МОУ СОШ №26
ДОКЛАД
учителя Макаркиной Е.В.
по предмету «Духовное краеведение Подмосковья»
«Патриотическое воспитание
детей и подростков
как основа нравственного воспитания»
Воскресенск , 2011г.
Духовно-нравственное воспитание-это процесс, который способствует формированию нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
А ты, входя в дома любые,-
И в серые, и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш,
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Культурный человек-это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением с людьми.
В основе нравственного воспитания лежат критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и такие общечеловеческие ценности, как: любовь к матери, патриотизм, любовь к Родине, добро, самовоспитание, добродетель, совесть, надежда.
В ходе реформ 90-х гг. было немало пробелов в духовно-нравственном воспитании подростков. В настоящее время принимаются меры по возрождению патриотического воспитания как основы духовно-нравственного воспитания.
Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.
Школа, ведущая работу по патриотическому воспитанию учащихся, должна воспитывать патриота-человека, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках, и, если потребуется, отдать свою жизнь за Родину, за свой народ. Патриотическое воспитание подрастающего поколения представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Его цели достигаются совместными усилиями органов государственного управления, образовательных учреждений, семьи, общественных организаций, Вооруженных сил и других силовых структур России.
Работа в школе по патриотическому воспитанию учащихся проводится комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся, включающая в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам
безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, подготовку по основам военной службы, военно-технической и специальной подготовке.
Изучение истории родной земли, истиной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
• Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Целью воспитательной работы МОУ «СОШ №26» является максимальное содействие становлению личности, способной к успешной социализации и развитию школьника в контексте формирования у учащихся патриотического сознания. Одна из задач воспитательной работы-воспитание гражданина, патриота через изучение истории Отечества, культуры своей страны, сохранение традиций народа. Патриотическое воспитание учащихся ведется в тесном контакте с работой школьного музея боевой и трудовой славы микрорайона. На базе музея проведены экскурсии для учащихся школы по темам: «Победа ковалась в тылу», «Наши земляки-защитники Москвы», «Женщины на войне». В музее были проведены уроки мужества, посвященные годовщине снятия блокады Ленинграда и годовщине Сталинградской битвы. По патриотическому воспитанию налажена тесная связь с ДК «Юбилейный». Совместно с коллективом ДК были организованы литературный вечер «Мы помним», посвященный дню памяти жертв политических репрессий; акция, посвященная Дню Мира. Вместе с библиотекой были организованы встречи с участниками локальных войн, тематический вечер «Гордо реет Андреевский флаг». Также проводятся встречи с ветеранами и тружениками тыла. Традиционной стала акция «Подарок ветерану». За многими классами школы закреплены участники ВОВ, среди которых: Колосов В.Е., Филиппов С.Ф., Ванин Г.И., Созданова В.М., Корнев П.И., Кузнецов А.И., Тишин Н.М., Якушкин А.Н., Копцова А.С., Сизова З.А. Учащиеся 10-х классов приняли участие в смотре строя и песни в усадьбе Кривякино, посвященному 70-летию разгрома войск под Москвой. В ходе мероприятий по подготовке к 200-летию Отечественной войны 1812 года были проведены классные часы «Бородинское сражение», планируется проведение уроков мужества по темам: «Выдающиеся полководцы Отечественной войны 1812 года», «Офицеры-герои 1812 года» и др. Учителями истории была подготовлена музыкально-литературная композиция по теме: «Славься ты, Русь моя!», ко Дню Народного Единства. Члены кружка «Основы православной культуры» подготовили выступление и презентацию к празднику Казанской Иконы Божией Матери; была рассказана история о чудесном обретении этой иконы, о помощи Божией Матери князю Пожарскому в изгнании поляков из Москвы, Кутузову в сражениях против французов в Отечественной войне 1812 года, нашим войскам в прорыве блокады Ленинграда. На уроках «Духовного краеведения» говорили о подвиге нашего современника Евгения Родионова, молодого солдата, защищавшего свою Родину, который принял мученническую смерть 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения, не отказавшись от главного символа Родины-креста Господня, в селе Бамут в Чечне. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать, затем подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик - не посмели. Его подвиг говорит об очень важном для нашего времени - о тайне неразрывного единства целомудрия и мужества, без которого не бывает любви к Родине.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
А также чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
В целях выявления особенностей формирования духовно-нравственного развития учащихся, было проведено анкетирование подростков одной возрастной группы (9-х классов), посещавших кружок «Основы православной культуры» и не посещавших его. Ребятам был предложен ряд тестов, среди которых:
1). Выбрать из списка 5 из 14 наиболее значимых для них ценностей.
1-я группа (посещавшие кружок): 10 2-я группа(не посещавшие):10
1-семья (100%) 1-семья (67%)
2-друзья (80%) 2-друзья (60%)
3-любовь (70%) 3-деньги (55%)
4-занятие по душе (50%) 4-любовь (44%)
5-гордость за Родину (40%) 5-свобода в поступках(33%)
Выбрать из списка 5 наиболее значимых для них целей:
1-иметь верных друзей (90%) 1-иметь верных друзей (89%)
2-создать прочную семью (70%) 2-получить образование (67%)
3-заниматься любимым делом (60%) 3-создать прочную семью (60%)
4-честно прожить жизнь (50%) 4-стать богатым (33%)
5-встретить любовь (40%) 5-встретить любовь (22%)
3). Выбрать из списка 5 из 14 наиболее значимых для них человеческих качеств:
1-честность (100%) 1-доброта (67%)
2-доброта (90%) 2-воспитанность (55%)
3-ум (80%) 3-ум (44%)
4-отзывчивость (60%) 4-юмор (33%)
5-почитание родителей (40%) 5-уверенность в себе (22%)
Какое место в их жизни занимает религия?
Являюсь истинно верующим:
50% 11%
Иногда посещаю церковь:
40% 67%
Равнодушен к религии:
- 22%
Интересуюсь религией как величайшим достижением культуры:
10% -
Написать понятия, противоположные следующим:
милосердие
9 + 1 - 5 + 4 -
доброта
10 + 9 +
смирение
10+ 9 -
щедрость
10+ 9+
любовь
10+ 7+ 2-
терпение
10+ 2+ 7-
человеколюбие
10+ 7+ 2-
ВЫВОДЫ:
В результате анкетирования были выявлены некоторые различия в духовно-нравственном становлении учащихся между двумя одинаковыми возрастными группами. Подростки, посещающие кружок «Основы православной культуры», своими ответами показали более высокий нравственный уровень их развития, большую устремленность в достижении нравственных идеалов общества, государства, семьи, личности. Это показывает необходимость 100%-ого охвата учащихся в изучении предмета в школе.
|