|
«Культура поведения закладывается в семье»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Выступление на общешкольном родительском собрании
«Культура поведения закладывается в семье »
Выступила : учитель английского языка
Лазарева Ирина Николаевна
Кашира
2011
Добрый вечер! Тема сегодняшнего разговора: культура поведения закладывается в семье. Сегодня мы в очередной раз поговорим о воспитании наших детей. По словам А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа , и мысли». Культура поведения – это широкое многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к самому себе. Дети должны усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Они вполне доступны детям и постепенно усваиваются ими в процессе общения с другими людьми, в повседневной жизни ребёнка и становятся со временем навыками и привычками поведения. Недаром говорят: Посеешь привычку — пожнёшь характер.
Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей: — воспитание уважения к людям и результатам их труда; - правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на общественных местах; - культура речи ребёнка. В толковом словаре Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя. А воспитанность-качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей. Ядром в этой триаде является культура общения. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим и самому себе начинается в детстве. Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, друзьями, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания. Культурному поведению ребёнка необходимо учить с раннего детства, когда он только начинает ходить и действовать. Да разве мы не делаем этого, постоянно говоря малышу: « Так нельзя, некрасиво, нехорошо». И ребёнок постепенно начинает понимать: то, что можно, — красиво, хорошо, а то, что нельзя, — плохо, вредно, некрасиво. Значит, характер поведения ребёнка целиком и полностью зависит от родителей. И здесь встречаются две ошибки. Первая – некоторые родители считают, что учить ребёнка культуре поведения, красивым манерам нужно в подростковом возрасте, а то и в юношеском. Это, конечно неверно. Вторая ошибка родителей – ребёнка воспитывают в атмосфере вседозволенности. Он не знает слово «нельзя». Никаких запретов никогда и нигде – ни дома, ни в гостях, ни на улице. С самого раннего детства ребёнок должен понять взаимоотношение и взаимосвязь «нельзя», «можно». Играть с игрушками — можно , но оставлять их в беспорядке в комнате, излишне шуметь ими – нельзя. Очень важно учить детей доброму вежливому общению. Прибегает мальчик со двора и кричит: «А Ванька мой велосипед отобрал». «Ну, во–первых, не Ванька, — возражает мать, — а Ваня, а во-вторых, почему он у тебя велосипед отобрал, — ты , значит, не давал ему покататься? Пусть покатается, а ты другим делом займись, не сердись». Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор, как вести себя в транспорте. Культура одежды, речи, поведения – всё это слагаемые культуры человека, которая закладывается в самом раннем детстве и развивается на протяжении всей его жизни . Дети чрезвычайно подражательны и усваивают те модели поведения, которые в них закладывает семья. Казалось, всё очень просто: ребёнок мал , а мир огромен. Малыш беспомощен, а родители всесильны. Мир непонятен, а родители знают всё. Вот с этих основ и начинается вхождение ребёнка в мир, и именно родители, старшие — оказываются Всемогущими Волшебниками, показывающими, как надо с миром обращаться. Их улыбки, шлепки, а потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают картину мира, понимание окружающих, правила поведения в обществе, из которых складываются сценарии жизни. Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация жизни в семье, её быт, тон, атмосфера, которая там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности. Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда , обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… , как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами. Как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение… А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Желая выработать у своих детей полезные умения и навыки, родители часто проявляют нетерпение. Они забывают о том, что даже самые элементарные привычки появляются не сразу, а после многократного повторения одних и тех же действий. Например, ребёнку сказали, что теперь он за собой всегда должен мыть посуду, но вскоре после этого он оставил грязный стакан. Мама напомнила об уговоре. Несколько раз мальчик помыл за собой посуду, и обрадовавшиеся родители решили, что он уже приобрёл нужную привычку. Однако вскоре сын опять стал забывать о своей обязанности. Раздражённые родители, вместо того, чтобы спокойно каждый раз напоминать об этом мальчику, стали на него кричать, обвинять в намеренном нарушении их требований. Родители поступают неправильно, когда потеряв терпение, выполняют ту или иную работу за детей сами. Если ребёнок пошёл гулять, спросите его, когда он придёт или сами скажите, к какому часу он должен быть дома. Строго следите за тем, чтобы это правило соблюдалось всегда, иначе трудно будет, когда ребёнок подрастёт: неаккуратность, возвращение домой не в срок доставят много неприятных переживаний родителям. Сами родители не должны давать обещаний, которые не могут выполнить. Особое внимание родители должны обратить на тон, которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый тон, повышенный голос, постоянные насмешки – такое обращение с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно усваивается ими. Он станет также обращаться и с родителями. Прививать навыки культурного поведения нужно тактично, деликатно, даже самым маленьким, и ещё более тонко – детям школьного возраста, которые очень болезненно воспринимают все критические замечания по поводу своего внешнего вида и поведения. Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые , выражаем свой гнев и по какому поводу. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами; кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей? И стоит задуматься, не умерить ли свой гнев по отношению к детям, дабы не воспитывать в нём чёрствость, грубость, жестокость. Большую роль в воспитании культуры поведения играют семейные традиции, культурный уровень родителей, старших. Посещая с детьми театр или кино, отец или мать также могут наглядно показать школьникам значение самых разнообразных правил поведения в общественных местах. Вот например: Лиза пришла с мамой в театр. Вот уже погасли огни, в зале всё стихло, раздались первые звуки увертюры. И вдруг… какая – то женщина подходит к их ряду, отыскивая своё место. Им приходится встать, чтобы пропустить опоздавшую . Скрипят стулья, раздаётся недовольный шёпот окружающих… В антракте Лиза обратила внимание на то, что опоздавшая женщина чувствовала себя неловко. – Это потому, что своим опозданием она проявила неуважение к людям, — сказала мама. Вот опера закончилась. Артисты раскланиваются, прощаясь со зрителями, а некоторые из присутствующих уже ринулись к дверям. Соскочила со стула и Лиза. Но Елена Григорьевна взяла её за руку и усадила на место. – Не будем показывать артистам своё неуважение, а поблагодарим их аплодисментами за то, что они доставили нам такое большое удовольствие, — сказала она. Когда в дверях стало совсем свободнее, Елена Григорьевна с Лизой , не спеша , пошли одеваться. Постепенно с помощью взрослых дети усваивают основные правила культурного поведения. Помните, что основное в воспитании культуры поведения — личный пример самих родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-нибудь добиться. Сохрани в себе всё самое хорошее и передай это детям. Прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми. Хочется всем пожелать только успехов в воспитании детей.
|
|
|