисуем другую половинку сердца);

  • «чики ай лав ю» (обоими указательными пальцами прикасаемся то к одной, то к другой щеке);

  • «чики - чики» (правую руку кладем на левое плечо, левую – на правое);

  • «бай - бай» (обоими руками жест «прощание»).

При повторении игры темп увеличивается.

Конкурс 5. Организаторское лото.

Девиз конкурса – «Знаю, Умею, Научу!»

Требуется расположить в правильной последовательности карточки с названиями этапов коллективной творческой деятельности:

  1. Идея дела.

  2. Обсуждение идеи дела с группой товарищей.

  3. Коллективное планирование дела.

  4. Создание Совета дела.

  5. Работа Совета дела с предложениями в плане дела.

  6. Утверждение плана дела.

  7. Распределение сил на подготовку заданий.

  8. Создание и работа творческих групп по подготовке дела.

  9. Организация помощи взаимодействия.

  10. Рекламирование дела.

  11. Смотр готовности.

  12. Проведение дела.

  13. Подведение итогов Советом дела.

Конкурс 6. Мы ищем таланты.

Девиз конкурса – «Дерзайте, вы талантливы!»

Все участники команды представляют номер художественной самодеятельности
Занятие «С творчеством по жизни» или «Кто во что горазд?!»

Цель: расширение представлений о качествах лидера; выявление своих собственных качеств и соотношение их с качествами лидера.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь, маркеры, белый ватман со схематично нарисованным человеком, бланк «Инструментарий успешного лидера, по мнению исследователей лидерства».

Время: 55 мин.

Ход занятия

1. «Качества лидера…»

Разминка «Матрица - перезагрузка»

Все встают в круг (важно, чтобы место было достаточно и сзади не мешали стулья). Ведущий дает инструкцию и показывает необходимые действия.

Ведущий: Мы с вами знаем не мало героев из кинофильмов: Нео из «Матрицы», Бетмэн…У каждого героя есть своя особенность, сильная сторона, он владеет каким – о особым мастерством. Сегодня нам предстоит небольшое путешествие в мир кино. У нас будет возможность научиться ловкости и мастерству у знаменитых персонажей.

Раньше очень популярным был мультфильм «Черепашки Ниндзя». Смотрели? Чем славились черепашки? Их звали Донателло, Микеланджело, Леонардо, Рафаэль…Они великолепно сражались и прыгали, а еще у них были чудесные разноцветные ремни. Они в прямом смысле слова выпрыгивали из любых ситуаций.

Ведущий становится в центр круга, подходит к любому человеку и называет героя, например: «Черепашки Ниндзя».

Задача выбранного игрока – изобразить центральную часть общей фигуры, носящей имя героя. Игроки, стоящие справа и слева от него, принимают определеннее позы, дополняя нужную фигуру. Если кто – то не успевает, путает «фигуру» или делает неправильный жест, он становится в центр водящим и снова называет «фигуры» в любом порядке, а бывший водящий становится на его место.

Перед началом упражнения ведущий показывает участникам группы, какие фигуры соответствуют каждому из героев: Черепашки Ниндзя, Человек Паук, Бетмэн, Нео, Зорро, Сейлармун.

Фигуры.

1) «Черепашки Ниндзя»

Тот человек, который стоит в центре, становится в бойцовскую позу – руки, как в боксе, вытянуты вперед – и начинает прыгать; соседи справа и слева кладут руки на ремни и тоже подпрыгивают; все вместе в тройке хором поют: «Мы не мелкие букашки – Супер Ниндзя черепашки!».

2) «Человек Паук»

Кто из героев отличался удивительной ловкостью? Конечно, человек паук. Тот игрок, который стоит в центре, начинает «взбираться по стене» - ее образуют соседи справа и слева (берут друг друга за плечи, разворачиваются спиной к человеку пауку и чувствуют себя крепкими, как стена).

3) «Бетмэн»

А какого вы знаете героя, который великолепно летал и тоже спасал людей? Правильно, Бетмэн. Для того, чтобы летать, а особенно ночью, нужно обладать не только крыльями, но и великолепной зоркостью и наблюдательностью.

Человек, стоящий в центре, «надевает» на глаза очки из рук (нужно поставить руки перед собой ладонями вниз, указательный и большой палец сомкнуть в круг, теперь полученную конструкцию перевернуть и «надеть на глаза»); соседи справа и слева изображают крылья.

4) «Нео»

Один из самых популярных героев – Нео из «Матрицы». А каким же он мастерством владел? Силой мысли! Так же все мы помним, что время замедлялось и Нео «плавно» сражался.

Тот, кто стоит в центре, пригибается плавно, медленно и красиво назад, соседи справа и слева имитируют удар рукой, но Нео остается невредимый, удары его не касаются.

5) «Зорро»

Но а как же неуловимый Зорро?

Центральный игрок скачет на лошади (одной рукой держась за пояс, а другой размахивает, как – будто лассо); соседи справа и слева развивают плащ Зорро на ветру.

6) «Сейлармун»

Женщины тоже бывают героинями и могут успешно бороться за добро и справедливость.

Центральный игрок становится ровно, вытягивает правую руку вверх, как – будто держит жезл, и говорит: «Я Сейлармун – Луна в матроске – борец за добро и справедливость»; соседи справа и слева становятся так же, только боком, и говорят: «Лунная призма, дай мне сил!».

Завершение

Ведущий. Давайте поаплодируем друг другу. Вот и подошел к концу урок мастерства. Мы и выпрыгивали из различных ситуаций и освоили лазание по стенам, развили свою зоркость и наблюдательность, потренировали свою силу мысли и почувствовали себя неуловимыми.

Упражнение «Лидерские качества»

Ведущий. Для того, чтобы стать успешным лидером, нужно обладать определенными качествами. Какими должны быть эти качества?

(Вместе с группой ведущий выделяет характерные для лидера качества и записывает их на доске.)

А вот инструментарий успешного лидера (приложение к занятию).

Каждому участнику раздается список качеств, которые были выделены исследователями. К нему можно добавить качества, которые необходимы, по мнению участников.

Ведущий. Посмотрите на список и отметьте 10 качеств, которые, по вашему мнению, являются наиболее значимыми для успешного лидера. Отметьте те качества, которые присутствуют у вас из всего списка (можно выделить процентное соотношение развития того или иного качества).

Сравните 2 полученных списка.

Обсуждение

- Какие качества вы выделяли, почему?

- Если отличия между первым и вторым списками?

Ведущий. Отметьте для себя те качества, которые вам бы хотелось развить.

Можно также попросить, чтобы участники сделали пометки в своих рабочих тетрадях, а бланки на время отдали ведущему, их можно не подписывать.

Если есть необходимость, далее можно продолжить выделять 10 качеств в мини – группах и затем выбрать 10 качеств всей группы целиком. Здесь группам нужно будет обосновать, почему именно эти качества они выбрали.

Упражнение «Рисунок человека»

Ведущий. Все, что есть в человеке, имеет свое назначение. Каждая част тела выполняет определенную функцию. Каждая часть тела может символизировать определенное качество, способность человека.

(Ведущий вешает на доску ватман, на котором схематически нарисован человек, который будет символизировать лидера.)

Выберите себе любую часть тела человека (руку, ногу, голову, ухо и т.д.) и подумайте, зачем она нужна лидеру?

Например: уши – умение слушать и слышать. А теперь попрошу каждого по очереди обозначить эту часть тела на вашем рисунке и рассказать, зачем она нужна лидеру, какой смысл несет.

Каждый участник выбирает себе любую часть тела и затем, рисуя ее на ватмане объясняет, зачем она нужна лидеру. Ведущий и другие участники так же могут дополнять своими идеями высказывания.

2. Завершение

Ведущий. А теперь на такой замечательной машине такой классной командой вы можете ехать в самое творческое и интересное место в мире!

Обсуждение

- что больше всего понравилось, запомнилось?

- какие задания оказались самыми трудными? Самыми легкими? Самыми интересными?

- какой опыт вы приобрели?

Приложение

Инструментарий успешного лидера

(И. Вагин, А. Глушай)

Открытость, решительность, жесткость, энергичность, целеустремленность, ориентированность на результат, энтузиазм, вдохновленность, свобода от предрассудков, смелость, уверенность, выдержка, независимость, спокойствие, критическая настроенность, здравый смысл, гибкость, простота, непредсказуемость, любознательность, толстокожесть, интуитивность, бойцовские качества, позитивные мышление, видение перспективы, «особое знание», способность к риску, ораторское искусство, дар убеждения, искренность, настойчивость, инициативность, доброжелательность, умение схватывать суть, навыки общения, фантазия, ответственность, способность выявлять лучшие качества у других людей, понимание взаимосвязей, умение внушать доверие, опытность, адекватное окружение, контраст с предыдущим лидером.
1   2   3   4